<Письмо> Минфина РФ от 15.01.2002 N 03-01-01/04-17
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 января 2002 г. N 03-01-01/04-17
Министерством финансов Российской Федерации получен ответ Верховного Суда Российской Федерации на обращение Минфина России о проверке в порядке надзора судебных дел по искам Салтыковой Г.А. (Октябрьский районный суд г. Кирова), Мазий А.И. (Туапсинский городской суд Краснодарского края), Венслава Ю.С. (Басманный межмуниципальный суд ЦАО г. Москвы) о взыскании с казны Российской Федерации компенсации по государственным долговым товарным обязательствам в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года и целевых чеков на приобретение легковых автомобилей.
Верховный Суд Российской Федерации в указанном письме от 9 августа 2001 года за N N 1809-5/общ., 18-ВО1-9, 10-ВО1-1, 5-ВО1-15 разъяснил следующее.
Исходя из п. 1 ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, само по себе решение суда об удовлетворении требований о взыскании компенсации по целевому чеку или облигации целевого займа не прекращает государственное долговое товарное обязательство, так как прекратить такое обязательство может только его надлежащее исполнение. Таким образом, если обязательство на 1 января 2001 года не было прекращено, на него в полной мере распространяется действие ст. 3 Федерального закона от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" в новой редакции Федерального закона от 2 июня 2000 года N 80-ФЗ. Учитывая это, не исполненные до 1 января 2001 года решения судов могут быть принудительно исполнены только при условии соблюдения положений, касающихся сроков и размера компенсации по долговым товарным обязательствам, закрепленных в Государственной программе погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам. На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации указал на возможность обращения в суд с заявлением о разъяснении порядка и срока исполнения решения суда - на основании ст. 18 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 355 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.
Письмом от 30 октября 2001 г. N 1944-5/общ. Верховный Суд Российской Федерации дополнительно разъяснил, что статья 18 Федерального закона "Об исполнительном производстве", применительно к которой предлагалось решать вопрос о порядке исполнения судебных актов о взыскании компенсаций по государственным долговым товарным обязательствам (не исполненных до 1 января 2001 года), предоставляет сторонам право обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения, об изменении способа и порядка исполнения решения. Такое заявление рассматривается судом по правилам, установленным ст. 207 Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Таким образом, Минфин России в лице Управления федерального казначейства имеет возможность обратиться с указанным выше заявлением в суд. В определении по результатам рассмотрения этого заявления судом будут определены размер взыскания и сроки исполнения решения с учетом положений, закрепленных в Государственной программе погашения государственного долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам.
В связи с вышеизложенным при получении решений судов о взыскании компенсаций по долговым товарным обязательствам, вынесенных в 2000 году и ранее и не исполненных до 1 января 2001 года, и соответствующих исполнительных документов Управлениям федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации принять меры по направлению в соответствующие суды указанных выше заявлений.
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО