Письмо Минэкономразвития России от 03.02.2016 N ОГ-Д23-1193
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2016 г. N ОГ-Д23-1193
ОТНОСИТЕЛЬНО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ОБРАЗОВАННЫХ ИЗ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,
РАНЕЕ ОБРАЗОВАННОГО ПУТЕМ ВЫДЕЛА В СЧЕТ ДОЛИ (ДОЛЕЙ)
В ПРАВЕ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ (ДОЛЕЙ)
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно информации Росреестра по результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земельного участка с кадастровым номером N 1, органом кадастрового учета на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее - Решение) в связи с отсутствием в составе представленного межевого плана проекта межевания земельных участков.
Также в орган кадастрового учета были представлены документы, направленные на устранение причин, послуживших основанием для принятия Решения. По результатам рассмотрения представленных документов органом кадастрового учета на основании пунктов 4, 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре приняты решения об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с неустранением причин, послуживших основанием для принятия Решения. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N 1 был образован в 2013 г. путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером N 0.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об обороте земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
При этом согласно свидетельству о государственной регистрации права, датированному 2013 г., которое было включено в состав приложения к проекту межевания, физическому лицу (правообладателю) принадлежит 6/11 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N 1, который был образован путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером N 0.
По мнению Росреестра, порядок выдела земельной доли в соответствии с правилами, установленными Законом об обороте, в данном случае неприменим.
Однако, установленный статьями 13, 13.1 Закона об обороте порядок образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, не содержит ограничений и запретов на образование земельного участка (с учетом требований к образуемым земельным участкам) из земельного участка, ранее образованного путем выдела в счет доли (долей) в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения или земельной доли (долей).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона об обороте участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте.
При этом не имеет значения, был ли данный участок предоставлен в связи с приватизацией либо был образован из земельных долей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об обороте минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, в результате выдела могут быть образованы земельные участки, в том числе и из земельных участков ранее образованных путем выдела земельных долей, если их размеры соответствуют установленным предельным размерам образуемых земельных участков, а их общая площадь соответствует размеру земельной доли, в счет которой они образуются.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета установлен статьей 27 Закона о кадастре. Согласно части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет в том числе в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Указанная позиция Департамента недвижимости доведена до сведения Росреестра.