<Письмо> Минфина РФ N 02-01-04/2523, Минэкономразвития РФ N 12064-АП/Д05 от 29.08.2008
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 02-01-04/2523
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 12064-АП/Д05
ПИСЬМО
от 29 августа 2008 года
О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 78 И 78.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации поступают многочисленные запросы о применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по вопросу, касающемуся порядка предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений).
Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации полагают необходимым обратить внимание на следующие положения законодательства Российской Федерации.
1. Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
При этом статьей 78.1 Бюджетного кодекса установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий автономным учреждениям и государственным корпорациям.
Кроме того, в данной статье определено, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.
Однако указанное обстоятельство не является препятствием для возможности предоставления субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса.
Аналогичная позиция нашла отражение в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на проект Федерального закона N 478010-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". Согласно указанному официальному отзыву Правительством Российской Федерации не поддержан законопроект, направленный на внесение изменения в статью 78 Бюджетного кодекса в части дополнительного закрепления положения о предоставлении субсидий некоммерческим организациям из бюджетов субъектов Российской Федерации.
2. Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пункт 2 этой же статьи закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
Согласно пункту 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Таким образом, именно закон (решение) о бюджете предусматривает случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных (муниципальных) учреждений) субсидий, получаемых из бюджета, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По нашему мнению, предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.
Деятельность некоторых некоммерческих организаций обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями их правового положения, и преследует достижение различных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и иных целей.
Так, например, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса получателям средств из бюджета (в том числе некоммерческим организациям - объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства), не являющимся бюджетными учреждениями, могут быть предоставлены денежные средства из бюджета (гранты) в форме единовременно, безвозмездно и безвозвратно выплачиваемых субсидий. Такая позиция нашла отражение в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на проект Федерального закона N 41427-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (которым было предложено установление в Бюджетном кодексе новой формы бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера).
4. В отношении возможности предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов субсидий в виде имущественного взноса некоммерческим организациям, в том числе созданным в форме фонда, обращаем внимание на следующее.
Статья 31 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах.
Так, согласно статьям 7 и 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Источниками формирования имущества фонда как некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в частности, регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) и добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Таким образом, публично-правовое образование, если оно выступает учредителем фонда, вправе предоставлять как разовые, так и регулярные имущественные взносы, в том числе и в виде денежных средств в целях финансового обеспечения его деятельности.
Статья 78 Бюджетного кодекса не содержит ограничений в отношении предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), в том числе созданным в форме фонда.
Например, закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете), с учетом требований статьи 78 Бюджетного кодекса, на наш взгляд, может предусматривать выделение субсидии из регионального бюджета (местного бюджета) в целях оказания содействия субъектам малого предпринимательства в качестве добровольного имущественного взноса на учреждение государственного или муниципального фонда поддержки предпринимательства, фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), фонда для приобретения паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и иных видов объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечение их деятельности.
Исходя из вышеизложенного, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации полагают, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит Бюджетному кодексу.
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
Статс-секретарь -
Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
А.В.ПОПОВА