Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минэкономразвития России от 29.05.2020 N Д13и-16981

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 мая 2020 г. N Д13и-16981

Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России по вопросам, поступившим от уполномоченных банков о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 410 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства", постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" направляет разъяснения и комментарии.

Заместитель директора

Департамента инвестиционной политики

и развития предпринимательства

А.А.ТАРАКАНОВ

Приложение

ВОПРОСЫ

КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 АПРЕЛЯ 2020 Г.

N 410 (ДАЛЕЕ - ПРАВИЛА 410), ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 АПРЕЛЯ 2020 Г. N 422

(ДАЛЕЕ - ПРАВИЛА 422) И КОММЕНТАРИИ ДЕПАРТАМЕНТА

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

N

Вопросы кредитных организаций

Комментарии Департамента

1.

В подпункте "ж" пункта 7 Правил 422 общий объем кредитных договоров (соглашений) имеется в виду в сумме договоров (руб.) или в штуках договоров? Если в сумме, то расчет ведется от первоначальной суммы договора или от остатка задолженности на дату расчета?

В подпункте "ж" пункта 7 Правил 422 речь идет о суммарном размере кредитов, предусмотренных кредитными соглашениями. Расчет производится от первоначальной суммы договора.

2.

Указанное в подпункте "з" пункта 7 Правил 422 условие должно выполняться в момент установления лимита/выдачи кредитных средств либо это условие должно выполняться ежемесячно после оформления кредитного договора (с соответствующим сбором информации от клиента, мониторингом выполнения условия на стороне Банка и введении штрафных санкций при нарушении условия клиентом)?

Указанное в подпункте "з" пункта 7 Правил 422 условие должно выполняться ежемесячно, а именно: количество работников заемщика, не относящегося к категории "малое предприятие" или "микропредприятие", в течение отчетного месяца составляет не менее 90 процентов количества работников в месяце, предшествующем отчетному. Требований по организации мониторинга и контроля в Правилах нет.

3.

Подпункт "ж" пункта 7 Правил 422: "объем кредитных договоров (соглашений), заключенных с заемщиками, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства и относящимися к категории "малое предприятие" или "микропредприятие", должен составлять не менее 40 процентов общего объема кредитных договоров (соглашений), заключенных получателем субсидии в соответствии с настоящими Правилами в 2020 году". С какой периодичностью условие контролируется Минэкономразвития России его выполнение?

Контроль выполнения подпункта "ж" пункта 7 Правил 422 осуществляется по итогам года.

4.

Какие санкции за нарушение условия подпункта "ж" пункта 7 Правил 422? Можно предположить, что санкция - отказ от выплаты субсидий, но тогда сразу уточняющий вопрос - этот отказ будет по всем договорам, заключенным с Банком, или только по тем договорам со средними и крупными заемщиками, заключение которых привело к нарушению?

Подпунктом "ж" пункта 7 Правил 422 предусмотрены следующие санкции: отказ от выплаты субсидии или возврат по договорам, которые заключены с нарушением условий Правил 422.

5.

Правильно мы понимаем, что в случае, если на дату обращения заемщика, не являющегося микро- или малым предприятием, требование подпункта "ж" пункта 7 не выполняется, то Банк должен отказать такому клиенту в заключении кредитного договора?

Нет, задача по выполнению требования подпункта "ж" пункта 7 Правил 422 состоит в том, чтобы на конец года выйти с нужной пропорцией.

Соотношение связано с лимитом бюджетных ассигнований, выделенных первоначально на микро- и малые предприятия, а затем дополнительно на средние и крупные предприятия.

Почему значение ограничения именно 40%, нельзя ли его пересмотреть в случае, если будет прослеживаться препятствие в реализации Правил 422?

6.

Установлено новое требование в Программе 422: количество работников заемщика, не относящегося к категории "малое" или "микро", в течение отчетного месяца составляет не менее 90% количества работников в месяце, предшествующем отчетному. Ранее задавали вопрос, как это контролировать, какую информацию надо направлять в Минэкономразвития России по этому поводу?

Контролировать с использованием сервисов ФНС России. При необходимости, Минэкономразвития России запрашивает у банков информацию, подтверждающую соблюдение этого условия.

7.

Правильно ли Банк понимает, что контролировать/ограничивать сокращение персонала у микро- и у малых не нужно?

Согласно подпункту "з" пункта 7 Правил 422 контроль за сохранением количества работников заемщика осуществляется к заемщикам, не относящимся к категории "малое предприятие" или "микропредприятие".

8.

Если компания получит безвозмездную помощь на выплату зарплаты, которую анонсировал Президент России, может ли эта компания оформить и кредит в рамках Правил 422?

Да, возможно получение безвозмездной помощи и оформление кредита в рамках Правил 422.

9.

Если компании предоставлен кредит, но по каким-то причинам средства частично не могут быть зачислены сотрудникам и кредит частично будет погашен этими же денежными средствами, то считается, что целевое использование кредита не нарушено. Верно? Или такие сделки не будут субсидироваться?

В соответствии с Правилами 422 кредит должен быть направлен на обеспечение документально подтвержденных затрат на выплату заработной платы и связанных с ней отчислениями. Если за счет средств кредита не было осуществлено выплаты заработной платы, то цели это не соответствует.

10.

В Реестре заемщиков в графе "размер кредита по кредитному договору (соглашению), рублей" отражается сумма кредита по Кредитному соглашению с компанией (не размер, который фактически уже направлен на выплату заработной платы)?

В Реестре заемщиков в графе "размер кредита по кредитному договору (соглашению), рублей" указывается собственно сумма кредита по кредитному соглашению (договору).

11.

Можно ли по кредитам на зарплату проводить изменение срока (реструктурировать), т.е. верно ли мы понимаем, что если клиенту был предоставлен кредит, например, на 6 мес., по заявлению клиента срок изменяется и продлевается, например, до 12 мес., то данный кредит не перестает соответствовать критериям Правил 422 и мы сможем получать по нему субсидию?

Может, при соблюдении всех условий, предусмотренных Правилами 422. До 12 месяцев, не более 6 месяцев из них субсидируются и т.д.

12.

Верно ли мы пониманием, что нет ограничений по объему деятельности компании в отрасли, которая включена в "пострадавшие"? То есть пострадавшая отрасль может быть одним из ОКВЭД клиента и, например, по пострадавшему ОКВЭД проходит 20% или 5% от выручки. Мы можем в таком случае выдавать кредит на зарплату всем сотрудникам компании (в том числе, работающим по другим направлениям деятельности)?

В соответствии с последними изменениями, к пострадавшей отрасли заемщик относится на основании сведений по ОКВЭД в выписках из ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Требования по выручке по этим ОКВЭД Правилами 422 не установлены.

13.

Верно ли мы понимаем, что ориентироваться, к какой категории ("малое предприятие" и "микропредприятие") относится клиент, корректно по данным единого реестра субъектов МСП на сайте ФНС?

Данные по доходу/численности на текущую дату не имеют значения?

Пример: по данным ФНС клиент зарегистрирован в Реестре как "малое предприятие". При подаче заявки на кредит выясняется, что заявляемое количество сотрудников превышает границу численности в 100 человек. Может ли Банк считать, что данный клиент соответствует требованиям Правил 422 как "малое предприятие"?

Да, сведения о категории субъекта МСП либо в целом об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам МСП содержатся в Едином реестре субъектов МСП. Верифицировать другие источники сведений не требуется.

14.

Реестр субъектов МСП сформирован по отчетности за 2018 г. Сейчас часть клиентов начала приносить годовую отчетность за 2019 г., данные которой могут показывать превышение границ категорий субъектами МСП. Правильно мы понимаем, что смотрим только реестр. Если позже исключат клиента из реестра, то после этого мы не можем заключать сделки с ним?

Категория субъекта МСП для участия в льготных программах учитывается на момент заключения кредитного договора (соглашения).

15.

Верно ли мы понимаем, что если "пострадавший" ОКВЭД имеет подкласс, группу и т.д., то компании с такими "нижнеуровневыми" ОКВЭД могут кредитоваться?

Да, верно. Указанный в перечне пострадавших отраслей ОКВЭД "верхнего уровня" включает в себя и "нижнеуровневые" ОКВЭД.

16.

Так как соглашение между Банком и Минэкономразвития заключено было недавно (08.04.2020), а кредиты на выплату зарплаты под 0% Банк начал выдавать ранее - можем ли мы подать договоры, заключенные до этой даты на субсидии, если клиенты и сделка соответствует критериям Правил 422 (в том числе по договорам от 30.03.2020, 08.04.2020 и др.)?

Да, при соблюдении всех требований, предусмотренных Правилами 422.

17.

Верно ли мы понимаем, что не будет нарушением ситуация, если сумма кредита, рассчитанная по формуле, указанной в Правилах 422, будет фактически направлена меньшему количеству сотрудников, чем их расчетная величина (по данным, передаваемым в ПФР)? Т.е. фактически сотрудник получит размер з/п больше, чем МРОТ.

Да, подобная ситуация в рамках Правил 422 допускается. Возможно выдать полученные льготные кредитные средства меньшему числу сотрудников.

18.

Верно ли мы понимаем, что не будет нарушением ситуация, если клиенту требуется размер кредитных средств для выплаты сразу за 3 месяца, при этом применяется для расчета формула по Правилам 422, где расчетный период 6 мес.? Т.е. сотрудники получат средства в размере, больше чем МРОТ.

Да, в рамках Правил 422 допускается выдача льготных кредитных средств на заработную плату сразу за несколько месяцев.

19.

По Правилам 422 (выплаты заработной платы) сумма кредита рассчитывается на предприятие исходя из количества сотрудников, но у каждого сотрудника зарплаты разные.

Вопрос - правильно мы понимаем, что Банк не вправе ограничивать клиента в том, как распределять кредитные средства на выплату заработной платы между сотрудниками?

Условный пример, если клиент захочет выплатить 500 тыс. руб. кредита ключевому сотруднику, а остальным по 12 тыс. руб., то мы не сможем этому воспрепятствовать.

В соответствии с пунктом 4 Правил 422 под неотложными нуждами для поддержки и сохранения занятости понимаются документально подтвержденные расходы, связанные с выплатой заработной платы и обязательными начислениями на нее.

Таким образом, целью предоставления кредита является выплата заработной платы. При этом Правилами 422 не установлены ограничения по размеру заработной платы, в том числе в части ее непревышения 1 МРОТ, соответственно ее размер должен определяться в соответствии с трудовым договором с работником.

20.

Просим подтвердить, что субъект МСП может использовать полученные средства на выплату работникам зарплаты в сумме, превышающей 1 МРОТ в месяц на работника, например, если у работника зарплата более 3 МРОТ в месяц, заемщик может использовать средства для полного исполнения своих обязательств перед работником.

В соответствии с пунктом 4 Правил 422 под неотложными нуждами для поддержки и сохранения занятости понимаются документально подтвержденные расходы, связанные с выплатой заработной платы и обязательными начислениями на нее.

Таким образом, целью предоставления кредита является выплата заработной платы. При этом Правилами 422 не установлены ограничения по размеру заработной платы, в том числе в части ее непревышения 1 МРОТ, соответственно ее размер должен определяться в соответствии с трудовым договором с работником.

21.

Возможна ли за счет кредитных средств, предоставленных в рамках Правил 422, уплата НДФЛ?

Да, возможна выплата НДФЛ сотрудников за счет кредитных средств, предоставленных в рамках Правил 422.

22.

Вопрос по Правилам 410. Может ли банк включить в реестр заемщиков, с которыми дополнительное соглашение о предоставлении отсрочки будет подписано ранее даты заключения соглашения между Минэкономразвития России и Банком?

Может ли Банк включить клиента в программу "задним числом"? Например, решение о реструктуризации принято в июне, а реструктурируем с апреля и включаем в реестр в июне, но с апреля. И как в данном случае будет происходить возмещение процентов со стороны Минэкономразвития России?

Можно реструктуризировать кредиты до заключения соглашения с Минэкономразвития России. В реестре кредитных соглашений, который банк предоставит нам на выплату субсидии, будет указан период отсрочки (например, с 1 апреля до 1 октября). Расчет субсидии должен быть произведен на этот срок. По поводу включения в программу "задним числом". Главное в данном случае - обеспечение соблюдения условий из пункта 7 Правил 410, то есть, чтобы заемщик не платил за указанный период платежи, от которых он освобождается в соответствии с Правилами 410.

Другие документы по теме
<О рассмотрении обращения>
<О внесении изменений в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
"Для сведения и учета в работе" (вместе с <Письмом> Росреестра от 01.04.2020 N 18-02709-МС/20 "О рассмотрении обращения")
"О направлении информации" (вместе с <Письмом> Росреестра от 23.04.2020 N 14-05075/20@)
Ошибка на сайте