<Письмо> Казначейства России от 05.12.2022 N 20-01-03/30540
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 5 декабря 2022 г. N 20-01-03/30540
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральное казначейство рассмотрело обращение по вопросу нарушения положений части 13 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703, Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренному частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем полагаем возможным высказать свое мнение по поставленному в обращении вопросу.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок осуществление приемки поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) оформляется с обязательным использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) в следующих случаях:
- при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона N 44-ФЗ (в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ);
- при осуществлении закупок, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены в ЕИС с 1 января 2022 года (с учетом положений части 1 статьи 9, части 5 статьи 8 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- по контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключаемым в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ и по результатам несостоявшихся электронных процедур (пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ);
- по контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по новым основаниям (по решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (в соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ (далее - Закон N 46-ФЗ);
- по контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по пункту 5.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона N 46-ФЗ);
- с 1 июля 2024 года по контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключаемым в электронной форме по пунктам 1, 2 (за исключением случая, если в предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, указе или распоряжении Президента Российской Федерации, постановлении или распоряжении Правительства Российской Федерации установлено условие о заключении контракта без использования ЕИС), 6, 10, 13 - 21, 26, 28, 30, 33, 35 - 37, 40, 41, 46 (за исключением контрактов, заключаемых с физическими лицами), 47, 48, 52, 56 и 60 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 420-ФЗ).
На основании пункта 4 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ заказчик в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления от поставщика документа о приемке с использованием ЕИС совершает одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
- в случае отказа от приемки формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Нарушение указанного порядка, по нашему мнению, формирует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме этого, согласно части 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ, если документ о приемке товаров, работ (ее результатов), оказанной услуги подписан с использованием ЕИС, то информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиком (далее - реестр контрактов) в день подписания документа о приемке. Функционалом ЕИС реализовано автоматическое формирование проекта информации об исполнении контракта, на основе подписанного в ЕИС документа о приемке с последующим размещением в реестре контрактов, без возможности редактирования таких сведений заказчиком.
При этом в реестре контрактов в ЕИС в сфере закупок реализован блокирующий контроль на создание вручную сведений об исполнении контракта с приложением документа о приемке по контрактам, предусмотренным частью 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ. В связи с этим при подписании документа о приемке по таким контрактам на бумажном носителе в нарушение требований Закона N 44-ФЗ разместить сведения об исполнении контракта в реестре контрактов вручную невозможно.
В свою очередь, неразмещение в ЕИС документа о приемке формирует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
А.Т.КАТАМАДЗЕ