<Письмо> Минфина РФ от 20.08.2003 N 03-01-01/15-245
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 августа 2003 г. N 03-01-01/15-245
Министерство финансов Российской Федерации в связи с запросами о правомерности квалификации в ходе последующего контроля, как нецелевое использование средств федерального бюджета, направление средств бюджетополучателями в образование дебиторской задолженности, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Приказ Минфина России от 11 декабря 2002 г. N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" устанавливают статьи бюджетной классификации, в строгом соответствии с которыми получатели бюджетных средств вправе расходовать полученные средства федерального бюджета.
Согласно статье 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета путем заключения получателем бюджетных средств с поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность предварительной оплаты товара по договору купли-продажи (статья 487) или выполненной работы по договору подряда (статья 711) в случае, когда это предусмотрено договором купли-продажи или договором подряда.
Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях" перечисление авансов учреждениями юридическим лицам допускается в случаях, установленных действующим законодательством.
Таким образом, получатель бюджетных средств вправе осуществить выплату аванса (предварительной оплаты) за поставку продукции (работ, услуг) в пределах лимитов бюджетных обязательств на условиях и в размере, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с договорами, заключенными в рамках действующего законодательства Российской Федерации, и, соответственно, указанная выплата, произведенная за продукцию (работы, услуги), поставка которых будет осуществлена в следующем финансовом году, не подпадает под определение понятия "нецелевое использование бюджетных средств".
Учитывая изложенное, квалифицировать выявленную при проверках бюджетополучателей дебиторскую задолженность при направлении средств получателем средств федерального бюджета на цели, соответствующие условиям их получения, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации как нецелевое использование средств федерального бюджета неправомерно.
Вместе с тем письмами Минфина России от 21 октября 2002 г. N 03-01-01/06-380 и 03-01-01/06-379 обращено внимание на необходимость проведения разъяснительной работы среди получателей средств федерального бюджета, направленной на ограничение в осуществлении авансовых платежей по расходам и недопущение необоснованного образования кредиторской и дебиторской задолженности.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, помимо изъятия бюджетных средств, к нарушителям бюджетного законодательства может быть применена мера в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации -
начальник Главного управления
федерального казначейства
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
Руководитель Департамента
государственного
финансового контроля
А.А.АХПОЛОВ