<Письмо> Минфина России от 13.07.2020 N 09-04-05/60828
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 июля 2020 г. N 09-04-05/60828
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" подпункта 1.3 пункта 1 раздела I протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 12 марта 2020 года N 2 сообщает следующее.
В соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации в бюджетах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены следующие виды субсидий, предоставляемых негосударственным некоммерческим организациям (далее - некоммерческие организации):
субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс);
гранты в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Поскольку бюджет субъекта Российской Федерации составляется и утверждается сроком на три года (пункт 4 статьи 169 Бюджетного кодекса), лимиты бюджетных обязательств утверждаются по главным распорядителям бюджетных средств также на трехлетний период.
Учитывая изложенное, бюджетное законодательство Российской Федерации позволяет при формировании бюджета субъекта Российской Федерации предусматривать бюджетные ассигнования на предоставление некоммерческим организациям субсидий в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса на весь срок формирования бюджета и, соответственно, заключать соглашения о предоставлении таких субсидий на три года в пределах доведенных до соответствующего получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.
Порядок определения объема и предоставления субсидий в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац третий пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса).
Указанные нормативные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 541 (далее - Общие требования N 541).
Порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации, если данный порядок не определен решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 322 (далее - Общие требования N 322).
Положениями Общих требований N 541 не установлено требование о включении в нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, положений о составе затрат получателя субсидии.
В нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджета субъекта Российской Федерации, согласно нормам подпункта "л" пункта 7 Общих требований N 322, положения о перечне затрат, на финансовое обеспечение (возмещение) которых предоставляется грант, включаются при необходимости.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 4 Общих требований N 541 и подпунктом "з" пункта 7 Общих требований N 322 нормативные правовые акты о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса или гранта в форме субсидии в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (далее - правовые акты) в целях определения условий и порядка предоставления таких субсидий (грантов в форме субсидий) должны устанавливать результаты предоставления субсидии (гранта в форме субсидии). Указанные результаты должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных, региональных проектов или программ (в случае если субсидия (грант в форме субсидии) предоставляется в целях реализации такого проекта, программы). В правовые акты включаются также показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации), значения которых устанавливаются в соглашениях.
В отношении субсидий (грантов в форме субсидии), предоставляемых некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения предоставления такими организациями государственных (муниципальных) услуг в отраслях социальной сферы (далее - услуги в социальной сфере), результатом предоставления таких субсидий (грантов в форме субсидий) является достижение показателей, характеризующих качество и объем оказания таких услуг.
Оказание услуг в социальной сфере осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими стандарт (порядок) оказания таких услуг. При этом законодательством Российской Федерации определены органы государственной власти, осуществляющие контроль соблюдения таких стандартов (порядков). В этой связи закрепление в правовых актах перечня затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия (грант в форме субсидии), может не позволить достигнуть значения результата, определенного правовым актом.
При этом подходы к организации предоставления субсидий (грантов в форме субсидий) в целях финансового обеспечения предоставления некоммерческими организациями услуг в социальной сфере могут быть аналогичны применяемым при предоставлении субсидий бюджетным или автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг учреждениями субъекта Российской Федерации (далее - государственное задание).
В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса государственное задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также установленных показателей государственного задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
Частью 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" установлено, что неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).
Аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений частью 3.15 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Таким образом, достижение бюджетным или автономным учреждением установленных государственным заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказания государственной услуги, подтвержденное отчетностью о выполнении государственного задания, предоставляемой учреждением органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя учреждения, является фактом выполнения государственного задания.
Бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено право бюджетного или автономного учреждения самостоятельно определять направления расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также перераспределять образовавшуюся сумму экономии по направлениям расходов в зависимости от потребности учреждения. При этом перераспределение учреждением образовавшейся экономии не должно влиять на достижение показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.
Исходя из изложенного, решение о включении (невключении) в правовой акт положений о перечне затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия (грант в форме субсидии), является предметом компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, из бюджета которого осуществляется предоставление субсидии (гранта в форме субсидии) некоммерческой организации в целях оказания услуг в социальной сфере.
Согласно положениям подпунктов "в" и "г" пункта 2 Общих требований N 541 нормативные правовые акты о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса должны содержать требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления таких субсидий и ответственности за их нарушение, включающие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Общих требований N 541 основанием применения положений об ответственности к получателю субсидии является нарушение им условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленное по фактам проверок главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также недостижение результатов, показателей, установленных нормативным правовым актом о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса. В указанных случаях в нормативный правовой акт о предоставлении субсидии включаются порядок и сроки возврата субсидий в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлена субсидия в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом "б" пункта 9 Общих требований N 322 в отношении предоставляемых некоммерческим организациям в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса грантов в форме субсидий.
В случае, если результат предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), определенный правовым актом, достигнут и подтвержден отчетностью о достижении значений результата предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) - выполненными. Указанное позволяет, если иное не определено правовыми актами, получателю субсидии (гранта в форме субсидии), предоставляемой в порядке финансового обеспечения, использовать сложившиеся остатки такой субсидии на цели, соответствующие целям создания некоммерческой организации, предусмотренные ее учредительными документами.
Положениями Бюджетного кодекса не установлены требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
В этой связи органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии целесообразности вправе установить положения, определяющие возможность использования некоммерческими организациями полностью или частично остатков субсидий, предоставляемых в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, на цели, ранее установленные условиями предоставления таких субсидий, в рамках нормативных правовых актов, определяющих порядок исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
Так, например, пунктами 27 - 34 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 года N 1496, установлены порядок и сроки, в соответствии с которыми главные распорядители средств федерального бюджета, предоставившие субсидии юридическим лицам на основании пунктов 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, принимают решения об использовании полностью или частично остатков таких субсидий.
Вместе с тем, если при расчете объема субсидии (гранта в форме субсидии), предоставляемой в целях оказания некоммерческой организацией услуг в социальной сфере, применялись нормативные затраты, определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые являются достаточными для оказания такой услуги в соответствии со стандартами оказания услуги в социальной сфере, принятие решения о возврате в бюджет субъекта Российской Федерации сложившихся остатков субсидий (грантов в форме субсидий) может демотивировать получателей субсидии (гранта в форме субсидий) к использованию оптимальных решений организации финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, применению новых (инновационных) методов оказания услуг в социальной сфере, снижению затрат.
В части предмета контроля при проведении проверок исполнения соглашений на предоставление субсидий (грантов в форме субсидий) в целях финансового обеспечения оказания некоммерческими организациями услуг в социальной сфере сообщаем следующее.
Согласно положениям абзаца третьего пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющие порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям в соответствие с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Включение в нормативные правовые акты о предоставлении субсидий требований об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий предусмотрено подпунктом "г" пункта 2 Общих требований N 541 и подпунктом "д" пункта 2 Общих требований N 322.
Положениями пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также соблюдения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с абзацем девятым пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получающие средства из соответствующего бюджета, в том числе на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
При этом согласно пункту 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
В этой связи органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым в том числе относятся нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с положениями пунктов 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, а также положений договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий), предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, являющихся основанием для предоставления указанных средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации некоммерческим организациям.
В соответствии со статьей 3 Бюджетного кодекса под нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, понимаются в том числе нормативные правовые органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Бюджетным кодексом.
Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса и устанавливающие порядок предоставления субсидий, грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, относятся к правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.
Учитывая изложенное, при проверке органами государственного (муниципального) финансового контроля некоммерческих организаций - получателей субсидий осуществляется контроль соблюдения установленных указанными правовыми актами требований, а также условий, включенных в соглашения о предоставлении субсидий, грантов в форме субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
А.М.ЛАВРОВ