<Письмо> Минэкономразвития РФ от 22.09.2010 N Д23-3748
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2010 г. N Д23-3748
О КОНТРОЛЕ
ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращения по вопросам, касающимся порядка применения Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1061 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства" (далее - Положение о контроле) и Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 214 "Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации" (далее - Положение об экспертизе), и сообщает следующее.
1. По вопросу о форме акта контроля за проведением землеустройства
В соответствии с пунктом 10 Положения о контроле в случае выявления нарушения требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему в акте контроля за проведением землеустройства указываются:
а) описание выявленных нарушений;
б) ссылки на нормативные правовые акты, технические условия проведения землеустройства и требования к нему, которые нарушены;
в) рекомендации по устранению выявленных нарушений, являющиеся обязательными для лиц, осуществляющих проведение землеустройства.
В настоящее время Департаментом недвижимости разработан, а Росреестром согласован проект Приказа Минэкономразвития России "Об утверждении формы акта контроля за проведением землеустройства" (далее - Проект). В Проекте предусмотрено отражение сведений, установленных пунктом 10 Положения о контроле.
Кроме того, по мнению Департамента недвижимости, до утверждения Проекта в целях осуществления контроля за проведением землеустройства может применяться типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 (далее - типовая форма акта проверки). Департамент недвижимости полагает, что сведения, установленные пунктом 10 Положения о контроле, могут быть указаны в строке "Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами" типовой формы акта проверки.
2. По вопросу о планировании контроля за проведением землеустройства
Положением о контроле предусмотрено, что контроль за проведением землеустройства (далее - контроль) проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Вышеупомянутый Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон).
В соответствии с частью 6.3 статьи 9 Закона порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем Департамент недвижимости поддерживает позицию Росреестра в части отсутствия возможности планирования контроля.
Кроме того, согласно статье 8 Закона и Правилам предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584, работы по землеустройству не включены в перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, контроль может осуществляться только в форме внеплановых проверок в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время Департаментом недвижимости разработан и направлен на согласование в Росреестр проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 и признании утратившей силу статьи 7 Федерального закона "О землеустройстве".
3. По вопросу о проведении государственной экспертизы ранее утвержденной землеустроительной документации
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) землеустроительной документацией являются документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Между тем согласно Закону о землеустройстве земельные участки не являются объектами землеустройства.
Следовательно, Положение об экспертизе должно применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Учитывая изложенное, в настоящее время землеустроительная документация на земельные участки не составляется, и государственная экспертиза землеустроительной документации в отношении земельных участков не проводится.
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, проведение экспертизы утвержденной землеустроительной документации возможно в случае поступления на экспертизу землеустроительной документации, полученной в результате землеустроительных работ в отношении объектов землеустройства, установленных статьей 1 Закона о землеустройстве.
При этом необходимо отметить, что согласно пункту 5 Положения об экспертизе землеустроительная документация представляется на экспертизу в соответствии с устанавливаемыми Федеральной службой земельного кадастра России техническими условиями и требованиями проведения землеустройства, регламентирующими ее состав и правила оформления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Положения об экспертизе Федеральная служба земельного кадастра России или ее территориальный орган в срок не более 7 дней с даты регистрации землеустроительной документации уведомляет заказчика экспертизы:
о принятии землеустроительной документации на экспертизу (при соответствии представленной документации установленным согласно пункту 5 Положения об экспертизе техническим условиям и требованиям);
о сроках представления недостающей землеустроительной документации.
Исходя из вышеизложенного, Департамент недвижимости полагает, что в случае поступления на экспертизу ранее утвержденной землеустроительной документации, подготовленной в отношении земельного участка, Росреестром или его территориальным органом может быть принято решение об отказе в экспертизе указанной землеустроительной документации.
Также следует отметить, что согласно пункту 12 Положения об экспертизе положительное заключение экспертной комиссии должно содержать выводы о соответствии землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о возможности ее утверждения и проведения землеустройства.
Отрицательное заключение может содержать выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости доработки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и предложений экспертной комиссии и представления этой документации на повторную экспертизу.
Таким образом, иные выводы Положением об экспертизе не предусмотрены.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН