<Письмо> Минэкономики РФ от 04.03.1999 N АС-176/2-208
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 1999 г. N АС-176/2-208
О ПРЕФЕРЕНЦИЯХ ПОСТАВЩИКАМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПРОДУКЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСОВ НА ЗАКУПКУ
ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
В нормативно - правовой базе Российской Федерации по вопросам поставок продукции для государственных нужд, которая включает действующие законы Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные документы министерств и ведомств Российской Федерации - государственных заказчиков, предусмотрены нормы защиты отечественных товаропроизводителей.
В целях удобства применения указанных нормативно - правовых документов при проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Минэкономики России представляет Перечень основных законодательных и нормативных актов, в которых предусмотрены нормы по защите отечественных товаропроизводителей, согласно приложению.
А.СВИНАРЕНКО
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,
В КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНЫ НОРМЫ ПО ЗАЩИТЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Федеральный закон "О поставках продукции
для федеральных государственных нужд" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, N 3540,
ст. 34; 1995, N 26, ст. 2397; 1997, N 12, ст. 1381)
Статья 3. Формирование заказов и размещение поставок продукции для федеральных государственных нужд
4. Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в Российской Федерации невозможно или экономически нецелесообразно.
Статья 4. Стимулирование выполнения поставок продукции для федеральных государственных нужд
1. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях.
Порядок предоставления экономических и иных льгот устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
2. В целях экономического стимулирования поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по важнейшим видам материально - технических ресурсов предприятиям - изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственного бронирования) по обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам.
Порядок определения перечня и объемов материально - технических ресурсов, подлежащих государственному бронированию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон "О государственном оборонном заказе"
(Собрание законодательства Российской Федерации,
1996, N 1, ст. 6)
Статья 9. Экономическое стимулирование выполнения оборонного заказа
1. В целях экономического стимулирования головного исполнителя (исполнителя) оборонного заказа могут предусматриваться:
выделение ассигнований за счет федерального бюджета на строительство и реконструкцию организаций, оснащение их современным оборудованием, освоение новой техники, технологий и материалов;
гарантирование при выполнении оборонного заказа фиксированного уровня рентабельности по видам оборонной продукции (работ, услуг), обеспечивающего создание устойчивой финансовой базы для производственного, научно - технического и социального развития организаций - головных исполнителей (исполнителей) посредством использования механизма формирования цены продукции (работ, услуг);
ежеквартальная индексация ассигнований, выделяемых на оплату оборонного заказа за счет федерального бюджета, в связи с инфляционными процессами;
поквартальное или поэтапное ассигнование работ по выполнению оборонного заказа в размере не менее сорока процентов их стоимости за счет федерального бюджета на финансирование оборонного заказа;
освобождение головного исполнителя (исполнителя) оборонного заказа от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимые отечественной промышленностью и ввозимые для технического переоснащения организаций, выполняющих оборонный заказ, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе";
иные льготы в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В порядке и пределах, которые предусмотрены налоговым законодательством Российской Федерации, головной исполнитель (исполнитель) может быть освобожден от уплаты:
налога на часть прибыли, получаемой от выполнения оборонного заказа и направляемой на техническое перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства;
земельного налога на земельные участки, на которых размещены производственные и научно - исследовательские комплексы, объекты мобилизационного назначения, в том числе испытательные комплексы, полигоны и склады для хранения государственного и мобилизационного резервов.
Виды, размеры и порядок экономического стимулирования головного исполнителя (исполнителя) определяются Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета, и соответствующие предложения вносятся в Государственную Думу на утверждение одновременно с проектом федерального бюджета.
2. Государственный заказчик имеет право предусматривать в государственном контракте (контракте) иные виды стимулирования.
Федеральный закон "О закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
для государственных нужд" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3303)
Статья 2. Обеспечение государственных нужд сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием
2. Закупка и ввоз (импорт) тех видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, потребность в которых удовлетворяется товаропроизводителями Российской Федерации, не производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Федеральный и региональный фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
2. Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд определяются Правительством Российской Федерации и формируются на договорной основе преимущественно в зонах товарного производства на территории Российской Федерации, а при отсутствии или недостатке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Российской Федерации - за ее пределами.
5. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по заключенным договорам у товаропроизводителей (поставщиков) и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.
Зерно, сахарная свекла, семена масличных культур, лен - долгунец, скот и птица, молоко, шерсть, предложенные товаропроизводителем к реализации, закупаются в полном объеме.
Статья 6. Расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, закупаемые и поставляемые для государственных нужд
1. Правительство Российской Федерации ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей), устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства.
2. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до начала года определяют квоты для товаропроизводителей (поставщиков) на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.
Квоты могут быть установлены для товаропроизводителей (поставщиков) на всей территории Российской Федерации или на какой-либо ее части.
4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50 процентов от стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25 процентов после заключения договора и 25 процентов после завершения сева, а по продукции животноводства - выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.
Статья 7. Стимулирование закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд
1. В целях экономического стимулирования закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд товаропроизводителям (поставщикам) могут предоставляться:
льготы по налогообложению;
целевые дотации и субсидии;
кредиты на льготных условиях;
валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на экспорт;
ассигнования из федерального бюджета, необходимые для обеспечения прироста объемов производства и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Виды, размеры и порядок предоставления экономических и других льгот устанавливаются органами законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции до заключения договоров.
2. В договор могут включаться конкретные льготы для товаропроизводителей (поставщиков), установленные в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, а также другие условия, которые направлены на стимулирование закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
3. Государственные заказчики предоставляют товаропроизводителям (поставщикам) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд материальные и финансовые (включая валютные) ресурсы для:
закупки средств защиты растений и животных от вредителей и болезней;
закупки высококачественного семенного и посадочного материала, племенных животных;
строительства хранилищ, цехов по переработке сельскохозяйственной продукции;
приобретения технических средств и технологического оборудования, современных технологий и проведения научно - исследовательских работ, связанных с производством, переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Федеральный закон "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 25, ст. 2343)
Статья 6. Государственная поддержка малого предпринимательства
2. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд.
Статья 14. Участие субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.
Указ Президента Российской Федерации
от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных
мерах по предотвращению коррупции и сокращению
бюджетных расходов при организации закупки продукции
для государственных нужд" (Положение об организации
закупки товаров, работ и услуг для государственных
нужд) (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 15, ст. 1756)
Пункт 27 - Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд путем проведения закрытых торгов (закрытого конкурса) в случаях, когда:
а) продукция в силу технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков;
б) цена государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а также когда время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции, - по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом.
Пункт 28 - Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд на специализированных закрытых торгах (закрытом конкурсе), в случае если государственный контракт заключается на приобретение продукции для нужд национальной обороны или для обеспечения национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 31 - Заказчик вправе проводить внутренние торги (внутренний конкурс) в случаях, если:
а) в закупках в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают участие только российские поставщики;
б) заказчик считает, что в участии в торгах (конкурсе) будут заинтересованы только российские поставщики.
Методические рекомендации по проведению
торгов (конкурса) на закупку товаров (работ),
предварительному квалификационному отбору поставщиков
(подрядчиков) (конкурсная документация) (Приказ
Минэкономики России от 30 сентября 1997 г. N 117)
Пункт 6 - "Льгота отечественным поставщикам" - при оценке конкурсных заявок отечественным поставщикам предоставляется льготный процент в размере ____. Для получения льготного процента от поставщика требуется, чтобы стоимость материальных, трудовых и иных ресурсов и компонентов из России для изготовления или сборки предложенных товаров в России составляла не менее 30 процентов цены франко - завод.
Пункт 13 - "Льгота отечественным подрядчикам" - "При оценке конкурсных заявок отечественным подрядчикам предоставляется льготный процент в размере ____. При объявлении торгов (конкурса) прошедшие предварительный квалификационный отбор подрядчики получают уведомление о том, распространяется ли на них положение о льготе отечественным подрядчикам..."
Методические рекомендации по разработке
условий договора подряда по разделу "Производство",
Том III, Минстрой России
2. Условия производства работ договора подряда
2.3.4. При осуществлении строительства иностранной фирмой заказчика и подрядчик прорабатывает вопрос возможности применения оборудования и материалов, изготовленных в Российской Федерации, а при строительстве объектов для федеральных государственных нужд оборудование и материалы иностранного производства могут применяться только в случае, когда производство аналогичных видов продукции в Российской Федерации невозможно или экономически нецелесообразно.