<Письмо> МЧС России от 18.02.2022 N М-11-398
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 18 февраля 2022 г. N М-11-398
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 459-ФЗ (далее - 459-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", основными из которых являются:
установление обязанности граждан Российской Федерации эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий;
наделение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на всех уровнях полномочиями принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
На этапе обсуждения законопроекта и после его принятия неизвестными лицами неоднократно распространялась недостоверная информация, провоцирующая массовое недовольство среди населения и формирующая общественное мнение о принуждении людей к оставлению своих домов, ограничению передвижения и нарушению других прав и свобод.
Вместе с этим существует максимально объективная аргументация внесенных изменений, касающихся проведения эвакуационных мероприятий.
За последние годы произошел ряд крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками, наводнениями и лесными пожарами. Органы исполнительной власти и спасательные службы сталкивались с нежеланием местного населения покидать свои дома, несмотря на угрозу их жизни и здоровью. Граждане часто недооценивали степень опасности, особенно в тех субъектах Российской Федерации, где она возникает регулярно. Требовалось отвлечение сил спасателей от проведения спасательных работ для обеспечения безопасности населения, оставшегося в зонах чрезвычайных ситуаций, а также доставки им предметов первой необходимости, продуктов питания и питьевой воды.
В последующем, когда угрозы становились очевидными, люди просили об эвакуации, которая в складывающихся условиях становилась опасной не только для них, но и для сотрудников спасательных служб. Примерами таких ситуаций могут стать спасательные операции при ликвидации крупномасштабных паводков в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
До принятия 459-ФЗ предусмотренная для сотрудников МЧС России обязанность по спасению граждан не имела соответствующей законодательной обязанности для самих граждан соблюдать правила эвакуации.
Введенная законом обязанность граждан эвакуироваться исключает право населения на отказ от эвакуации, которая будет проводиться только при угрозе жизни и здоровью людей.
За невыполнение таких обязанностей гражданину может быть дано предупреждение или на него может быть наложен административный штраф в соответствии с действующим законодательством (ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ).
Изменение законодательства не предусматривает никаких мер по принуждению к эвакуации и не связано с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
В настоящее время МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывается проект нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, которым будет определен порядок проведения эвакуационных мероприятий. В ходе работы сформировано совместное экспертное мнение о необходимости четкого определения постановлением Правительства Российской Федерации конкретных случаев и параметров угроз жизни и здоровью людей, на основании которых может быть принято решение о проведении эвакуационных мероприятий.
То есть эвакуационные мероприятия будут проводиться только в случае реальной угрозы жизни и здоровью граждан, если они находятся на территории, подверженной воздействию опасных факторов чрезвычайной ситуации.
Это может быть, например, зона пожара, наводнения, землетрясения, оползня, лавины или другого бедствия, когда существует высокая вероятность того, что граждане могут пострадать в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации будет предусмотрено, что население будет эвакуироваться в безопасные места - в пункты временного размещения (места, пригодные для проживания), обеспечиваться питанием, медицинским обслуживанием и предметами первой необходимости. Также по желанию граждане могут размещаться у родственников (знакомых), проживающих за пределами зоны чрезвычайной ситуации.
Дети будут эвакуироваться только совместно с родителями. Разлучение детей с родителями исключено.
После завершения всех мероприятий по устранению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации или ликвидации чрезвычайной ситуации, получения подтверждения об отсутствии угрозы жизни и здоровью люди смогут вернуться в свои дома.
Необходимо отметить, что полномочия по принятию решения о проведении эвакуационных мероприятий возлагаются на комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровня. Это обеспечивает прозрачность и коллегиальность принятия решений и исключает возможность единоличных действий в этой сфере какими-либо руководителями.
Оповещение населения о проведении эвакуационных мероприятий будет проводится в установленном порядке с использованием средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения.
Прошу использовать вышеизложенную информацию при разъяснении требований законодательства в части организации и проведения эвакуационных мероприятий для населения субъектов Российской Федерации.
Директор Департамента
гражданской обороны
и защиты населения
генерал-лейтенант
О.Л.МАНУЙЛО