<Письмо> Минэкономразвития РФ от 18.08.2009 N 13498-АП/Д05, ФАС РФ от 17.08.2009 N АЦ/27508
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2009 г. N 13498-АП/Д05
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
17 августа 2009 г. N АЦ/27508
ПИСЬМО
О РАЗЪЯСНЕНИИ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИКАЗА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 427 (В РЕДАКЦИИ ОТ 8 АПРЕЛЯ 2009 Г.
N 123) "ОБ УСЛОВИЯХ ДОПУСКА ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ
ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗМЕЩЕНИЯ
ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
В целях реализации Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли подписан Приказ Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 г. N 123 "О внесении изменений в Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 427" (далее - Приказ N 123).
В связи с поступающими вопросами о применении Приказа N 123 Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.
Вопрос 1. В каких случаях предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения?
Ответ. Приказ N 123 установил равный доступ к государственным закупкам для товаров российского происхождения и товаров белорусского происхождения по перечню, установленному вторым абзацем пункта 1.1 Приказа.
До вступления в силу Приказа N 123 положения Приказа N 427 преференции предоставлялись участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары российского происхождения, по отношению к участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары, происходящие из иностранных государств, в том числе из Республики Беларусь.
Преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:
1) заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона;
2) предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе);
3) в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского и белорусского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства;
4) к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров белорусского происхождения. При этом заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащая предложение о поставке товаров белорусского происхождения, подана раньше заявки на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащего предложение о поставке товаров российского происхождения.
Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях:
- заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона;
- если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа и происходящих из иностранных государств;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Приказа, а часть - не включена;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа, часть из которых является товарами белорусского происхождения, а часть - российского или иностранного происхождения (смешанный лот) и т.д.
Вопрос 2. Каков порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств?
Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения конкурса (пункт 3 Приказа N 427).
До вступления в силу Приказа N 123 положения Приказа N 427 предусматривали следующий порядок расчета размера преференций: повышающий 15-процентный коэффициент к цене контракта, предложенной в указанных заявках, рассчитывался от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с новым порядком (Приказ N 123) при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, по критерию "цена контракта" производятся с применением к цене контракта, предложенной в указанных заявках, повышающего 15-процентного коэффициента.
Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
Заявка N 1 (российский товар) - 800 000 рублей.
Заявка N 2 (товар иностранного происхождения) - 700 000 рублей.
Показатели по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" в заявках N 1 и N 2 одинаковые.
Рекомендуемая формула оценки и сопоставления заявок по критерию "цена контракта":
Для поставщиков, предлагающих российские товары:
Для поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения:
Таким образом, рейтинг участника конкурса N 1 (российский товар) равняется:
Рейтинг участника конкурса N 2 (товар иностранного происхождения) равняется:
Далее осуществляется оценка и сопоставление заявок по иным критериям, указанным в конкурсной документации (см. применение Таблица 1).
Таблица 1
Государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок).
В случае, если несколькими участниками конкурса представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, имеющим право на предоставление преференции (примечание к пункту 3 Приказа).
Вопрос 3. Каков порядок предоставления преференций при проведении аукционов?
Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения аукциона (пункт 4 Приказа N 427).
В соответствии с Приказом N 427 контракт с победителем аукциона заключался по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с новым порядком (Приказ N 123) в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены государственного (муниципального) контракта.
Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
Победитель аукциона - участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Цена, предложенная победителем аукциона, - 500 000 рублей.
Цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с таким победителем, с учетом предоставления преференции определяется по следующей формуле:
Bh = H x 0,85
где:
Bh - цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства;
H - цена контракта, предложенная победителем аукциона.
Таким образом, государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона будет заключаться по цене:
Bh = H x 0,85 = 500 000 x 0,85 = 425 000 рублей.
Вопрос 4. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, обязан представить поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, при исполнении государственного или муниципального контракта?
Ответ.
Приказ N 427 дополнен новым пунктом 7, в соответствии с которым в государственном или муниципальном контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.
Таким образом, заказчик включает в государственный или муниципальный контракт сведения о стране происхождения товара на основании информации о стране происхождения товара, которую участник размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, указал (продекларировал) в заявке на участие в торгах.
В случае наличия у участника размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, документа, подтверждающего страну происхождения товара, данные такого товара также вносятся в государственный или муниципальный контракт.
Требовать от поставщика в обязательном порядке предоставление документа, подтверждающего страну происхождения, заказчик не вправе.
Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.
Статс-секретарь -
заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
А.В.ПОПОВА
Статс-секретарь -
заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной службы
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ