<Письмо> Минфина РФ от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2004 г. N 01-02-01/03-1625
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфин России рассмотрел с участием Минэкономразвития России, ФСБ России, СВР России, ФСО России письмо Минобороны России по вопросу уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога учреждениями и организациями, подведомственными Минобороны России, и сообщает следующее.
По мнению Минобороны России, имущество и транспортные средства, принадлежащие Минобороны России на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, закрепляемые в установленном порядке за учреждениями и предприятиями Минобороны России, не могут являться объектом налогообложения по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.
Однако необходимой информации об "установленном порядке закрепления" имущества за учреждениями и предприятиями, подтверждающей мнение Минобороны России, представлено не было.
В связи с этим полагаем необходимым учитывать следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения транспортным налогом средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296, определяющими право хозяйственного ведения и право оперативного управления. При этом имущество за учреждениями закрепляется на праве оперативного управления.
На основании положений Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в частности, пунктов 1 и 3), а также Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 (в частности, пунктов 1, 2, 5 и 7), Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, центральным органом военного управления, состоящим из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру, и по своей форме является бюджетным учреждением.
Исходя из указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положений вышеназванных Указов Президента Российской Федерации можно сделать вывод о том, что не является объектом налогообложения вышеуказанными налогами имущество (при условии использования его для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации) и транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления Минобороны России как федеральному органу исполнительной власти, включая имущество, находящееся в воинских частях Минобороны России, не являющихся юридическими лицами.
Вместе с тем подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать налог на имущество организаций и транспортный налог в отношении принадлежащего им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения имущества и транспортных средств в порядке, предусмотренном главами 28 "Транспортный налог" и 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, включая и возможность применения установленных этими главами налоговых льгот.
При этом, исходя из положений статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за подведомственными Минобороны России учреждениями и предприятиями, не может одновременно принадлежать на праве оперативного управления Минобороны России.
Соответствующие разъяснения доводились до сведения Минобороны России письмами Минфина России и МНС России.
Аналогичная позиция высказана и Минэкономразвития России в рамках исполнения данного поручения Правительства Российской Федерации.
А.Л.КУДРИН