Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> МЧС России от 17.12.2018 N 91-3016-33

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 17 декабря 2018 г. N 91-3016-33

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Направляю для использования в работе Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально-опасных объектов.

Методические рекомендации прошу довести до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты.

Генерал-полковник

П.Ф.БАРЫШЕВ

Приложение

Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

П.Ф.БАРЫШЕВ

14.12.2018 N 2-4-71-30-33

Согласовано

Начальник Управления

информационных технологий и связи

С.В.ВЛАСОВ

12.12.2018

МЧС России

Начальник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

МЧС России

А.Г.ЧИРИКОВ

12.12.2018

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ВЕДЕНИЮ ПАСПОРТОВ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

Список принятых сокращений

АРМ

Автоматизированное рабочее место

ГО

Гражданская Оборона

ДДС

Дежурно-диспетчерская служба

ЕДДС

Единая дежурно-диспетчерская служба

ЗПУ

Запасной пункт управления

КСЭОН

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

ЛСО

Локальная система оповещения

РАСЦО

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения

ОКСИОН

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

МСО

Муниципальная система оповещения

РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РТУ

Радиотрансляционный узел

РФ

Российская Федерация

СО

Система оповещения

СОУЭ

Система оповещения и управления эвакуацией

ПОО

Потенциально-опасный объект

ЦУКС

Центр управления в кризисных ситуациях

ЧС

Чрезвычайная ситуация

ЭТО

Эксплуатационно-техническое обслуживание

1. Введение

Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально опасных объектов (далее - Методические рекомендации) предназначены для органов управления РСЧС, территориальных органов МЧС России, подразделений и организаций, в ведении которых находятся вопросы по созданию, совершенствованию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В Методических рекомендациях изложен порядок разработки, оформления и ведения паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) и потенциально-опасных объектах.

Методические рекомендации разработаны сотрудниками ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" совместно с МЧС России.

2. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите

Система оповещения гражданской обороны (ГО) - организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и речевой информации.

Сигнал оповещения гражданской обороны (ГО) - сигнал, передаваемый в системе управления гражданской обороной и являющийся командой для проведения мероприятий силами гражданской обороны, а также для применения населением средств и способов защиты.

Система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - это организационно-техническое объединение сил и технических средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Системы оповещения создаются на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации), на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования), на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющая собой комплекс аппаратно-программных и технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

ОКСИОН - организационно-техническая система, объединяющая аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Локальная система оповещения - организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи, обеспечивающая доведение сигналов и экстренной информации оповещения до органов управления и сил ГО, РСЧС и населения в зоне ее действия.

3. Общие положения

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения входят в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области ГО по выполнению задачи оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

ЕДДС муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

ДДС организаций, эксплуатирующих ПОО;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей ПОО и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Согласно Указа Президента РФ от 13 ноября 2012 года N 1522 на территории РФ (в том числе на региональном, муниципальном и объектовом уровнях) созданы и функционируют комплексные системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН).

Основной задачей КСЭОН являются:

экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС достоверной информации об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

экстренное оповещение органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.

КСЭОН включается (интегрируется) в состав соответствующих региональных (местных) систем оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:

- сети электрических и электронных сирен;

- сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

- сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

- радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);

- сети уличной звукофикации;

- сети кабельного телевидения;

- сети подвижной радиотелефонной связи;

- сети связи общего пользования;

- мобильные средства оповещения.

Настоящие методические рекомендации определяют порядок разработки и ведения уполномоченными органами управления и должностными лицами ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, администрациях предприятий (организаций, объектов) различных форм собственности паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и ПОО (далее - паспортов) в системе РСЧС и ГО и предназначены для выработки единых подходов к учету состоянию их готовности по предназначению.

Целью ОКСИОН является информирование граждан о ЧС и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий, а также подготовка населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка. Для достижения этой цели ОКСИОН решает задачи повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности, повышения оперативности информирования населения о ЧС, повышения уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, повышения эффективности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения, организации наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей

Основной задачей разработки методических рекомендаций является создание и применение единых электронных документов - паспортов, предназначенных для информационной поддержки органов государственной власти и организаций (предприятий, объектов) всех уровней при угрозе возникновения или возникновении ЧС, решения вопросов их предупреждения, в том числе предотвращения и уменьшения вероятности возможных потерь среди населения или ущербу их здоровью, разрушений в случае их возникновения, а также вторичных поражающих факторов, создания информационной базы, обеспечивающей оперативное принятие решений при выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС.

Паспорта дополнительно могут использоваться в качестве отчетных документов представляемых при проведении надзорных функций территориальными органами МЧС России по проверке и оценке функциональных, региональных (муниципальных, объектовых) подсистем РСЧС, подготовке руководителей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) на региональном, муниципальном и объектовом уровнях, являясь для них источником информации о состоянии готовности систем оповещения, а также планирования действий органов управления и сил РСЧС, организации подготовки и обеспечения их деятельности.

В документе изложены основные положения и разъяснения по организации разработки и корректировки паспортов. Настоящий материал следует применять, учитывая особенности возникновения рисков ЧС, характерных для определенных территорий (объектов) и структуры построения систем оповещения населения.

При использовании положений данных методических рекомендаций необходимо вести постоянную работу по дальнейшему совершенствованию организации работы с паспортами и качества сведений, содержащихся в них.

4. Состав и структура паспорта системы оповещения населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования и потенциально-опасного объекта

Паспорта разрабатываются на региональном (субъекты Российской Федерации), муниципальном (муниципальные районы, городские округа, городские округа внутригородской территории города федерального значения, городские поселения, сельские поселения, муниципальные округа внутригородской территории города федерального значения, сельские населенные пункты) и объектовом уровнях (потенциально опасные объекты).

Паспорт региональной (муниципальной) системы оповещения населения состоит из следующих разделов (форма паспорта системы оповещения населения регионального и муниципального уровня приведена в приложении 1):

1. Охват населения.

2. Техническая характеристика РСО.

3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО).

4. Стоимость эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения РСО в год (тыс. руб.).

5. Задолженность за ЭТО перед организациями, (проводящими ЭТО за предыдущий год) (тыс. руб.).

При заполнении форм паспорта безопасности территории допускается включать дополнительную информацию с учетом особенностей данной территории.

Первый раздел паспорта содержит данные об охвате населения на отдельных территориях, различными типами технических средств оповещения, в зонах действия локальных систем оповещения, комплексных систем экстренного оповещения, объектовых систем оповещения в местах массового пребывания людей, на основании официальной информации, поступающей от структурных подразделений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объектов, предприятий и организаций связи, теле- и радиовещания.

Второй раздел паспорта содержит данные о технических характеристиках систем оповещения населения, типах и состоянии готовности технических средств оповещения, их размещении на объектах, использовании каналов телевидения и радиовещания, наличия резервов (предоставляются органами управления РСЧС и организациями).

В третьем, четвертом и пятом разделах приводятся сведения об организации эксплуатационно-технического обслуживании технических средств оповещения на основании заключенных договоров со специализированными организациями на выполнение работ, выделенных финансовых средствах из бюджетов субъекта (муниципального образования). Паспорт локальной системы оповещения состоит из следующих разделов (форма паспорта приведена в приложении N 2):

1. Охват населения.

2. Техническая характеристика ЛСО.

3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО).

Первый раздел паспорта содержит данные об охвате населения в зоне действия локальной системы оповещения, в том числе с использованием официальной информации, поступающей от структурных подразделений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объектов, предприятий и организаций связи, теле- и радиовещания.

Второй раздел паспорта содержит данные о технических характеристиках системы оповещения, типах и состоянии готовности технических средств оповещения, их размещении на объектах, использовании каналов телевидения и радиовещания, наличия резервов (предоставляются органами управления РСЧС и организациями).

Третий раздел паспорта содержит сведения об организации эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения на основании заключенных договоров со специализированными организациями на выполнение работ.

Каждый из разработанных паспортов должен соответствовать установленной структуре, при разработке паспорта в случае необходимости могут вноситься дополнения (изменения) с учетом особенностей данной территории.

5. Организация разработки и оформления паспорта системы оповещения населения в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и потенциально-опасном объекте

Разработка паспорта (внесение изменений) осуществляется на основании распорядительных документов субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления, руководителя объекта): нормативного документа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального образования, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект о вводе системы оповещения в эксплуатацию, в том числе в котором указываются сроки разработки паспорта, а также должностные лица, ответственные за разработку паспорта

Паспорт системы оповещения населения разрабатывается (уточняется):

- в субъекте Российской Федерации - постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- в муниципальном образовании - постоянно действующим органом управления или должностным лицом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления;

- на объекте - должностным лицом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органе местного самоуправления.

Разработанные паспорта подписываются уполномоченными должностными лицами (председателем КЧС и ПБ) субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления, объекта) и направляются для согласования и контроля состояния, дальнейшего учета и обобщения в установленном порядке:

Субъект РФ - в территориальный орган МЧС России по субъекту РФ;

Муниципальное образование - в территориальный орган МЧС России по субъекту РФ;

объекты - в территориальный орган МЧС России по субъекту РФ и в постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органе местного самоуправления на территории которого он размещен.

Объекты, зона действия ЛСО или комплексной системы экстренного оповещения которого распространяется на несколько муниципальных образований, направляют копии паспортов в территориальный орган МЧС России по субъекту РФ и в части касающейся, в каждое соответствующее муниципальное образование.

Внесение изменений (при необходимости) в паспорта систем оповещения населения осуществляется по состоянию на 31 декабря прошедшего года к 1 февраля текущего года.

Копии актуализированных паспортов направляются в вышестоящий орган управления РСЧС.

Внесение фактических данных в паспорта осуществляется на основании данных технических проектов, официальных данных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, актов проверок технического состояния и иных документов. Оригинал паспорта и подтверждающие документы, на основании которых в него вносились данные хранятся в уполномоченных органах управления в установленном порядке.

6. Оформление и ведение (заполнение) паспорта системы оповещения населения в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и потенциально-опасном объекте

6.1. Паспорт системы оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования)

В заголовке указываются:

- полное наименование субъекта РФ (муниципального образования), полное наименование региональной (муниципальной) системы оповещения населения в соответствии с Положением о системах оповещения данного субъекта РФ (органа местного самоуправления) или иного нормативного документа,

- его шифр (если имеется),

- реквизиты приказа (нормативного документа) о вводе в эксплуатацию системы оповещения;

- установленный срок эксплуатации системы (лет).

- превышение установленного эксплуатационного ресурса системы оповещения (при наличии).

Раздел 1. "Охват населения"

Пункт 1.1. "Охват населения средствами РСО (МСО)":

В подпункт "Количество населенных пунктов" вносится информация в соответствии административно-территориальным делением субъекта РФ:

для региональной системы - количество всех населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации по каждой категории в отдельности и итого;

для муниципального образования - количество населенных пунктов, входящих в данное муниципальное образование по каждой категории в отдельности и итого.

Графа "Всего местных СО" (для паспорта РАСЦО) - указывается число местных автоматизированных систем оповещения на основании проектно-сметной документации, приказа (нормативного документа) о вводе в эксплуатацию региональной и муниципальных систем оповещения, в том числе при проведении работ по реконструкции (модернизации) соответствующих систем оповещения в которых перечисляются населенные пункты где они созданы.

Графа "Количество неработоспособных СО" - указывается число неработоспособных местных (муниципальных) автоматизированных систем оповещения на основании актов проверки технического состояния (иных актов проверки), в которых сделан вывод о неработоспособности систем оповещения в конкретных муниципальных образованиях.

Графа "Количество местных систем оповещения включенных в региональную СО" указывается число местных (муниципальных) автоматизированных систем оповещения, подключенных к РАСЦО и сопряженных с ней (заполняется в соответствии с ПСД, актами проверки технического состояния (иных актов проверки).

Графа "Количество проживающего населения" заполняется на основании официальных статистических данных органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления).

Графа "Охват населения техническими средствами автоматизированной СО за 5 мин." заполняется из расчета, что запуск средств и сетей оповещения, указанных в пункте 1.2, осуществляется с автоматизированных рабочих мест РСО (МСО) в автоматизированном режиме с использованием алгоритма: запуск сети электрических или электронных сирен (11 циклов) и дальнейшая передача аудио (аудиовизуальных) сообщений населению. Указывается расчетное количество людей, охваченного средствами автоматизированных технических средств оповещения (рассчитывается путем нанесения на карту населенных пунктов сирен и сетей вещания с зонами звукового покрытия (озвучивания) и примерным (расчетным количеством людей, находящихся (живущих, работающих и т.д.) в этих зонах охвата).

Графа "Всеми имеющимися средствами оповещения за 30 мин." заполняется из расчета того, что оповещения населения предусмотрено за время, превышающее 5 минут, но не более 30 минут, запуском в неавтоматизированном режиме путем местного запуска:

- СО населенных пунктов;

- сетей проводного вещания;

- эфирного радиовещания;

- телевизионного вещания, в том числе кабельного;

- отдельных оконечных устройств оповещения (электрических сирен и акустических систем);

с использованием мобильных средств оповещения, посыльными, звонками по телефонам и другими вспомогательными способами (средствами).

Указывается расчетное количество остального населения (не охваченного средствами автоматизированных технических средств оповещения) (определяется путем нанесения на карту соответствующей территории с зонами охвата (озвучивания) и примерным (расчетным количеством людей, находящихся (живущих, работающих и т.д.) не попадающих в зоны с 5-ти минутным охватом и оповещаемых в течение 30 минут).

Графа "Всего" и строка "Итого" заполняется путем подсчета данных соответствующих строк и граф за 5 минут и за 30 минут. Проценты оповещаемого населения определяются по отношению к общему количеству оповещаемого населения.

Графа "Охват населения" заполняется на основе расчетов, проводимых при разработке технических проектов на создание (реконструкцию, модернизацию) соответствующих СО при условии их завершения и приемки в эксплуатацию. При отсутствии таких данных в проектах расчеты проводятся в соответствии с "ГОСТ 31295.2-2005 Шум. Затухание звука при распространении на местности (ИСО 9613-2:1996 Акустика. Затухание звука при распространении на местности)", Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", "СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования", "ГОСТ Р 55199-2012 Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения", технической документации на оконечные средства оповещения (сирены, акустические установки и т.д.), статистические данные по населению соответствующих территорий.

Пункт 1.2 "Охват населения различными средствами оповещения":

Графа "Электросиренами, в т.ч. мощными акустическими системами" заполняется на основании данных расчетов, проводимых на этапе проектирования при создании (реконструкции, модернизации) СО в соответствии с "ГОСТ 31295.2-2005 Шум. Затухание звука при распространении на местности (ИСО 9613-2:1996 Акустика. Затухание звука при распространении на местности)", "СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", "СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования", "ГОСТ Р 55199-2012 Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения", Акта испытаний системы оповещения при вводе в эксплуатацию, Акта состояния готовности соответствующей системы оповещения.

При отсутствии соответствующих данных в проектной документации, расчет производится самостоятельно путем нанесения на карты населенных пунктов, установленных электрических и электронных сирен, в т.ч. мощных акустических систем с зонами звукового покрытия (озвучивания) и примерным (расчетным количеством людей, находящихся (живущих, работающих и т.д.) в этих зонах.

Графа "Проводным вещанием" заполняется на основании данных (оператора связи) организации осуществляющей эксплуатацию сети проводного вещания (при наличии), в соответствующем субъекте РФ и (или) муниципальном образовании с которым имеется соглашение и техническая возможность по передаче сигналов и экстренной информации оповещения.

При отсутствии полных данных от оператора связи, расчет производится самостоятельно исходя из количества радиоточек на оповещаемой территории и среднего количества человек в одной семье. Процент оповещаемого населения определяется по отношению к общему количеству населения проживающего на соответствующей территории.

Аналогично заполняются данные по оповещению населения по каналам теле и радиовещания.

При отсутствии проводного вещания в графе ставиться прочерк.

Графы "Радиовещание", "Телевизионное вещание" и "Сотовая связь" заполняются на основании данных, предоставляемых операторами связи, с которыми у соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ (ОМС муниципального образования) имеется соглашение и техническая возможность по передаче сигналов и экстренной информации оповещения. Графа "Всего" рассчитывается с условием того, что на соответствующей территории одновременно обеспечивается доведение до населения сигнала "Внимание всем!" посредством электрических или электронных сирен (мощных акустических устройств) с последующей передачей экстренной информации оповещения по каналам электронных СМИ и сетям подвижной радиосвязи. При этом оповещаемым считается населения принимающее экстренную информацию оповещения хотя бы по одному из каналов эфирного или проводного (кабельного) телерадиовещания.

Пункт 1.3 "Охват населения локальными системами оповещения организаций, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, гидротехнические сооружения высокой опасности":

- графа "Всего ОПО" заполняется данными из реестра опасных производственных объектов субъекта РФ, в районах размещения которых, в соответствии с нормативными правовыми актами должны быть созданы ЛСО;

- графа "Создано ЛСО" заполняется на основании паспортов безопасности ОПО, приказов (нормативных документов) ввода в эксплуатацию соответствующих локальных систем оповещения, расположенных на территории субъекта РФ (муниципального образования);

- графа "ЛСО сопряженные с РСО (МСО)" заполняется на основании актов приемки (проверки) соответствующих региональной, местных (муниципальных) и локальных систем оповещения;

- графа "Проживает населения в зоне ответственности объекта" заполняется данными из паспорта безопасности (муниципального образования, объекта);

- графа "Количество населения, охваченного средствами ЛСО" заполняется на основе расчетов, проводимых при разработке технических проектов на создание (реконструкцию, модернизацию) соответствующих СО при условии их завершения и приемки в эксплуатацию. При отсутствии таких данных в проектах расчеты проводятся в соответствии с "ГОСТ 31295.2-2005 Шум. Затухание звука при распространении на местности (ИСО 9613-2:1996 Акустика. Затухание звука при распространении на местности)", Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", "СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования", "ГОСТ Р 55199-2012 Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения", технической документации на оконечные средства оповещения (сирены, акустические установки и т.д.), статистические данные по населению соответствующих территорий.

- Строка "Итого" заполняется путем подсчета данных соответствующих строк и граф. Проценты оповещаемого населения определяются по отношению к общему количеству оповещаемого населения.

Пункт 1.4. "Охват населения в зонах, подверженных угрозам возникновения ЧС природного характера, комплексными системами экстренного оповещения населения" (КСЭОН):

- графа "Всего" заполняется на основании данных из нормативного документа органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования), определяющего перечень зон экстренного оповещения населения в соответствии с принятой классификацией ЧС.

- графа "Проживающее население в зоне" заполняется по данным паспорта безопасности субъекта РФ (муниципального образования);

- графа "Количество населения в зоне, охваченного КСЭОН" рассчитывается при разработке проекта в соответствии с возможностями применяемых систем и технических средств оповещения для каждой зоны КСЭОН;

- графа "Создано КСЭОН", вносятся данные о количестве фактических систем, на которых выполнены работы по проектированию, закупке оборудования и монтажу оборудования, но не введенных в эксплуатацию.

- графа "Введено в эксплуатацию КСЭОН" заполняется на основании документов о вводе в эксплуатацию систем, расположенных на территории соответствующей зоны КСЭОН;

- графа "Сопряжено с РСО (МСО) КСЭОН" заполняется на основании данных актов (протоколов) приемки работ по созданию соответствующих систем;

- графа "Всего необходимо систем мониторинга в зонах КСЭОН" заполняется на основании паспорта безопасности субъекта РФ (муниципального образования), проектов на создание соответствующих систем;

- графа "Введено систем мониторинга в зонах КСЭОН в эксплуатацию" заполняется на основании данных актов (протоколов) приемки работ по созданию соответствующих систем;

- графа "Сопряжено систем мониторинга с зонами КСЭОН" заполняется на основании данных актов (протоколов) приемки работ по созданию соответствующих систем;

- строка "Итого" заполняется подсчетом данных соответствующих граф.

Пункт 1.5. "Охват населения средствами ОКСИОН":

Заполнение данных осуществляется в соответствии с категорией места массового пребывания людей, на территории которого размещен объект ОКСИОН, определенной Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 2712 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".

Пункт 1.6. "Наличие объектовых систем оповещения в местах массового скопления людей" заполняется на основании данных, полученных от объектов, расположенных в данных зонах.

Раздел 2. "Техническая характеристика систем оповещения РСО, МСО"

Пункт 2.1. "Тип технических средств оповещения, используемых в РСО (МСО)".

В данный пункт вносятся сведения об оборудовании, на базе которого построена региональная (местная) система оповещения. Сведения берутся из проектно-сметной документации и акта испытаний системы.

Пункт 2.2. "Управление РСО (МСО)"

В данный пункт вносятся сведения о том, из каких пунктов управления и населенных пунктов осуществляется управление региональной (муниципальной) системой оповещения.

Пункт 2.3 "Количество используемых оконечных средств оповещения".

В таблицу вносятся фактические данные о количестве и способах включения оконечных средств оповещения, а также их технического состояния на основании данных проектов на создание (реконструкцию) соответствующих СО и актов проверки СО.

Пункт 2.4. "Места установки АРМ оконечных комплектов аппаратуры оповещения"

В таблицу вносятся данные о местах установки АРМ оконечных комплектов аппаратуры оповещения обеспечивающих прием (визуальный и документальный) и передачу экстренной информации и сигналов оповещения (управление нижестоящей системой оповещения на основании данных проектов на создание (реконструкцию) соответствующих СО и актов проверки СО.

Пункт 2.5 "Электронные средства массовой информации, используемые в РСО (МСО)"

- в графу "Радиотрасляционная сеть" вносятся данные, полученные от оператора связи (организации), предоставляющей услуги проводного вещания на соответствующей территории (при наличии) по техническим средствам которой осуществляется трансляция сигналов и экстренной речевой информации оповещения;

- графы "Радиовещательные" и "Телевизионные программы", вносятся данные из соглашений (договоров) с организациями, осуществляющих радио- и телевещание на соответствующей территории по техническим средствам которой осуществляется трансляция сигналов и экстренной информации оповещения.

Пункт 2.6. "Обеспечение перехвата каналов регионального теле и радиовещания"

В данный пункт вносятся сведения о каналах проводного (кабельного) и эфирного (аналогового и цифрового) радио- и телевещания на основании соглашений (договоров) с организациями, осуществляющих радио- и телевещание на соответствующей территории, по техническим средствам которой осуществляется передача сигналов и экстренной информации оповещения. Указываются режимы передачи сигналов и экстренной информации оповещения (автоматизированный, либо из студий вещания - по каждой теле и радиопрограмме отдельно), а также перечисляются все используемые для оповещения населения теле и радиопрограммы.

Пункт 2.7. "Резерв средств оповещения"

Сведения о фактическом наличии резервов технических средств оповещения вносятся на основании данных учета материальных средств, процент их от потребности и достаточность.

Данные о требуемой номенклатуре и объемах резервов технических средств оповещения вносятся на основании нормативных документов, принятых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с "Рекомендациями по определению объемов необходимых резервов средств оповещения в субъектах РФ, места и условия их хранения" (утверждены МЧС России 24.11.2015), а также с учетом проектно-сметной документации на систему оповещения.

Пункт 2.8. "Организация оповещения по линии Минобороны России".

Данные вносятся в соответствии с планово-организационными документами по вопросам взаимодействия с органами военного управления (при наличии).

Раздел 3. "Организация эксплуатационно-технического обслуживания"

Сведения в таблицу заполняются по данным из договора на эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения региональной (муниципальной) системы оповещения, которое осуществляется подрядчиком работ в соответствии с законодательством РФ на основании совместного приказа МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".

Раздел 4. "Стоимость эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения РСО в год"

Данные вносятся на основании договоров на эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения региональной (муниципальной) системы оповещения заключенных соответствующими органами исполнительной власти субъектов (муниципальных образований) РФ с подрядчиком работ.

Раздел 5. "Задолженность за эксплуатационно-техническое обслуживание перед организациями, проводящими эксплуатационно-техническое обслуживание за предыдущий год"

Сведения вносятся на основании данных о финансовых расчетах с подрядчиком работ за выполнение договоров на эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения, заключенных соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ (муниципальных образований).

6.2. Паспорт системы оповещения потенциально-опасного объекта

В заголовке указывается полное наименование объекта, его принадлежность (подчиненность) и полное наименование локальной системы оповещения потенциально опасного объекта в соответствии с проектно-сметной документацией.

Указываются реквизиты нормативного документа о вводе в эксплуатацию системы оповещения, установленный срок эксплуатации системы (лет) и превышение эксплуатационного ресурса (при наличии).

Раздел 1. "Охват населения"

В пункт 1.1 вносятся данные о количестве населенных пунктов и объектов экономики, которые включены в зону действия ЛСО на основании акта их приемки ЛСО в эксплуатацию. Процент от потребности определяется по их отношению к количеству населенных пунктов и объектов, которые должны быть включены в зону действия ЛСО в соответствии с паспортом безопасности ОПО.

В пункт 1.2 сопряжение ЛСО с РСО (МСО) вносятся данные на основании проектно-сметной документации и актов приемки (проверки технического состояния) в эксплуатацию.

В пункт 1.3 вносятся сведения о количестве населения, проживающего (находящегося) в зоне действия ЛСО на основании сведений, полученных из паспорта безопасности муниципального образования, (объектов экономики, расположенных в зоне действия ЛСО).

В пункт 1.4 вносятся сведения об охвате обслуживающего персонала ОПО и населения различными средствами оповещения, включенными в ЛСО (исходя из данных паспорта безопасности объекта и проектов на их создание (реконструкцию).

Раздел 2. "Характеристика ЛСО"

В пункт 2.1 вносятся сведения о типах аппаратуры, используемых в ЛСО исходя из данных проектной документации и акта ввода ее в эксплуатацию.

В пункт 2.2 вносятся сведения об организации управления ЛСО с различных пунктов управления на основании данных проектной документации и акта ввода в эксплуатацию.

В пункт 2.3 вносятся сведения об общем количестве электрических и электронных сирен, в том числе установленных в населенных пунктах, на объектах (цехах) и автономных сирен, управляемых методом ручного запуска, исходя из данных проектной документации и акта ввода в эксплуатацию.

В пункт 2.4 вносятся сведения о количестве абонентов системы циркулярного вызова (вносятся сведения об абонентах стационарной и подвижной телефонной связи оповещаемых в автоматизированном режиме от ДДС объекта согласно утвержденным спискам (фактически/потребность).

В пункт 2.5 вносятся сведения о количестве узлов проводного вещания и уличных громкоговорителей (фактически/потребность), используемых в ЛСО вносятся сведения на основании данных проектной документации на их создание (реконструкцию) и акта ввода в эксплуатацию.

Раздел 3. "Организация эксплуатационно-технического обслуживания"

В пункт 3.1 вносятся сведения об организациях, обеспечивающих эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения на основании заключенных договоров на выполнение работ по обслуживанию ЛСО.

В пункт 3.2 вносятся сведения о количестве работников, обслуживающих ЛСО на основании заключенных договоров на выполнение работ по обслуживанию ЛСО.

В пункт 3.3 вносятся сведения о балансодержателях технических средств оповещения ЛСО, в том числе сторонних организациях, на территории которых установлены технические средства ЛСО на основании данных проектной документации на их создание (реконструкцию) и соответствующих договоров (соглашений) о передаче аппаратуры на ответственное хранение и обслуживание.

В пункт 3.4 вносится стоимость в соответствии с договором на выполнение ЭТО с подрядной организацией.

Приложение 1

(Форма 1)

Населенные пункты

(муниципальные образования)

Всего населенных пунктов

(муниципальных образований)

Всего местных СО

Количество неработоспособных местных СО

Количество местных СО включенных в РСО

Проживает населения тыс., чел.

Охват населения

Всего

Техническими средствами автоматизированной СО за 5 мин.

Всеми имеющимися средствами оповещения за 30 мин.

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

Городские округа (в т.ч. города областного подчинения)

Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения)

Сельские поселения

Итого:

Населенные пункты

(муниципальные образования)

Электросиренами, в т.ч. мощными акустическими системами

Проводным вещанием

Радио вещанием

Телевещанием

Сотовой связью

Всего

(%)

Городские округа (в т.ч. города областного подчинения)

Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения)

Сельские поселения

Итого:

Характеристика опасных объектов

Всего ПОО

Создано ЛСО

ЛСО, сопряженных с РСО

Проживает населения в зоне ответственности опасных объектов

(тыс. чел)

Количество населения, охваченного средствами ЛСО

Ед.

%

Ед.

%

Тыс. чел

%

Опасные производственные объекты I класса

Опасные производственные объекты II класса

Особо радиационно-опасные производства и объекты

Ядерно-опасные производства и объекты

Гидротехнические сооружения чрезвычайно высокого класса опасности

Гидротехнические сооружения высокого класса опасности

Химически опасные объекты 3 и 4 класса и др.

Итого:

Всего

Проживает населения в зоне (тыс. чел.)

Количество населения в зоне охваченного КСЭОН (тыс. чел.)

Создано КСЭОН

Введено КСЭОН в эксплуатацию

Сопряжено КСЭОН с РСО

Всего необходимо систем мониторинга в зонах ЭОН (в соответствии с СПСД)

Введено систем мониторинга в зонах ЭОН в эксплуатацию

Сопряжено систем мониторинга в зонах ЭОН с КСЭОН

Примечание

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления

Геологические опасные явления

Геофизические опасные явления

Извержения вулканов

Морские гидрологические опасные явления

Гидрологические опасные явления

Природные (ландшафтные) пожары

Техногенного характера (согласно ФЗ "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28)

Другие

Итого:

Населенные пункты (муниципальные образования)

Всего населенных пунктов

Проживает населения (тыс. чел)

Населенных пунктов, оснащенных ОКСИОН

Охват населения средствами ОКСИОН, тыс. чел./%

В дневное время

В ночное время

Городские округа (в т.ч. города областного подчинения)

Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения)

Сельские поселения

Итого:

Населенные пункты (муниципальные образования)

Электросирен/мощных акустических устройств

включенных в автоматизированную СО

не включенных в автоматизированную СО (с ручным управлением)

неисправных сирен/ мощных акустических устройств

Городские округа (в т.ч. города областного подчинения)

Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения)

Сельские поселения

Итого:

Место установки

Всего мест

Рабочие места оперативных дежурных служб, где аппаратура установлена

Тип аппаратуры

ЦУКС

ПУ руководителя субъекта РФ

ЕДДС

подразделения ФПС (ГПС)

Региональный РТПЦ

Аппаратная радиотелевещания ГТРК субъекта РФ (частной ТРК)

РОВД

ГОВД

РВК

РУЭС

другие места (указать какие)

Радиотрансляционная сеть

Радиовещательные станции

Телевизионные станции

Узлы проводного вещания

Радиотрансляционные точки

Уличные громкоговорители

УКВ

ев

СКВ)

Автоматизированные

не автоматизированные

Регионального вещания

Местного вещания

Городские округа (в т.ч. города областного подчинения)

Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения)

Сельские поселения

Итого:

Организации, проводящие ЭТО

Работников, выполняющих ЭТО

Организации, на балансе которых находятся средства оповещения

Аппаратуры

Электросирен

Освобожденных

по совместительству

аппаратура управления

электросирены

Приложение 2

(Форма 2)

ПАСПОРТ

локальной системы оповещения потенциально

опасного объекта/КСЭОН

наименование объекта, принадлежность (подчиненность)

(по состоянию на 01.01.20__ г.)

Наименование и шифр локальной системы оповещения (ЛСО)

потенциально опасного объекта (ПОО)

Год ввода ЛСО в эксплуатацию ____ (Нормативный документ N ____ от __.__.____).

Установленный срок эксплуатации системы ____ (лет).

Превышение эксплуатационного ресурса ____ (лет).

1. Охват ЛСО населения и территории

1.1. Количество населенных пунктов (городов, райцентров и т.д.), объектов экономики, включенных в ЛСО - ____ кол-во, ____% от потребности.

1.2. Сопряжение ЛСО с системой оповещения муниципального образования (субъекта РФ) ____ (да/нет).

1.3. Количество населения, находящегося в зоне действия ЛСО ______ (чел.)

1.4. Охват обслуживающего персонала ПОО/населения различными средствами оповещения, включенными в ЛСО: всего - _______/______%;

в том числе:

2. Характеристика ЛСО

2.1. Тип аппаратуры, используемый в ЛСО (перечислить): _________;

2.2. Управление ЛСО:

с основного пункта управления (диспетчерской) _____________;

с запасного (защищенного) пункта управления _______________;

с подвижного пункта управления ____________________________.

2.3. Количество электросирен всего: ____________________;

в том числе: в населенных пунктах _________________________;

на объектах (в цехах) _____________________________________.

Количество электросирен с ручным управлением - ____________,

2.4. Количество абонентов системы циркулярного вызова:

всего необходимо/включено с систему оповещения: ____________

в том числе:

в населенных пунктах ______________________________________;

на объектах (в цехах) _____________________________________.

2.5. Количество узлов проводного вещания, используемых в ЛСО, всего необходимо/включено ________.

Число уличных громкоговорителей ____________________.

3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО).

3.1. Организации, обеспечивающие ЭТО:

станционной части _________________________________________;

электросирен ______________________________________________;

уличных громкоговорителей _________________________________.

3.2. Количество работников, обслуживающих ЛСО: всего ______,

в том числе:

освобожденных _____________________________________________;

по совместительству _______________________________________.

3.3. Организации, на балансе которых находятся:

аппаратура оповещения: ____________________________________;

электросирены _____________________________________________;

уличные громкоговорители __________________________________.

3.4. Стоимость ЭТО в год (на начало текущего года) ____ тыс. руб.

4. Совершенствование ЛСО:

Даты начала и завершения работ по созданию (реконструкции ЛСО) и ввода ее в эксплуатацию ______.

Подпись ответственного лица

Другие документы по теме
"О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2018 год"
<О направлении письма> (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 20.12.2018 N ОГ-Д23-12274)
"О направлении методических материалов" (вместе с "Методическими материалами (требованиями) к разработке положений о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции", "Рекомендациями по стимулированию спроса на инновационную продукцию на основе анализа практик, применяемых в субъектах Российской Федерации")
"О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования"
Ошибка на сайте