Письмо Минфина РФ от 27.05.1991 N 16/111
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РСФСР
ПИСЬМО
от 27 мая 1991 г. N 16/111
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ И ВНЕСЕНИИ В БЮДЖЕТ ПЛАТЫ ЗА ВОДУ
Министерство финансов РСФСР сообщает, что в соответствии с Законом РСФСР от 01.12.90 "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 г. Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, в пределах установленных лимитов в составе материальных затрат включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
Государственным комитетом СССР по ценам Постановлением от 14 октября 1988 г. N 551 утвержден прейскурант N 03-03 тарифов на воду, забираемую из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники). Указанный прейскурант утвержден в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14.06.88 N 741, введен в действие с 1 января 1991 года и действует на территории РСФСР согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 29.12.90 N 623 "О переходе на новую систему оптовых цен и тарифов в РСФСР".
В связи с этим при осуществлении контроля за исчислением и внесением в бюджет платы за воду необходимо руководствоваться следующим.
1. Плательщиками в бюджет платы за воду являются промышленные предприятия (объединения), включая предприятия теплоэнергетики, независимо от форм собственности, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами.
Критерием для определения плательщиков следует считать предприятия, отнесенные в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства к отрасли "Промышленность".
2. Плательщики вносят в бюджет плату за воду, забираемую для собственных нужд, независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем <*> (поверхностных или подземных источников), от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства.
-------------------------------
<*> Под водохозяйственной системой понимается комплекс взаимосвязанных водных объектов (реки, водохранилища, озера, подземные воды и другие водные объекты) и гидротехнических сооружений, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод.
При использовании воды промышленными предприятиями, наряду с производственными целями, на нужды объектов социально - культурного назначения, жилищно - коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, подсобного сельского и рыбоводного хозяйства или других вспомогательных служб плата в бюджет вносится за всю забранную воду, если эти службы забирают воду из системы водоснабжения промышленного предприятия, на балансе которого они находятся.
При получении воды от поставщиков (других промышленных предприятий, предприятий коммунального хозяйства и т.п.) промышленные предприятия, кроме платы в бюджет за воду, оплачивают поставщикам услуги по подаче воды.
Промышленные предприятия и предприятия теплоэнергетики, использующие для нужд охлаждения агрегатов оборотные системы водоснабжения, плату в бюджет вносят только за воду, забираемую из водохозяйственных систем, которая идет на подпитку указанной системы водоснабжения. При прямоточной системе охлаждения плата в бюджет вносится за весь объем охлаждающей воды.
3. Плата за воду предприятиями - плательщиками вносится на раздел 13 "Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем".
В соответствии с Законом СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" всеми предприятиями (объединениями) общесоюзной государственной собственности; арендными предприятиями, созданными на базе предприятий общесоюзной государственной собственности; акционерными обществами; предприятиями, переданными в собственность трудового коллектива этих предприятий после их выкупа; предприятиями, созданными на основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, которые не могут быть отнесены к той или иной конкретной форме собственности; предприятиями (объединениями), созданными на базе государственной собственности союзных республик, а также предприятиями и объединениями, созданными на базе государственной собственности автономных республик; предприятиями и объединениями, входящими в состав местного хозяйства, относящимися к коммунальной собственности; предприятиями и объединениями общественных и кооперативных организаций платежи по плате за воду вносятся в доходы местных бюджетов.
4. Плата в бюджет не вносится за воду:
а) отпускаемую плательщиками платы за воду другим потребителям;
б) забираемую рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами;
в) забираемую не из системы водоснабжения промышленного предприятия состоящими на его балансе службами;
г) за подземные лечебные минеральные и теплоэнергетические воды, подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных компонентов, а также за подземные воды, которые извлекаются из недр попутно с добычей полезных ископаемых, или в целях предотвращения (ликвидации) вредного воздействия этих вод (подтопления, затопления, засоления, заболачивания и др.);
д) за морскую воду <*>.
-------------------------------
<*> К морской относится вода, забираемая как непосредственно из акваторий морей, так и из устьев участков рек, гаваней, заливов, если вода в них по солевому составу не соответствует нормам ПДК, устанавливаемым для поверхностных вод суши.
5. Лимиты забора воды, рассчитанные промышленными предприятиями и утвержденные органами по регулированию использования вод, отражаются в разрешении на специальное водопользование, оформленном в соответствии с действующим порядком согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование.
При заборе воды из систем коммунального или ведомственного водоснабжения лимиты устанавливаются исполнительными комитетами Советов народных депутатов.
Лимиты должны быть утверждены на весь объем забираемой воды (для производственных и других нужд).
Месячные лимиты забора воды исчисляются предприятиями - водопользователями в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод, с учетом проектных материалов и производственных планов и не позднее 20 февраля представляются налоговым органам и органам по регулированию использования вод.
При этом, если промышленное предприятие передает воду другим промышленным предприятиям из его лимита забора воды, установленного в разрешении на специальное водопользование, отдельной строкой выделяется лимит забора воды на собственные нужды.
6. Плата за воду вносится в бюджет по тарифам, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по ценам от 14 ноября 1988 г. N 551 в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1988 г. N 741.
Тарифы на воду, забираемую из поверхностных водных источников, приведены в Приложении N 1 (не приводится), а из подземных источников - в Приложении N 2 (не приводится) к настоящему письму.
7. Тарифы на воду установлены на 1 куб. м забранной воды. За сверхлимитный забор воды плата взимается в пятикратном размере, в т.ч. и по предприятиям теплоэнергетики, потребляемым воду не на нужды охлаждения агрегатов.
Плата за воду, забираемую из каналов мелиоративных систем, вносится по тарифам, утвержденным для водных объектов, из которых вода поступает в эти каналы.
При использовании воды, полученной от поставщиков, системы водоснабжения которых имеют смешанные источники питания (поверхностные и подземные), тарифы на поставляемую воду исчисляются как средневзвешенные, исходя из установленных лимитов забора воды поставщику из различных источников и соответствующих тарифов.
По водохозяйственным системам, по которым ранее (до 1 января 1982 года) специальными решениями была установлена плата за воду, действующий порядок ее взимания и тарифы на воду сохраняются.
8. При заборе воды предприятиями теплоэнергетики, использующими воду на нужды охлаждения агрегатов, применяются два вида тарифов:
а) за водопотребление в пределах лимита забора воды плата производится по тарифу, составляющему 30% величины установленного тарифа;
б) за сверхлимитный забор воды плата производится по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы.
Если предприятие теплоэнергетики является поставщиком воды, использованной для охлаждения агрегатов, то в бюджет вносится плата ее потребителем по тарифу, исчисляемому как разница между основным тарифом и льготным тарифом, установленным для предприятия теплоэнергетики.
9. Затраты промышленных предприятий на плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов, относятся на себестоимость продукции и отражаются по соответствующим статьям затрат.
Расходы по оплате за сверхлимитный забор возмещается за счет прибыли (дохода), оставляемой в распоряжении предприятий.
10. Фактическая сумма платы за забор воды в пределах лимита и сверх лимита определяется исходя из объема забранной воды по источникам за каждый истекший месяц (квартал) и установленного тарифа.
Количество забранной воды определяется предприятиями - водопользователями по формам первичной учетной документации по использованию воды.
По состоянию на 1 число каждого месяца предприятие - водопользователь производит снятие показаний водоизмерительных приборов и на основании данных журнала первичного учета определяет объем забранной воды.
На предприятиях, не имеющих соответствующей водоизмерительной аппаратуры, количество забранной воды, как временное исключение, может быть определено на основании учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, по характеристикам работающих насосов или по суммарному расходу электроэнергии и другими косвенными методами.
11. Взносы в бюджет платы за воду производятся ежемесячно по фактическому забору воды, не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца.
В эти же сроки предприятия - плательщики представляют налоговому органу и органу по регулированию использования вод месячные (квартальные) и годовые отчеты по форме, рекомендуемой Министерством финансов СССР. Примерная форма отчета по плате за воду приводится в Приложении N 3.
Конкретные сроки уплаты и представления отчетов платы за воду устанавливаются налоговыми органами на местах в зависимости от размера этой платы.
Предприятия системы Минобороны отчеты по плате за воду налоговым органам и органам по регулированию использования вод не представляют.
12. Руководители и главные бухгалтеры предприятий несут ответственность за правильное исчисление и своевременное внесение платы за воду, а также за правильное составление и своевременное представление государственным налоговым инспекциям и органам по регулированию использования вод установленной отчетности по плате за воду.
Предприятия, не представившие государственным налоговым инспекциям к установленному сроку месячный (квартальный) отчет о суммах платы за воду, причитающихся к уплате за истекший месяц (квартал), впредь до представления отчета, уплачивают 110% суммы платы за воду, исчисленной за предыдущий месяц (квартал). По предоставлении плательщиком соответствующего отчета с ним производится перерасчет платы за воду исходя из фактического забора воды.
13. Суммы платы за воду, не внесенные в установленный срок (недоимка), уплачиваются с начислением пени в размере 0,05% с суммы недоимки за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления срока платежа по день уплаты включительно.
Взыскание не внесенных в срок сумм платы за воду, зачет и возврат неправильно поступивших сумм производится налоговыми органами в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР по применению положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей.
Возврат и зачет неправильно поступивших сумм платы за воду производится из соответствующего бюджета по заявлению плательщика.
14. Учет начисленных и поступивших в бюджет сумм платы за воду осуществляется налоговыми органами на карточках лицевых счетов по формам, установленным Министерством финансов СССР.
15. Контроль за правильностью исчисления и уплаты этих платежей, а также за соблюдением налогового законодательства государственная налоговая инспекция осуществляет в соответствии с Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР".
Инструкция Министерства финансов СССР от 22.10.84 N 154 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за воду" действует на территории РСФСР в части, не противоречащей настоящему письму.
Заместитель Министра
Ю.М.УЛЬЯНОВ
Приложение N 3
к письму Министерства финансов РСФСР
от 27 мая 1991 г. N 16/111
В ____________________ налоговую инспекцию
__________________________________________
(орган по регулированию использования вод)
__________________________________________
(полное наименование предприятия)
Адрес предприятия
Фамилия ответственного лица
Телефон
ОТЧЕТ
ПО ПЛАТЕ ЗА ВОДУ, ЗАБРАННУЮ ЗА ___ МЕСЯЦ (КВАРТАЛ) 199_ г.
Примечание. Для предприятий теплоэнергетики, использующих воду на нужды охлаждения агрегатов, в графах 4 и 7 применяются соответственно тарифы, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 8 письма. При расчете льготного тарифа (подпункт "а" пункта 8) округление производится до 0,01 коп., при этом дробная часть менее 0,005 коп. отбрасывается, а равная 0,005 коп. и более - увеличивается до 0,01 коп.