<Письмо> МЧС России от 24.07.2014 N 14-7-3135
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 24 июля 2014 г. N 14-7-3135
Направляем для использования в работе Методические рекомендации по организации совместной работы территориальных органов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению безопасности участников фестивалей и других мероприятий с массовым пребыванием людей (далее - Методические рекомендации), утвержденные заместителем министра генерал-лейтенантом В.В. Степановым.
Прошу организовать совместную работу по изучению Методических рекомендаций с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами фестивалей и других мероприятий с массовым пребыванием людей.
Вр.и.о. директора
Департамента
гражданской защиты
генерал-майор
А.И.МАКАРЬИН
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской
обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации
последствий стихийных
бедствий
генерал-лейтенант
В.В.СТЕПАНОВ
22 июля 2014 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС
РОССИИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЕЙ И ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ
С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ
1. Введение
Ежегодно в Российской Федерации проводится значительное количество массовых мероприятий (праздничных, спортивных, политических и др.), собирающих от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч человек.
Организаторами массовых мероприятий, как правило, являются организации различных форм собственности, общественные объединения, органы местного самоуправления (далее - ОМСУ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - ОИВ субъекта РФ), федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ).
Анализ происшествий в ходе проведения массовых мероприятий (гибель людей на Всероссийском Ильменском фестивале авторской песни, массовое пищевое отравление на Всероссийском молодежном образовательном форуме "Селигер-2014") позволяет сделать вывод о имеющих место проблемах в организации взаимодействия органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и территориальных органов МЧС России (далее - ТО МЧС России) по определению совместных действий по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей.
2. Общие положения
2.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для выработки единых подходов при организации совместной работы ТО МЧС России и органов управления федеральной и территориальной подсистем РСЧС (далее - ФП и ТП РСЧС) по обеспечению безопасности, защиты жизни и здоровья участников культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных, рекламных и других мероприятий с массовым пребыванием людей, проводимых в стационарных или временных сооружениях, а также на открытых площадках, в том числе: в лесах, парках, садах, скверах, на бульварах, улицах, площадях, и других территориях.
Методические рекомендации могут применяться в случае отсутствия установленного законодательством порядка подготовки и проведения массовых мероприятий.
2.2. В настоящих Рекомендациях используются следующие основные понятия:
безопасность участников - состояние защищенности жизненно-важных интересов участников массовых мероприятий от непредвиденных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, требующих принятия комплекса мер, направленных на пожарную безопасность, защиту от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение безопасности при эксплуатации объектов, на которых проводится мероприятие с массовым пребыванием людей;
массовое мероприятие - мероприятие, проводимое по согласованию с органами местного самоуправления, определенное по месту проведения, времени и количеству участников, от 50-ти и более человек, объединенных единством целей, интересов и потребностей политического, спортивного либо культурно-зрелищного, религиозного и иного характера;
участники массового мероприятия - представители организаций и учреждений, физические лица, которые принимают непосредственное участие в организации и проведении массового мероприятия;
личная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, ее прав и свобод, чести, достоинства и здоровья как гражданина;
организатор массового мероприятия (далее - Организатор) - любые юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы или физические лица, являющиеся инициаторами массового мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения;
объект (место) проведения массового мероприятия - здание или сооружение государственных, муниципальных учреждений, иных форм собственности, либо комплекс таких зданий и сооружений, включая прилегающую к ним открытую территорию, временно предназначенные или подготовленные для проведения массовых мероприятий, а также специально определенные на период их проведения открытые территории (городские площади, улицы, водоемы, спортивные сооружения, стадионы и другие территории для проведения данных мероприятий);
администрация объекта проведения массового мероприятия (далее - Администрация объекта) - юридическое, физическое или должностное лицо, в собственности, распоряжении (аренде), административном или ином управлении которого находится объект проведения массового мероприятия.
3. Территориальный орган МЧС России
3.1. Для заблаговременного планирования мероприятий по обеспечению жизни и здоровья людей и организации взаимодействия с организатором проведения массового мероприятия территориальному органу МЧС России необходимо иметь план проведения массовых мероприятий на год (месяц, квартал и т.д.), утвержденный соответствующим ОИВ субъекта РФ, а также организовать взаимодействие с ОИВ субъекта РФ по ежемесячному уточнению указанного плана и получению заблаговременной информации о проведении внеплановых массовых мероприятий.
В рамках РСЧС ТО МЧС России осуществляет следующие мероприятия: до начала периода подготовки проведения мероприятий с массовым пребыванием людей во взаимодействии с органами управления ФП и ТП РСЧС и организаторами оценивает источники рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- риски возникновения ЧС на транспорте;
- риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах;
- риски возникновения пожаров на объектах проведения массовых мероприятий и природных пожаров в непосредственной близости от них;
- риски возникновения ЧС природного характера;
- риски возникновения ЧС биолого-социального характера.
исходя из анализа рисков заблаговременно доводит до администрации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, <...> территории, прилегающей к проведению массового мероприятия) информацию о возможных чрезвычайных ситуациях, последствия которых могут повлиять на безопасность жизни и здоровья участников и зрителей, проводимых мероприятий (Приказ МЧС России от 31.12.2002 N 632 "Об утверждении порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций");
своевременно представляет информацию о возможных чрезвычайных ситуациях, последствия которых могут повлиять на безопасность жизни и здоровья участников и зрителей, проводимых мероприятий, в Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (В соответствии с исх. ФКУ НЦУКС от 18.06.2014 N 1983-13-1-2);
центры мониторинга и прогнозирования до начала и на весь период проведения фестивалей, а также других мероприятий с массовым пребыванием людей на открытой и лесистой местности, организует и ведет контроль за доведением прогнозов неблагоприятных и опасных метеорологических явлений и прогнозов чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации (на основе информации центра "Антистихия" и ЦГМС) до администрации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, открытого сооружения (Приказ МЧС России от 04.03.2011 N 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС"), с целью внесения корректив в план проведения мероприятий, а также за выполнением рекомендованных превентивных мероприятий;
участвует в организационных мероприятиях по подготовке массовых мероприятий в рамках своих полномочий (межведомственные совещания по подготовке массовых мероприятий, проведение учений и тренировок на объектах проведения массовых мероприятий, аварии на которых несут угрозу жизни и здоровья участникам);
принимает участие в разработке планов по обеспечению безопасности участников массовых мероприятий в рамках своих полномочий.
3.2. При возникновении угрозы ЧС природного и техногенного характера, в том числе неблагоприятных и опасных метеорологических явлений в день проведения мероприятий:
проводится оповещение организаторов проведения массовых мероприятий, руководителей ОИВ РФ, ОМСУ, организаций и населения об угрозе возникновения ЧС и порядке их действий;
организуется работа межведомственной оперативной группы в составе представителей ТО МЧС России, местного гарнизона пожарной охраны, государственного пожарного надзора, организаторов проведения массового мероприятия, ОИВ субъекта РФ, ОМСУ, организаций, совместное наземное патрулирование в районах проведения мероприятий силами личного состава местных гарнизонов пожарной охраны и представителей органов местного самоуправления муниципальных образований в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности.
осуществляется непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об <...>
организуется непрерывное взаимодействие с организаторами проведения массовых мероприятий, органами управления ФП и ТП РСЧС по вопросам применения запланированных мер, направленных на предотвращение гибели и травматизма участников, в соответствии с возникшей угрозой;
уточняется количество и вместимость ПВР, в которых возможно размещение эвакуированных;
контролируется ход оповещения населения о возникновении возможных ЧС и происшествий, в том числе через ОКСИОН, КСЭОН, средства массовой информации, по каналам радиовещания, через интернет-сайт ТО МЧС России по субъекту РФ, с помощью сотовых операторов путем рассылки СМС-сообщений;
проводится уточнение плана тушения пожара (карточки тушения пожара) на населенный пункт (объект), где планируется проведение массового мероприятия;
выделяются силы и средства в количестве, необходимом для обеспечения безопасности проводимых массовых мероприятий, осуществляется координация действий сил, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, во время проведения массового мероприятия;
предусматривается, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, работа "горячей линии" с привлечением специалистов психологической службы.
организует взаимодействие и контроль по обеспечению исправности источников наружного противопожарного водоснабжения территорий населенных пунктов, в которых планируется проведение массовых мероприятий (пункт 55 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме").
4. Порядок совместной работы ТО МЧС России и организаторов
при планировании проведения массового мероприятия
4.1. ТО МЧС России организует взаимодействие с организатором и рекомендует при подготовке плана проведения массового мероприятия воздерживаться от планирования проведения массовых мероприятий вблизи линий электропередачи высокого напряжения, газопроводов высокого давления, теплотрасс большого диаметра, взрывопожароопасных объектов, строящихся объектов и коммуникаций, в лесистой местности, от проведения этих мероприятий в случае получения неблагоприятного прогноза, а также внести в план следующие мероприятия:
в случае угрозы возникновения и возникновении ЧС немедленная передача всей имеющейся информации в органы управления МЧС России;
разработка схем эвакуации посетителей и персонала, информационных указателей;
состав сил и средств ликвидации ЧС;
порядок организации работ при ликвидации ЧС;
обучение персонала, задействованного в проведении массового мероприятия, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (в том числе путем проведения объектовых тренировок по вопросам обеспечения безопасности);
оборудование автостоянок в месте расположения объекта проведения культурно-зрелищных и спортивно-массовых мероприятий, удаленных на достаточное расстояние для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей;
порядок развертывания изоляторов для временного размещения больных с инфекционной заболеваемостью;
проверка исправности и работоспособности комплекса средств противопожарной защиты на объекте проведения массового мероприятия;
определение ответственных должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности с обязательным обучением по программе пожарно-технического минимума, организация их круглосуточного дежурства;
опашка вокруг места проведения массового мероприятия путем устройства защитной противопожарной минерализованной полосы, скос травы;
схемы выходов с территории при эвакуации на случай возникновения ЧС;
обеспечение системой оповещения людей на случай возникновения чрезвычайной ситуации;
расстановка резервуаров с водой на нужды пожаротушения;
подъезд пожарной техники к объектам, расположенным на территории проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
обеспечение расстановки транспортных средств на открытой площадке для стоянки транспорта с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре;
порядок организации оказания медицинской помощи участникам, зрителям, техническому и обслуживающему персоналу массового мероприятия, размещение медицинского персонала и (или) предоставление помещений для организации временных медицинских пунктов вблизи места проведения массового мероприятия;
порядок организации управления, взаимодействия, связи и оповещения при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Приложением к плану могут быть "Правила поведения посетителей", инструкции о мерах безопасности, правила поведения при возникновении ЧС и происшествий, маршруты движения зрителей и иных участников мероприятия от остановок общественного транспорта к объекту или месту проведения мероприятия, а также пути эвакуации с учетом недопущения встречных потоков посетителей массового мероприятия.
ТО МЧС России необходимо принять меры по участию в заблаговременном согласовании данного плана по вопросам в части, касающейся компетенции МЧС России.
5. Организация реагирования сил территориальной
и функциональных подсистем РСЧС
5.1. Организаторам, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ во взаимодействии с территориальным органами МЧС России необходимо предусмотреть создание группировки сил и средств в соответствии с прогнозируемыми рисками возникновения ЧС на период проведения мероприятия в составе:
Первый эшелон:
оперативная группа местного гарнизона пожарной охраны;
поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования субъекта РФ;
дежурные караулы пожарных частей субъекта РФ;
силы и средства Министерства здравоохранения и МВД России, других министерств и ведомств.
Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.
Основными задачами сил и средств первого эшелона являются:
локализация чрезвычайной ситуации;
тушение пожаров;
организация и ведение радиационной и химической разведки и контроля;
проведение поисково-спасательных работ;
оказание первой помощи пострадавшим.
Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с задачей по ликвидации ЧС, привлекаются силы и средства второго эшелона.
Второй эшелон:
оперативная группа Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
оперативные группы органов управления и сил РСЧС;
подвижный пункт управления (ППУ) Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
резервные караулы пожарных частей;
силы и средства территориальной подсистемы РСЧС;
специализированные бригады скорой медицинской помощи центра медицины катастроф.
Срок их прибытия в район ЧС не более трех часов.
Основными задачами сил и средств второго эшелона являются:
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация и ведение радиационной и химической разведки и контроля;
локализация радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;
жизнеобеспечение пострадавшего населения и оказание ему специализированной медицинской помощи.
Если силы и средства второго эшелона не способны справиться с ликвидацией ЧС, привлекаются силы и средства резерва.
5.2. Порядок реагирования
В целях выполнения основной задачи - обеспечение безопасности и защиты жизни и здоровья участников фестивалей и других мероприятий с массовым пребыванием людей определить следующий порядок реагирования:
При получении информации о происшествии или чрезвычайной ситуации немедленно задействуются силы, непосредственно прикрывающие объект.
При этом источниками информации могут являться:
сотрудник МЧС России;
представитель (руководитель) Организатора;
представитель (руководитель) Администрации;
представитель органа управления (подразделения) функциональной или территориальной подсистемы РСЧС;
очевидец (сотрудник служб обеспечения) через Систему-112, ЕДДС.
Силы первого эшелона, непосредственно прикрывающие объекты, выдвигаются к месту происшествия или ЧС при поступлении сообщения в дежурно-диспетчерские службы или по команде ЦУКС через диспетчера ЕДЦС муниципального района.
Привлечение сил второго эшелона и резерва осуществляется по запросу руководителя ликвидации ЧС, либо по решению ведомственного оперативного штаба субъекта РФ по согласованию с оперативным штабом регионального центра МЧС России, исходя из обстановки.
5.3. Порядок действий сил и средств по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера.
При возникновении техногенных пожаров:
1. Прием и обработка сообщения о пожаре.
2. Направление к месту пожара сил и средств, предусмотренных планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
3. Выезд, следование и прибытие к месту пожара.
4. Разведка места пожара, в ходе которой проводится:
уточнение наличия и характера угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;
уточнение наличия и возможности сопутствующих проявлений опасных факторов пожара;
уточнение места и параметров пожара, а также возможные пути распространения огня;
уточнение наличия и возможности использования систем и средств противопожарной защиты организации (объекта);
обнаружение ближайших водоисточников;
обнаружение электроустановок под напряжением, способы и целесообразность их отключения;
контроль за состоянием и поведением строительных конструкций здания (сооружения), места их вскрытия и разборки;
уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
определение возможных путей ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;
уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;
5. Проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, в том числе:
спасание людей и имущества;
оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;
отключение электроустановок, находящихся под напряжением;
проведение работ по вскрытию и разборке конструкций в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.
6. Развертывание сил и средств, в том числе:
предварительное развертывание, с установкой пожарных автомобилей на водоисточники, прокладкой магистральных рукавных линий и установкой разветвлений;
полное развертывание, с прокладкой рабочих рукавных линий и их заполнением огнетушащими средствами.
7. Проведение работ по ликвидации горения, в том числе:
создание оперативного штаба тушения пожара;
создание участков и секторов тушения пожара;
создание контрольно-пропускного пункта ГДЗС;
использование имеющихся стационарных установок и систем тушения пожаров;
использование приборов подачи различных огнетушащих веществ, сосредоточенных на пожаре.
8. Выполнение специальных работ, в том числе:
организация связи и оповещения;
освещение места пожара;
дымоудаление;
восстановление работоспособности технических средств;
подъем (спуск) на высоту;
вскрытие и разборка конструкций.
9. Сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования.
10. Возвращение в пункт постоянной дислокации.
При возникновении природных пожаров:
1. Прием и обработка сообщения о пожаре.
2. Направление к месту пожара сил и средств, предусмотренных Планом тушения лесного пожара (сводным планом тушения лесного пожара).
3. Выезд, следование и прибытие к месту пожара.
4. Разведка места пожара, в ходе которой:
уточнение наличия и характера угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) и оповещения населения;
уточнение вида и параметров природного пожара, а также возможные пути и способы распространения огня;
обнаружение ближайших водоисточников;
уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению природного пожара;
определение возможных путей ввода сил и средств подразделений для тушения природного пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;
уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;
уточнение наличия и характера угрозы объектам, их местонахождение, пути, способы и средства их защиты.
5. Проведение работ по ликвидации горения, в том числе:
создание оперативного штаба тушения пожара;
создание участков и секторов тушения пожара;
использование приборов подачи воды, сосредоточенных на пожаре, а также шанцевого инструмента и приборов отжига.
6. Выполнение специальных работ, в том числе:
организация связи и оповещения;
восстановление работоспособности технических средств.
7. Сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования.
8. Возвращение в пункт постоянной дислокации.
При возникновении техногенных ЧС:
1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения и обмен информацией с силами РСЧС.
2. Направление к месту ЧС сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, гарнизонов пожарной охраны для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС.
3. Выезд, следование и прибытие к месту ЧС.
4. Разведка места ЧС, в ходе которой:
уточнение общей обстановки на маршруте ввода и на месте проведения спасательных работ;
определение типа зданий и сооружений по функциональному назначению, их этажность;
характер, масштабы и структуру завалов, состояние подходов к ним; проходимость местности на местах проведения работ для тяжелой техники; объемы инженерных работ по оборудованию подходов к завалам и расчистке мест развертывания техники;
определение возможного числа пострадавших, характер их поражения, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) и оповещения людей;
выявление возможного заражения местности, наличия пожаров, задымлений и загазованности;
уточнение состояния коммунально-энергетических сетей, способы и целесообразность их отключения;
прогнозирование последствий ЧС и уточнение наличия и возможности ее вторичных проявлений (обвалы, взрывы, разрушения и т.д.);
уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ:
уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения.
5. Проведение поисково-спасательных работ, в том числе:
обследование всего участка спасательных работ, с применением кинологических расчетов и специальных акустических приборов поиска, определение и обозначение мест нахождения пострадавших;
высвобождение пострадавших с помощью ручной разборки завалов и применения средств малой механизации, оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;
обеспечение доступа воздуха пострадавшим;
эвакуация пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт временного размещения;
отключение электроустановок, находящихся под напряжением;
последовательно поэтапная вертикальная и горизонтальная разборка завалов с использованием основных средств механизации аварийно-спасательных работ.
6. Проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе:
работы по инженерной и организационной подготовке рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;
разбор завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;
укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;
погрузка и вывоз конструкций зданий и сооружений с участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;
7. Проведение поисковых работ, в том числе:
поиск и извлечение погибших людей;
поиск, обработка и захоронение биологических останков животных.
8. Проведение работ по РХБ защите:
ведение химической и радиационной разведки зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами;
осуществление контроля за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;
осуществление локализации источников химического заражения;
обеспечение проведения спасательных работ на зараженных участках (объектах);
осуществление обеззараживания территории, маршрутов, объектов работ;
осуществление специальной обработки техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарной обработки личного состава сил РСЧС.
9. Выполнение специальных работ, в том числе:
тушение возможных пожаров;
организация связи и оповещения;
освещение мест работ;
восстановление работоспособности технических средств.
10. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
11. Возвращение в пункт постоянной дислокации.
При возникновении землетрясений, бурь, смерчей и тайфунов:
1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения и обмен информацией с силами РСЧС, уточнение прогноза по дальнейшему распространению опасных природных явлений, влияющих на проведение АСДНР.
2. Направление к месту ЧС сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, гарнизонов пожарной охраны для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС.
3. Выезд, следование и прибытие к месту ЧС.
4. Разведка места ЧС, в ходе которой:
уточнение общей обстановки на маршруте ввода и на месте проведения спасательных работ;
определение типа зданий и сооружений по функциональному назначению, их этажность;
характер, масштабы и структуру завалов, состояние подходов к ним; проходимость местности на местах проведения работ для тяжелой техники; объемы инженерных работ по оборудованию подходов к завалам и расчистке мест развертывания техники;
определение возможного числа пострадавших, характер их поражения, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) и оповещения людей;
выявление возможного заражения местности, наличия пожаров, задымлений и загазованности;
определение размеров и характера разрушений, границ разрывов и разломов земной поверхности;
уточнение состояния коммунально-энергетических сетей, способы и целесообразность их отключения;
прогнозирование последствий ЧС и уточнение наличия и возможности ее вторичных проявлений (обвалы, взрывы, разрушения и т.д.);
регистрирование возможных подземных толчков и колебаний поверхности земли, определение скорости и направления ветра;
уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ;
уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения.
5. Проведение поисково-спасательных работ, в том числе:
обследование всего участка спасательных работ, с применением кинологических расчетов и специальных акустических приборов поиска, определение и обозначение мест нахождения пострадавших;
высвобождение пострадавших с помощью ручной разборки завалов и применения средств малой механизации, оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;
обеспечение доступа воздуха пострадавшим;
эвакуация пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт временного размещения;
отключение электроустановок, находящихся под напряжением;
последовательно поэтапная вертикальная и горизонтальная разборка завалов с использованием основных средств механизации аварийно-спасательных работ.
6. Проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе:
работы по инженерной и организационной подготовке рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;
разбор завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;
укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;
погрузка и вывоз конструкций зданий и сооружений с участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации.
7. Проведение поисковых работ, в том числе:
поиск и извлечение погибших людей;
поиск, обработка и захоронение биологических останков животных.
8. Проведение работ по РХБ защите:
ведение химической и радиационной разведки зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами;
осуществление контроля за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;
осуществление локализации источников химического заражения;
обеспечение проведения спасательных работ на зараженных участках (объектах);
осуществление обеззараживания территории, маршрутов, объектов работ;
осуществление специальной обработки техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарной обработки личного состава сил РСЧС.
9. Выполнение специальных работ, в том числе:
тушение возможных пожаров;
организация связи и оповещения;
освещение мест работ;
восстановление работоспособности технических средств.
10. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
11. Возвращение в пункт постоянной дислокации.
При возникновении наводнений, паводков, подтоплений:
1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения и обмена информацией с силами РСЧС, уточнение прогноза по дальнейшему распространению опасных природных явлений, влияющих на проведение АСДНР.
2. Направление к месту ЧС сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, гарнизонов пожарной охраны для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС.
3. Выезд, следование и прибытие к месту ЧС.
4. Разведка места ЧС, в ходе которой:
уточнение общей обстановки на маршруте ввода и на месте проведения спасательных работ;
определение размеров затопления;
характер, масштабы подтопления, состояние подходов к ним;
проходимость местности на местах проведения работ для маломерных судов и вездеходной техники; объемы инженерных работ по оборудованию подходов к объектам и расчистке мест развертывания техники;
определение возможного числа пострадавших, характер их поражения, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), оповещения и эвакуации людей;
определение размеров и характера разрушений, границ размывов и обрушений мостов, автомобильных дорог и иных путей сообщения;
уточнение состояния коммунально-энергетических сетей, способы и целесообразность их отключения;
прогнозирование последствий ЧС и уточнение наличия и возможности ее вторичных проявлений (повышение уровня воды и повторного затопления);
уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ;
уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения.
5. Проведение поисково-спасательных работ, в том числе:
высвобождение пострадавших с помощью ручной разборки завалов и применения средств малой механизации, а также спуск пострадавших с возвышенностей (крыши домов, столбы, деревья), оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;
эвакуация пострадавших из зон опасности на пункт временного размещения;
отключение электроустановок, находящихся под напряжением.
6. Проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе:
работы по инженерной и организационной подготовке рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;
разбор завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;
укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;
погрузка и вывоз конструкций зданий и сооружений с участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации.
7. Проведение поисковых работ, в том числе:
поиск и извлечение погибших людей;
поиск, обработка и захоронение биологических останков животных.
8. Проведение работ по РХБ защите:
ведение химической и радиационной разведки зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами;
осуществление контроля за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;
осуществление локализации источников химического заражения;
обеспечение проведения спасательных работ на зараженных участках (объектах);
осуществление обеззараживания территории, маршрутов, объектов работ;
осуществление специальной обработки техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарной обработки личного состава сил РСЧС.
9. Выполнение специальных работ, в том числе:
тушение возможных пожаров;
организация связи и оповещения;
освещение мест работ.
10. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
11. Возвращение в пункт постоянной дислокации.
При возникновении оползней, селей, лавин:
1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения и обмена информацией с силами РСЧС, уточнение прогноза по дальнейшему распространению опасных природных явлений, влияющих на проведение АС ДПНР.
2. Направление к месту ЧС сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, гарнизонов пожарной охраны для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС.
3. Выезд, следование и прибытие к месту ЧС.
4. Разведка места ЧС, в ходе которой:
уточнение общей массы схода грунта (снега), его объема, обстановки на месте проведения спасательных работ;
определение проходимости местности на местах проведения работ для тяжелой техники; объемы инженерных работ по оборудованию подходов к завалам и расчистке мест развертывания техники;
определение возможного числа пострадавших, характер их поражения, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) и оповещения людей;
уточнение состояния коммунально-энергетических сетей, способы и целесообразность их отключения;
уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ;
уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения.
5. Проведение поисково-спасательных работ, в том числе:
обследование всего участка спасательных работ, с применением кинологических расчетов, специальных акустических приборов поиска и ручных щупов, определение и обозначение мест нахождения пострадавших;
высвобождение пострадавших с помощью ручной разборки скальных, грунтовых, снежно-ледяных завалов и применения средств малой механизации, оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;
обеспечение доступа воздуха пострадавшим;
эвакуация пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт временного размещения;
отключение электроустановок, находящихся под напряжением;
последовательно поэтапная горизонтальная разборка скальных, грунтовых, снежно-ледяных завалов с использованием основных средств механизации инженерно-спасательных работ.
6. Проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе:
работы по инженерной и организационной подготовке рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;
разбор завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;
укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;
погрузка и вывоз конструкций зданий и сооружений с участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации.
7. Проведение поисковых работ, в том числе:
поиск и извлечение погибших людей;
поиск, обработка и захоронение биологических останков животных.
8. Проведение работ по РХБ защите:
ведение химической и радиационной разведки зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами;
осуществление контроля за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;
осуществление локализации источников химического заражения;
обеспечение проведения спасательных работ на зараженных участках (объектах);
осуществление обеззараживания территории, маршрутов, объектов работ;
осуществление специальной обработки техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарной обработки личного состава сил РСЧС.
9. Выполнение специальных работ, в том числе:
тушение возможных пожаров;
организация связи и оповещения;
освещение мест работ.
10. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
11. Возвращение в пункт постоянной дислокации.
При возникновении дорожно-транспортных происшествий:
1. Прием и обработка сообщения о ДТП.
2. Направление к месту ДТП сил и средств, предусмотренных Планом прикрытия автомобильных дорог субъекта.
3. Выезд, следование и прибытие к месту ДТП.
4. Первичный осмотр и подготовка пострадавших к извлечению.
5. Отключение АКБ в аварийном ТС.
6. Оцепление зоны (места) ДТП и ее обозначение.
7. Извлечение (деблокирование) пострадавших из аварийного ТС.
8. Предотвращение действий вторичных поражающих факторов, в том числе:
ограничение или прекращение дорожного движения;
локализация или ликвидация утечки и разлива ГСМ;
локализация или ликвидация пожара (возгорания).
9. Стабилизация ТС, в том числе:
закрепление неустойчивых объектов, вызывающих опасность на начальных стадиях спасательной операции;
закрепление аварийного ТС с заблокированными людьми для предотвращения получения дополнительных травм пострадавшими.
10. Оказание первой помощи пострадавшим.
11. Эвакуация пострадавших и передача их бригадам скорой медицинской помощи.
12. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
13. Возвращение в пункт постоянной дислокации.
При возникновении массовых инфекционных заболеваний людей:
1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения, обмена информацией с силами РСЧС.
2. Немедленное доведение информации до органов Роспотребнадзора.
3. Направление сил и средств РСЧС к месту возникновения биолого-социальной ЧС.
4. Проведение комплекса противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий:
установление противоэпидемического режима (карантин, обсервация);
раннее выявление больных и подозреваемых по заболеванию путем обходов, их изоляция, с дальнейшей эвакуацией в лечебно-профилактические учреждения;
санитарная обработка людей, дезинфекция одежды, обуви, предметов ухода;
дезинфекция территории, транспорта, помещений;
обеззараживание пищевых отходов, сточных вод и продуктов жизнедеятельности больных и здоровых людей;
проведение санитарно-просветительской работы среди участников массовых мероприятий.
5. Возвращение в пункт постоянной дислокации.