<Письмо> Минфина России от 31.08.2018 N 02-05-11/62453
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 2018 г. N 02-05-11/62453
Министерством финансов Российской Федерации проведен анализ порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на основе месячной бюджетной отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (далее - Отчетность) и Таблицы соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющейся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - Сопоставительная таблица), размещенной на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации", разделе "Методический кабинет" для использования при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.
Письмами Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 02-05-11/77689, от 1 сентября 2017 г. N 02-05-11/56418 были направлены разъяснения о несоответствиях применения отдельных разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов (письма размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации").
Вместе с тем Отчетность по состоянию на 1 июля 2018 года содержит некорректные увязки разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов.
Дополнительно к вышеуказанным разъяснениям сообщаем следующее.
1. В части порядка применения подраздела 0302 "Органы внутренних дел" классификации расходов бюджетов.
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания):
по подразделу 0302 "Органы внутренних дел" подлежат отражению расходы на содержание и обеспечение деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел муниципальных образований, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, представительств (представителей) МВД России за рубежом, а также расходы на создание государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения;
по подразделу 0306 "Органы безопасности" - расходы на обеспечение деятельности федеральных и территориальных органов безопасности.
Применение субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) подраздела 0302 "Органы внутренних дел", 0306 "Органы безопасности" противоречит Указаниям.
2. В части отражения расходов субъектов Российской Федерации на предоставление межбюджетных трансфертов в виде субвенций на осуществление части переданных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов.
Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление субвенции на осуществление части переданных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, федеральному бюджету в целях реализации соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о передаче осуществления части вышеуказанных полномочий, следует отражать по подразделу 0113 "Другие общегосударственные вопросы", виду расходов 530 "Субвенции" классификации расходов бюджетов.
3. В части отражения расходов на выплату пенсий, пособий, компенсаций, мер социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов.
В соответствии с порядком применения разделов (подразделов) классификации расходов бюджетов (пункт 3 раздела III Указаний) расходы бюджетов на предоставление публичных нормативных выплат, носящих социальный характер (пенсии, пособия, компенсации и иные аналогичные выплаты, предоставляемые гражданам), отражаются по соответствующим подразделам раздела 1000 "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.
Таким образом, увязки, содержащиеся в Отчетности, видов расходов 312 "Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям", 313 "Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам" с подразделами 0113 "Другие общегосударственные вопросы", 0701 "Дошкольное образование", 0707 "Молодежная политика" и т.д. противоречат Указаниям.
4. В части порядка применения подраздела 1001 "Пенсионное обеспечение" классификации расходов бюджетов.
Согласно Указаниям по подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение" (далее - подраздел 1001) подлежат отражению расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и связанные с выплатой денежных пособий, таких как все виды пенсий, различным категориям лиц, выплаты нетрудоспособным членам семьи, дополнительное материальное обеспечение ветеранов ядерно-оружейного комплекса, другие выплаты, установленные пенсионным законодательством Российской Федерации.
В состав указанного подраздела также включены расходы по выплате пособий в натуральной форме, таких как предоставление жилья, питания престарелым, находящимся в специализированных учреждениях.
Отражение расходов по оплате труда работников государственных (муниципальных) органов, осуществлению иных выплат и компенсаций работникам государственных (муниципальных) органов, по иным выплатам населению, по возмещению судебных издержек истцам (государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах), а также отражение специальных расходов по подразделу 1001 согласно Указаниям не предусмотрено. Расходы по возмещению судебных издержек истцам отражаются по тому подразделу, по которому осуществляется обеспечение функций государственного (муниципального) органа, учреждения.
Таким образом, увязки, содержащиеся в Отчетности, указанного подраздела с видами расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов", 360 "Иные выплаты населению", 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда", 880 "Специальные расходы" противоречат Указаниям.
5. В части отражения расходов, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа по видам расходов классификации расходов бюджетов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Государственным заказчиком государственного оборонного заказа является федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.
Согласно порядку применения видов расходов классификации расходов бюджетов (пункт 5.1 раздела III Указаний) по виду расходов 212 "Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения" (далее - вид расходов 212) отражаются расходы на финансовое обеспечение закупок вооружения, боеприпасов, военной и специальной техники, специальных средств и движимого военно-технического имущества, а также закупок комплектующих изделий, в интересах обеспечения обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, осуществляемые вне государственной программы вооружения (в том числе в рамках федеральных целевых программ).
Таким образом, применение субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) вида расходов 212 противоречит Указаниям.
6. В части отражения расходов на выплату гражданам денежных средств на приобретение, строительство жилых помещений по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов.
В соответствии с порядком применения разделов (подразделов) классификации расходов бюджетов (пункт 3 раздела III Указаний) расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья отражаются по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" классификации расходов бюджетов.
Таким образом, расходы по выплате гражданам денежных средств на приобретение, строительство жилых помещений (вид расходов 322 "Субсидии гражданам на приобретение жилья") осуществляются в рамках вышеуказанного подраздела классификации расходов бюджетов.
7. В части отражения расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В соответствии с Указаниями расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения подлежат отражению по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" классификации расходов бюджетов.
Таким образом, вид расходов 324 "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения" применяется субъектами Российской Федерации в увязке исключительно с подразделом 1003 "Социальное обеспечение населения" классификации расходов бюджетов.
Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо пользоваться Сопоставительной таблицей. В случае если Сопоставительная таблица не содержит необходимых увязок разделов (подразделов) и видов расходов, нужно представить в Министерство финансов Российской Федерации (Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе) предложения с указанием правовых оснований по возникновению (принятию) расходных обязательств (нормативных правовых актов, устанавливающих данные расходные обязательства, договоров, соглашений), в том числе направить указанные предложения в электронном виде на адрес электронной почты 0196@minfin.ru с указанием контактных данных отправителя.
А.М.ЛАВРОВ