Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минэкономразвития России от 02.03.2023 N 6853-ТИ/Д13и

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 марта 2023 г. N 6853-ТИ/Д13и

ОБ УСИЛЕНИИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА С СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО

И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поручение Правительства Российской Федерации

от 8 февраля 2023 г. N АБ-П13-34пр (раздел II пункт 3)

В соответствии с указанным поручением Правительства Российской Федерации об усилении взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в субъектах Российской Федерации Минэкономразвития России сообщает.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N АБ-13-159пр (п. 4) Минэкономразвития России совместно с членами рабочей группы (в рабочую группу входят представители РСПП, ОПОРЫ РОССИИ, ТПП России, Деловой России) разработаны и утверждены Декларация о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами МСП (далее - Декларация) и Стандарт по реализации положений Декларации (далее - Стандарт).

Декларация является документом, который определяет принципы взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и определяет области, в которых крупный бизнес может оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Положения Декларации формировались на основе лучших российских и международных практик взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и отражают приверженность принципам ответственной и добросовестной корпоративной практики.

Декларация определяет 5 областей взаимодействия крупного и малого бизнеса: доступ на рынки; модернизация производственных и административных процессов; доступ к инфраструктуре; доступ к финансированию; развитие человеческого капитала и компетенций.

Стандарт реализации положений Декларации является неотъемлемой частью Декларации, определяет требования по раскрытию информации о взаимодействии, качественные и количественные элементы раскрытия, оценку раскрываемой информации в рамках областей взаимодействия крупного бизнеса с МСП, а также методы оценки результатов деятельности организаций по применению принципов Декларации.

Присоединение к Декларации является добровольным.

В целях активизации работы по присоединению крупных компаний к Декларации Минэкономразвития России направляет утвержденные тексты Декларации и Стандарта, а также Алгоритм присоединения к Декларации для компаний.

Просим проинформировать заинтересованный крупный бизнес, представленный в регионе, в целях присоединения новых компаний к Декларации.

Т.А.ИЛЮШНИКОВА

Приложение

ПРЕАМБУЛА

Малый и средний бизнес являются важной составляющей экономики и от того, насколько будут эффективными меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), во многом зависит укрепление и стабильное развитие экономики страны. Развитый сектор малого и среднего бизнеса имеет не только очевидную экономическую, бюджетную и социальную значимость, но способствует повышению уровня социальной ответственности и экономической инициативы в обществе, развитию человеческого капитала.

Крупный бизнес содействует развитию МСП, реализуя программы и мероприятия, обеспечивающие улучшение качества производимой продукции и услуг компаниями сектора малого и среднего предпринимательства, рост производительности труда, повышение качества управления в компаниях, выработку стратегии дальнейшего роста и масштабирования МСП.

В свою очередь, субъекты МСП стремятся к ответственному взаимодействию в цепочке поставок крупного бизнеса, обеспечению качества продукции и услуг в соответствии с требованиями заказчиков.

Декларация о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами МСП является документом, который определяет принципы взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и определяет области, в которых крупный бизнес может оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Положения Декларации сформированы на основе лучших российских и международных практик взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и отражают приверженность принципам ответственной и добросовестной корпоративной практики.

ДЕКЛАРАЦИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КРУПНОГО БИЗНЕСА С СУБЪЕКТАМИ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

УЧАСТНИКИ

Участниками Декларации могут являться представители крупного бизнеса, осуществляющие взаимодействие с сектором МСП, в том числе осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, самозанятыми физическими лицами, а также гражданами, планирующими начать собственное дело.

Компании, присоединившиеся к Декларации, руководствуются принципами создания долгосрочной экономической и социальной ценности для всех заинтересованных сторон, справедливого и равного отношения ко всем участникам взаимодействия, деловой этики, информационной открытости и прозрачности в соответствии с Целями устойчивого развития ООН.

При присоединении к Декларации представители крупного бизнеса по мере своих возможностей делятся опытом о реализации положений Декларации с партнерами, контрагентами, дочерними компаниями.

ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. Доступ на рынки

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей стремятся способствовать свободному доступу субъектов МСП на рынки и участию в тендерах и иных конкурсных закупочных процедурах посредством:

реализации прозрачного, открытого и добросовестного закупочного процесса, который соответствует всем требованиям применяемого законодательства;

открытого и своевременного информирования всех заинтересованных сторон о проведении конкурсного закупочного процесса;

справедливого, конкурентного и объективного рассмотрения заявок участников и проведения конкурсной закупочной процедуры;

создания возможностей для участия в конкурсных закупочных процедурах МСП, не аффилированных с компанией и сотрудниками компании;

консультирования субъектов МСП по условиям участия в тендерах;

консультирования субъектов МСП по вопросам встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости, расширения рынков сбыта.

2. Модернизация производственных и административных процессов

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей в рамках взаимодействия с субъектами МСП стремятся оказывать им поддержку, способствуя внедрению решений, которые в совокупности приводят к улучшению качества производимой продукции и услуг, повышению эффективности административных процессов, в частности:

содействуя внедрению субъектами МСП технологических решений, направленных на оптимизацию производственных процессов и уменьшения воздействия на окружающую среду;

содействуя внедрению субъектами МСП решений, направленных на повышение эффективности работы систем логистики, работы с кадрами, реализации продукции;

содействуя в осуществлении субъектами МСП трансфера технологий;

содействуя обмену опытом ответственного ведения бизнеса, обучению субъектов МСП и внедрению ими норм и стандартов в этой области, в том числе в сфере экологической и промышленной безопасности, охраны труда, противодействия коррупции;

осуществляя поддержку субъектов МСП при проведении различных исследовательских мероприятий и реализации инициатив в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

выступая в качестве советника по внедрению инноваций у субъектов МСП;

оказывая поддержку субъектов МСП на конкурсной основе в целях внедрения инновационных решений.

3. Доступ к инфраструктуре

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей стремятся оказывать всестороннюю поддержку субъектов МСП в части доступа к инфраструктуре, а именно:

оказывая поддержку субъектов МСП, которые являются его контрагентами, в части предоставления возможности использования информационных сервисов и программного обеспечения;

предоставляя субъектам МСП в случае необходимости возможности по продвижению продукции и услуг;

организовывая и проводя тематические региональные и межрегиональные выставки, ярмарки и фестивали, участниками которых могут быть субъекты МСП;

предоставляя доступ к специализированным платформам и вспомогательным сервисам, предоставляющим консультации по организации производственных процессов;

предоставляя доступ к электронным торговым площадкам, обеспечивающим взаимодействие между заказчиками и поставщиками.

4. Доступ к финансированию

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей стремятся облегчать доступ субъектов МСП к финансовым инструментам. Компании, банки и финансовые организации могут:

предоставлять в сотрудничестве с финансовыми организациями и самостоятельно специальные условия по различным категориям финансовых продуктов для субъектов МСП, в том числе упрощенную процедуру оформления необходимых для получения финансирования документов;

оказывать консультативную поддержку в организации процесса привлечения финансирования, в организации выпуска и размещения финансовых инструментов, в том числе предоставлять упрощенную процедуру оформления документов, необходимых для привлечения финансирования;

обеспечивать обмен опытом и обучать собственников и руководителей субъектов МСП финансовой грамотности;

предоставлять гранты для развития производства и открытия собственного бизнеса, в том числе по франшизе;

предоставлять гранты, заемные средства на льготных условиях, инвестиции на разработку и внедрение наилучших доступных технологий, способствующих уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, повышению энергоэффективности;

предоставлять гранты, заемные средства на льготных условиях, инвестиции для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства и производящих продукцию и (или) предоставляющих социально значимые услуги, направленные на развитие местных сообществ;

предоставлять авансы для поставщиков продукции;

оказывать содействие в использовании инструментов аккредитива, факторинга, лизинга и страхования.

При этом крупный бизнес стремится не применять в своей деятельности процессы и подходы, направленные на получение дополнительной сверхприбыли от реализуемых программ поддержки МСП.

5. Развитие человеческого капитала и компетенций

Представители крупного бизнеса на добровольной основе и в пределах имеющихся возможностей могут оказывать всестороннюю поддержку субъектов МСП в части развития человеческого капитала. Поддержка может выражаться, но не ограничиваться:

проведением обучающих курсов для собственников и руководителей субъектов МСП в области повышения качества менеджмента;

реализацией программ для субъектов МСП в области повышения производительности труда и навыков сотрудников;

реализацией программ по развитию социального предпринимательства, включая обучающие долгосрочные и краткосрочные курсы, консультации, тренинги, программы наставничества, менторства;

экспертным содействием субъектам МСП при прохождении тендеров у компаний - партнеров;

проведением консультаций для субъектов МСП по получению российских и международных образовательных сертификатов;

обеспечением обмена опытом между своими сотрудниками и сотрудниками субъектов МСП посредством проведения обучающих семинаров, стажировок, мастер-классов, тренингов и реализации программ наставничества;

реализацией акселерационных программ по масштабированию бизнеса МСП по технологии франчайзинга;

экспертным содействием субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, по расширению присутствия и выходу на новые рынки;

взаимодействием с субъектами МСП, осуществляющими деятельность в сфере социального предпринимательства, при реализации корпоративных программ по развитию персонала, организации досуга и заботе о здоровье сотрудников, а также при развитии социальной инфраструктуры в регионах присутствия.

ПРИНЦИПЫ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Представители крупного бизнеса раскрывают информацию о своем взаимодействии с субъектами МСП для продвижения идеи о необходимости содействия таким компаниям.

Раскрытие информации осуществляется ежегодно, в объеме, достаточном для оценки соблюдения положений статей настоящей Декларации и охвата сектора МСП реализуемыми программами и в соответствии с правилами по раскрытию информации крупным бизнесом и политикой о защите конфиденциальных данных.

Информацию по реализации Декларации рекомендуется отражать в ежегодной публичной отчетности компаний, включая отчеты по устойчивому развитию и годовые отчеты.

Представляемая информация размещается в открытом доступе.

По итогам рассмотрения результатов работы компаний по поддержке сектора МСП составляется ежегодный рейтинг.

Оценка результатов работы компаний по взаимодействию с сектором МСП осуществляется в соответствии с принципами, описанными в Стандарте взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства, являющимся неотъемлемой частью настоящей Декларации.

Пользователями рейтинга и информации о реализации положений Декларации могут являться компании, граждане и органы государственной власти Российской Федерации.

ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Декларация не является нормативным правовым актом.

Декларация не может служить основанием для судебных разбирательств.

Положения настоящей Декларации могут пересматриваться по мере необходимости.

Присоединение к Декларации, а также прекращение соблюдения компанией положений Декларации, происходит на добровольной основе путем публичного заявления.

В случае присоединения к Декларации одновременное выполнение положений всех статей не является обязательным условием.

СТАНДАРТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ

ДЕКЛАРАЦИИ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КРУПНОГО БИЗНЕСА С СУБЪЕКТАМИ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Настоящий Стандарт является неотъемлемой частью Декларации о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Декларация).

Стандарт содержит рекомендации по применению Декларации для организаций и раскрытию информации о взаимодействии компаний с МСП, качественные и количественные показатели в рамках пяти областей взаимодействия крупного бизнеса с МСП, а также методы оценки результатов деятельности организаций по применению принципов Декларации.

Настоящий Стандарт основывается на нормах законодательства Российской Федерации, лучших российских и международных практиках взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и Целях устойчивого развития ООН.

ТЕРМИНЫ, СОКРАЩЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Заинтересованная сторона - физическое или юридическое лицо или группа лиц, заинтересованные в результатах деятельности компании и причастные к процессу реализации положений Декларации.

Крупный бизнес - предприятия с годовым доходом более 2 млрд руб. и штатом сотрудников более 250 человек.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Цели устойчивого развития ООН - набор из 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН в качестве "плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех", содержащихся в итоговом документе "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года".

Декларация - Декларация о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Компания - субъект крупного бизнеса.

Отчет о результатах деятельности по взаимодействию с МСП (Отчет) - публично раскрываемая компанией информация о взаимодействии с субъектами МСП. Информация может быть представлена в виде самостоятельного отчета или раздела в составе ежегодной публичной отчетности (годовой отчет и/или отчет об устойчивом развитии).

Некоммерческая организация (НКО) - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Раскрытие информации о взаимодействии компании с МСП рекомендуется осуществлять ежегодно, в объеме, достаточном для оценки соблюдения положений статей Декларации.

Информацию по реализации положений настоящего Стандарта рекомендуется отражать в ежегодной публичной отчетности компании. В случае, если компания оказывает поддержку субъектам МСП, каким-либо способом, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, то информацию также рекомендуется отражать в ежегодной отчетности.

Раскрываемая информация размещается в открытом доступе.

При раскрытии информации компаниям рекомендуется обозначить стратегические подходы и целевые ориентиры, принятые в рамках реализации политики компании по взаимодействию с субъектами МСП.

ПРИНЦИПЫ ОТЧЕТНОСТИ

Точность - информация, содержащаяся в Отчете, достаточно точная для того, чтобы заинтересованные стороны смогли оценить деятельность компании в рамках ее взаимодействия с МСП. В Отчете содержатся сведения по тем положениям Декларации, которые реально реализуются компанией.

Полнота и существенность - в Отчете полноценно раскрывается информация обо всех существенных аспектах взаимодействия компании с МСП в рамках отчетного периода.

Сбалансированность - Отчет отражает положительные и отрицательные аспекты взаимодействия компании с МСП.

Достоверность - вся информация, которая собирается и раскрывается в Отчете, достоверна. При необходимости компания имеет возможность подтвердить достоверность данных, предоставив необходимые подтверждающие документы.

Сопоставимость - компания систематично отбирает, собирает и раскрывает информацию. Форма представления информации в Отчете позволяет заинтересованным сторонам проводить анализ изменений в рамках взаимодействия компании с МСП в течение всего периода ее существования. Форма изложения представляет возможность заинтересованным сторонам сопоставлять данные с другими компаниями.

Своевременность - компания предоставляет отчеты в сроки раскрытия ежегодной отчетности компании.

Добровольность - компания самостоятельно принимает решение о раскрытии информации в соответствии с правилами по раскрытию информации крупным бизнесом и политикой о защите конфиденциальных данных.

ПРОЦЕДУРА НЕЗАВИСИМОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В целях обеспечения высокого качества раскрываемой в Отчете информации и соответствия требованиям настоящего Стандарта компания может провести процедуру независимого подтверждения раскрываемой информации.

Независимое подтверждение раскрываемой информации в соответствии с требованиями настоящего Стандарта может проводиться в составе ежегодного аудита нефинансовой отчетности компании или являться отдельной процедурой. Компания самостоятельно выбирает форму подтверждения - аудиторская проверка или общественное (экспертное) заверение.

Для проведения процедуры независимого подтверждения раскрываемой информации компания может привлекать независимую внешнюю организацию, имеющую опыт оценки корпоративной отчетности, программ, проектов и направлений деятельности компании.

ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНКИ

В Декларации определены пять областей взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП. Каждая из этих областей имеет ряд качественных и количественных элементов оценки, информацию по которым компании рекомендуется публиковать в своем Отчете.

Ключевые нефинансовые показатели эффективности рекомендуется предоставлять в динамике, чтобы обеспечить предоставление достоверной информации о прогрессе и тенденциях в деятельности компании.

1. Доступ на рынки

- Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области закупок, работы с контрагентами, в том числе с субъектами МСП.

- Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области деловой этики, соблюдения правил конкуренции на рынке, в том числе, в отношении субъектов МСП.

- Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области создания цепочек добавленной стоимости.

- Доступность информации о проводимых компаниями закупках, в т.ч. размещение информации о предстоящей закупке на официальном сайте компании в отдельном разделе "Закупки", расположенном на главной странице.

- Количество заявок субъектов МСП на участие в конкурсных закупочных процедурах.

- Доля закупок у МСП.

- Доля закупок, произведенных через электронные торговые площадки, а также, в случае использования, на основании принципов "электронного магазина".

- Доля МСП среди участников электронных торгов.

- Количество публичных мероприятий по взаимодействию с поставщиками, направленных на привлечение субъектов МСП в процесс закупок.

- Внедрение прозрачной процедуры рассмотрения заявок участников и проведения конкурсной закупочной процедуры с обязательной проверкой победителя (МСП) закупки.

2. Модернизация производственных и административных процессов

- Наличие программ по акселерации субъектов МСП, корпоративных акселераторов.

- Количество субъектов МСП, участвующих в программах по акселерации субъектов МСП.

- Количество консультаций для МСП по вопросам получения сертификатов и количество участников данных консультаций.

- Количество консультаций для МСП по вопросам ответственного ведения бизнеса, повышения эффективности работы производственных и административно-управленческих систем и количество участников данных консультаций.

- Количество реализованных цифровых решений для МСП (1С, ЭДО, CRM).

- Поддержка субъектов МСП при проведении различных исследовательских мероприятий и реализации инициатив в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

- Поддержка субъектов МСП по внедрению инновационных решений.

- Количество заключенных договоров с МСП, способствующих минимизации воздействия на окружающую среду при поддержке компании крупного бизнеса.

- Оказание консультационной поддержки клиентам в развитии системы управления климатическими рисками и возможностями.

3. Доступ к инфраструктуре

- Использование электронных торговых площадок для проведения закупок.

- Предоставление субъектам МСП возможности пользоваться информационными сервисами и программным обеспечением.

- Организация и проведение мероприятий (выставки, ярмарки, фестивали), участниками которых становились субъекты МСП.

4. Доступ к финансированию

- Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области взаиморасчетов с контрагентами из числа субъектов МСП.

- Наличие программ по повышению финансовой грамотности.

- Наличие специализированных финансовых продуктов для субъектов МСП (а также в случае возможности предоставления субсидии, гранты, заемные средства на льготных условиях, инвестиции и т.д.).

- Наличие финансовой и другой поддержки субъектов МСП, являющимися социальными предпринимателями.

- Возможность оказания содействия при внедрении наилучших доступных технологий, способствующих уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, повышению энергоэффективности, иные направления, соответствующие Целям устойчивого развития ООН.

- Количество консультаций для МСП по вопросам привлечения финансирования, использования инструментов аккредитива, факторинга, лизинга и страхования и количество участников данных консультаций.

- Наличие и предоставление франшиз субъектам МСП, а также возможность предоставления софинансирования или иных льгот при открытии таких франшиз (материальная и нематериальная поддержка).

- Передача информации о платежной дисциплине МСП при обязательном условии получения/предоставления согласия субъектом МСП на передачу таких данных в соответствии с действующим Законодательством РФ в рамках заключения контрактов с целью дальнейшей интеграции с банковскими системами/государственными платформами для возможности получения финансирования (гарантии/кредиты/субсидии).

5. Развитие человеческого капитала и компетенций

- Наличие образовательных программ в области развития человеческого капитала, которые могут применяться во взаимодействии с субъектами МСП.

- Наличие программ для субъектов МСП, включая краткосрочные курсы, консультации, тренинги, программы наставничества и менторства, по повышению качества менеджмента, управления персоналом, увеличению производительности труда, реализации проектов социального предпринимательства, выходу на новые рынки и иных обучающих программ.

- Количество МСП, воспользовавшихся данными программами.

- Наличие акселерационных программ по масштабированию бизнеса по технологии франчайзинга применительно к субъектам МСП.

- Количество консультаций для МСП по вопросам получения российских и международных образовательных сертификатов, прохождению тендеров у компаний-партнеров и количество участников данных консультаций.

- Количество консультаций, проведенных в целях обмена опытом между сотрудниками компании и сотрудниками субъектов МСП и количество участников данных консультаций.

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Оценка деятельности компаний по взаимодействию с сектором МСП осуществляется по итогам рассмотрения раскрываемой компаниями информации в ежегодном Отчете по взаимодействию с сектором МСП. В рассмотрении раскрываемой компаниями информации могут принимать участие ведущие деловые объединения.

Оценка компании проводится на основе измерения качественных и количественных показателей взаимодействия компании с субъектами МСП, соответствующих элементам раскрытия информации.

Каждый из качественных показателей оценивается на 0 или 1, каждый из количественных - от 0 до 1, в зависимости от степени их выполнения. Каждый показатель имеет собственный вес, отражающий его значимость.

Присвоение оценки от 0 до 1 для абсолютных показателей осуществляется исходя из степени его достижения относительно среднего значения показателя по компаниям, участвующим в оценке.

Итоговая оценка (P) для компании n рассчитывается по формуле:

где:

vi - вес качественного показателя (от 0 до 1);

- оценка соответствия компании качественному показателю эффективности взаимодействия компании с субъектами МСП;

wi - вес количественного показателя (от 0 до 1);

- оценка достижения компанией количественного показателя эффективности взаимодействия компании с субъектами МСП.

Качественные показатели взаимодействия компаний

с субъектами МСП

Область взаимодействия компании с МСП

Показатели

Оценка соответствию требованию (Окач.)

Вес показателя (от о до 1)

Доступ на рынки

Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области закупок, работы с контрагентами, в том числе с субъектами МСП

0/1

v1

Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области деловой этики, соблюдения правил конкуренции на рынке, в том числе в отношении субъектов МСП

0/1

v2

Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области создания цепочек добавленной стоимости

0/1

v3

Наличие информации о предстоящей закупке на официальном сайте компании в отдельном разделе "Закупки", расположенном на главной странице

0/1

v4

Модернизация производственных и административных процессов

Наличие программ по акселерации субъектов МСП, корпоративных акселераторов

0/1

v5

Доступ к инфраструктуре

Наличие возможности использования электронных торговых площадок для проведения закупок

0/1

v6

Наличие возможности использования электронных торговых площадок для проведения закупок с предоставлением льготного доступа к процессу закупок для субъектов МСП, включая раздел закупок "не только для субъектов МСП"

0/1

v7

Наличие возможности для субъектов МСП воспользоваться информационными сервисами и программным обеспечением

0/1

v8

Организация и проведение мероприятий (выставки, ярмарки, фестивали), участниками которых становились субъекты МСП

0/1

v9

Доступ к финансированию

Наличие корпоративных политик, кодексов, правил, стандартов, определяющих поведение компании в области взаиморасчетов с контрагентами

0/1

v10

Наличие программ по повышению финансовой грамотности

0/1

v11

Наличие специализированных финансовых продуктов для субъектов МСП

0/1

v12

Предоставление возвратного финансирования субъектам МСП по специальным условиям, обеспеченным компанией в сотрудничестве с финансовыми организациями, либо самостоятельно (за исключением социальных предприятий)

0/1

v13

Предоставление безвозвратного финансирования субъектам МСП по специальным условиям, обеспеченным компанией в сотрудничестве с финансовыми организациями, либо самостоятельно (за исключением социальных предприятий)

0/1

v14

Развитие человеческого капитала

Наличие акселерационных программ по масштабированию бизнеса по технологии франчайзинга применительно к субъектам МСП

0/1

v15

Наличие программ для субъектов МСП, включая краткосрочные курсы, консультации, тренинги, программы наставничества и менторства, по повышению качества менеджмента, управления персоналом, увеличению производительности труда, реализации проектов социального предпринимательства, выходу на новые рынки

0/1

v16

Количественные показатели взаимодействия компаний

с субъектами МСП

Область взаимодействия компании с субъектами МСП

Показатели

Оценка (Околич.)

Вес показателя (от о до 1)

1

0,5

0

Доступ на рынки

Доля субъектов МСП, победивших в закупочной процедуре, от общего числа поступивших заявок субъектов МСП

> среднего

среднее

< среднего

w1

Количество публичных мероприятий по взаимодействию с поставщиками, направленных на привлечение субъектов МСП в процесс закупок

> среднего

среднее

< среднего

w2

Доля закупок у субъектов МСП:

w3

от общего объема закупок компании за отчетный календарный год

> 25%

20 - 25%

< 20%

ежегодный прирост от общего объема закупок у МСП

> 5%

3 - 5%

< 3%

Доля закупок, произведенных через электронные торговые площадки:

w4

от общего числа закупок компании за отчетный календарный год

> 25%

20 - 25%

< 20%

ежегодный прирост от общего объема закупок у МСП

> 5%

3 - 5%

< 3%

Доля субъектов МСП среди участников электронных торгов:

w5

от общего объема закупок компании за отчетный календарный год

> 25%

20 - 25%

< 20%

ежегодный прирост от общего объема закупок у МСП

> 5%

3 - 5%

< 3%

Модернизация производственных и административных процессов

Количество субъектов МСП, участвующих в программах по акселерации субъектов МСП

> среднего

среднее

< среднего

w6

Количество консультаций для субъектов МСП по вопросам получения сертификатов

> среднего

среднее

< среднего

w7

Количество субъектов МСП, получивших консультации по вопросам получения сертификатов

> среднего

среднее

< среднего

w8

Количество консультаций для МСП по вопросам ответственного ведения бизнеса, повышения эффективности работы производственных и административно-управленческих систем

> среднего

среднее

< среднего

w9

Количество субъектов МСП, получивших консультации по вопросам ответственного ведения бизнеса, повышения эффективности работы производственных и административно-управленческих систем

> среднего

среднее

< среднего

w10

Количество МСП, внедривших при поддержке компании технологические решения, направленные на оптимизацию производственных процессов и уменьшение воздействия на окружающую среду

> среднего

среднее

< среднего

w11

Количество субъектов МСП, получивших поддержку компании по внедрению инновационных решений

> среднего

среднее

< среднего

w12

Количество реализованных цифровых решений для МСП (1С, ЭДО, CRM)

> среднего

среднее

< среднего

w13

Количество субъектов МСП, получивших поддержку компании при проведении различных исследовательских мероприятий и реализации инициатив в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)

> среднего

среднее

< среднего

w14

Количество заключенных договоров с МСП, способствующих минимизации воздействия на окружающую среду при поддержке компании крупного бизнеса

> среднего

среднее

< среднего

w15

Оказание консультационной поддержки клиентам в развитии системы управления климатическими рисками и возможностями

> среднего

среднее

< среднего

w16

Доступ к инфраструктуре

Количество субъектов МСП, получивших при поддержке компании доступ к продвижению продукции и услуг

> среднего

среднее

< среднего

w17

Доля субъектов МСП, принявших участие в тематических региональных и межрегиональных выставках, ярмарках и фестивалях, организованных компанией, от общего числа участников данных мероприятий

> среднего

среднее

< среднего

w18

Доля субъектов МСП, получивших доступ к специализированным платформам и вспомогательным сервисам компании, предоставляющим консультации по организации производственных процессов от общего числа субъектов, получивших такой доступ

> среднего

среднее

< среднего

w19

Доступ к финансированию

Доля субъектов МСП, получивших консультативную поддержку компании в организации процесса привлечения финансирования, в организации выпуска и размещения финансовых инструментов от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки

> среднего

среднее

< среднего

w20

Доля субъектов МСП, собственники и руководители которых, при поддержке компании прошли обучение финансовой грамотности от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки

> среднего

среднее

< среднего

w21

Доля субъектов МСП, получивших гранты на разработку и внедрение наилучших доступных технологий, способствующих уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и повышению энергоэффективности от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки

> среднего

среднее

< среднего

w22

Доля субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства и производящих продукцию и (или) предоставляющих социально значимые услуги, направленные на развитие местных сообществ, получивших при поддержке компании гранты, поручительства, заемные средства на льготных условиях от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки

> среднего

среднее

< среднего

w23

Доля субъектов МСП, заключивших договоры франчайзинга от общего количества заключенных договоров франчайзинга

> среднего

среднее

< среднего

w24

Доля субъектов МСП - поставщиков продукции, получивших авансирование больше 30% от цены контракта от общего числа поставщиков субъектов МСП

> 30%

20 - 30%

< 20%

w25

Развитие человеческого капитала

Доля субъектов МСП, принявших участие в программах компании (включая краткосрочные курсы, консультации, тренинги, программы наставничества и менторства), по повышению качества менеджмента, управления персоналом, увеличению производительности труда, реализации проектов социального предпринимательства, выходу на новые рынки, от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки

> среднего

среднее

< среднего

w26

Доля субъектов МСП, получивших консультации компании по вопросам получения российских и международных образовательных сертификатов, прохождению тендеров у компаний-партнеров от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки

> среднего

среднее

< среднего

w27

Количество мероприятий, проведенных компанией, в целях обмена опытом между сотрудниками компании и сотрудниками субъектов МСП

> среднего

среднее

< среднего

w28

Доля субъектов МСП, сотрудники которых приняли участие в обучающих семинарах, стажировках, мастер-классах, тренингах и реализации программ наставничества при поддержке компании от общего числа субъектов, получивших данный вид поддержки

> среднего

среднее

< среднего

w29

Алгоритм присоединения к Декларации взаимодействия крупного

бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства

Декларация взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Декларация) разработана Минэкономразвития России и утверждена Российским союзом промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

Текст Декларации размещен на официальном сайте Минэкономразвития России, а также сайтах деловых ассоциаций, одобривших Декларацию.

Порядок действий для присоединения к Декларации:

1. Основанием присоединения к Декларации является письмо за подписью руководителя компании с подтверждением намерения присоединиться и указанием данных лица, ответственного в компании за данную работу (ФИО, должность, номер телефона и адрес электронной почты) в адрес деловой ассоциации, членом которой является компания.

2. Деловые ассоциации, одобрившие Декларацию, ежемесячно направляют в Минэкономразвития России и общероссийскую общественную организацию "ОПОРА РОССИИ" сведения о компаниях - членах деловых ассоциаций, присоединившихся к Декларации.

3. Компании, не являющиеся членами деловых ассоциаций, но желающие присоединиться к Декларации, направляют письмо в Минэкономразвития России и общероссийскую общественную организацию "ОПОРА РОССИИ".

4. Общероссийская общественная организация "ОПОРА РОССИИ" ведет единый реестр компаний, присоединившихся к Декларации. Реестр публикуется на сайте общероссийской общественной организации "ОПОРА РОССИИ" и обновляется ежемесячно.

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 07.02.2023, Общероссийской общественной организацией "Федерация авиамодельного спорта России" 06.02.2023)
(утв. Минспортом России 09.02.2023, Общероссийской общественной организацией "Ассоциация гольфа России")
"О товарном знаке "Perwoll"
Ошибка на сайте