<Письмо> Минэкономразвития России от 26.07.2018 N 20883-ИТ/Д22и
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июля 2018 г. N 20883-ИТ/Д22и
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Министерство экономического развития Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросам, связанным с организацией и проведением квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, и направляет прилагаемую информацию.
И.Э.ТОРОСОВ
Приложение
ПО ВОПРОСАМ,
СВЯЗАННЫМ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИОННОГО
ЭКЗАМЕНА В ОБЛАСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена обязательность получения квалификационного аттестата, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена в области оценочной деятельности в целях подтверждения уровня квалификации (далее соответственно - квалификационный аттестат, квалификационный экзамен), для осуществления оценочной деятельности.
Норма Закона об оценочной деятельности в части, касающейся проведения квалификационного экзамена, вступила в силу с 1 июля 2017 г., при этом для членов саморегулируемых организаций оценщиков (далее - СРОО) положения указанного Закона, устанавливающие обязательность наличия квалификационного аттестата для членства в СРОО, применяются с 1 апреля 2018 года.
В целях реализации норм статей 21.1, 21.2 Закона об оценочной деятельности Минэкономразвития России утвержден приказ от 29 мая 2017 г. N 257 "Об утверждении Порядка формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, Порядка проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, в том числе порядка участия претендента в квалификационном экзамене в области оценочной деятельности, порядка определения результатов квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, порядка подачи и рассмотрения апелляций, предельного размера платы, взимаемой с претендента за прием квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, типов, форм квалификационных аттестатов в области оценочной деятельности, Порядка выдачи и аннулирования квалификационного аттестата в области оценочной деятельности" (далее - приказ N 257).
Органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 1282 является Минэкономразвития России.
В соответствии с нормами статьи 21.1 Закона об оценочной деятельности полномочия органа, уполномоченного на проведение квалификационного экзамена, на основании его решения вправе осуществлять подведомственная ему организация. В связи с этим на основании приказа Минэкономразвития России от 19 мая 2017 г. N 240 "О передаче Федеральному бюджетному учреждению "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" полномочий органа, уполномоченного на проведение квалификационного экзамена в области оценочной деятельности" указанные полномочия осуществляет подведомственная Минэкономразвития России организация - Федеральное бюджетное учреждение "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" (ФБУ "ФРЦ").
В отношении вопросов, связанных с антикоррупционной экспертизой приказа N 257, отмечаем.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" была проведена антикоррупционная экспертиза приказа N 257 и в Минэкономразвития России представлено Требование об изменении некоторых положений указанного приказа.
С учетом практики проведения квалификационных экзаменов, а также в соответствии с указанным Требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации в приказ N 257 внесены изменения.
Указанные изменения утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 июня 2018 г. N 330 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 29 мая 2017 г. N 257 "Об утверждении Порядка формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, Порядка проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, в том числе порядка участия претендента в квалификационном экзамене в области оценочной деятельности, порядка определения результатов квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, порядка подачи и рассмотрения апелляций, предельного размера платы, взимаемой с претендента за прием квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, типов, форм квалификационных аттестатов в области оценочной деятельности, Порядка выдачи и аннулирования квалификационного аттестата в области оценочной деятельности" (далее - приказ N 330).
В частности, приказом N 330 уточнены положения Порядка формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности и Порядка проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности, утвержденных приказом N 257.
В целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии с пунктом 4.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и пунктом 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, проект указанного приказа был размещен на официальном сайте http://regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во время прохождения процедуры независимой антикоррупционной экспертизы заключения независимых экспертов по вопросу независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа N 330 в Минэкономразвития России не поступили, на приказ имеется положительное заключение об оценке регулирующего воздействия.
В настоящее время приказ N 330 направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
Кроме того, отмечаем, что рядом СРОО в Верховный Суд Российской Федерации было подано административное исковое заявление об оспаривании приказа N 257 (дело N АКПИ17-733). Решением Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления по делу N АКПИ17-733 отказано. Также Решением Верховного Суда Российской Федерации отказано в удовлетворении апелляционной жалобы на указанное Решение Верховного Суда Российской Федерации (дело N АПЛ17-538).
В настоящее время квалификационные экзамены проводятся в штатном режиме с применением программного обеспечения для проведения квалификационного экзамена в г. Москве на постоянной основе и в субъектах Российской Федерации.
Для организации проведения квалификационных экзаменов в субъектах Российской Федерации ФБУ "ФРЦ" осуществляет сбор предварительных заявок на сдачу экзамена. По итогам обработки указанных заявок в субъекте Российской Федерации организуется пункт приема квалификационного экзамена.
Пункты приема квалификационных экзаменов были организованы (помимо г. Москвы) в городах: Санкт-Петербурге (дважды), Екатеринбурге (дважды), Казани (дважды), Ростове-на-Дону (дважды), Новосибирске (дважды), Хабаровске (дважды), Иркутске, Перми, Уфе, Ставрополе, Красноярске.
На сегодняшний день проведено более 21500 (двадцать одной тысячи пятисот) квалификационных экзаменов (при этом процент сдачи квалификационного экзамена составляет порядка 66 процентов) и выдано более 14000 (четырнадцати тысяч) квалификационных аттестатов.
Необходимо отметить, что одной из причин введения квалификационного экзамена являлась проблема низкой квалификации основной массы оценщиков, предлагающих свои услуги на рынке оценочных услуг.
Оценщики играют серьезную роль в процессе управления государственной собственностью и принятии инвестиционных решений. Кроме того, их компетентное мнение при оспаривании кадастровой стоимости может изменить налогообложение недвижимого имущества, а сам отчет об оценке зачастую становится весомым доказательством при судебных разбирательствах. Таким образом, оценщик является непосредственным участником взаимодействия государства и фактически неограниченного круга лиц. И качество предоставляемых оценщиком услуг должно быть высоким.
По итогам проведения квалификационного экзамена по состоянию на текущий момент можно сделать вывод, что оценщики, реально работающие на рынке оценочных услуг, уже сдали квалификационные экзамены и получили квалификационные аттестаты.
В результате на рынке оценочных услуг в настоящее время остались действительно практикующие оценщики, и на сегодняшний день количество оценщиков составляет более половины от числа зарегистрированных членов СРОО.