<Письмо> Казначейства России от 09.08.2024 N 07-04-05/20-22468
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 9 августа 2024 г. N 07-04-05/20-22468
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В 2024 Г.
Федеральное казначейство в соответствии с пунктом 51 Порядка проведения Федеральным казначейством проверок осуществления органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом Минфина России от 29 октября 2021 г. N 167н (далее - Приказ, Порядок N 167н), направляет информацию о результатах соответствующих проверок органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) (далее - Органы контроля), проведенных Федеральным казначейством в 2024 г. за проверяемый период 2022 - 2023 гг.
Указанные результаты направляются в порядке информации для учета в качестве рекомендаций Органами контроля при осуществлении контроля, предусмотренного частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Р.Е.АРТЮХИН
Приложение N 1
к письму Федерального казначейства
от 9 августа 2024 г. N 07-04-05/20-22468
ИНФОРМАЦИЯ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г.
N 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ,
РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НУЖД" ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРИОД 2022 - 2023 ГГ.,
ПРОВЕДЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ В 2024 Г.
В соответствии с частью 11.2 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной систем), пунктом 89 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства на 2024 г., территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) в 2024 г. проверено 172 Органа контроля, в том числе 84 органа государственного финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Органы контроля субъектов Российской Федерации), и 88 органов муниципального финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) местных администраций (далее - Муниципальные органы контроля), на предмет осуществления ими контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, проводимого в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее - контроль в сфере закупок), за период 2022 - 2023 гг. В рамках указанных контрольных мероприятий проведено 167 встречных проверок в отношении заказчиков, проверено 9,1 тыс. контрактов на общую сумму 55,7 млрд руб.
Ранее по результатам проведения Федеральным казначейством аналогичных проверок деятельности Органов контроля за 2019 - 2021 гг. фиксировались следующие основные нарушения и недостатки:
- осуществление деятельности по контролю в сфере закупок преимущественно без применения риск-ориентированного и отраслевого подходов при планировании и проведении проверок. В частности, проверки проводились в отношении недорогих закупок, при этом контроль закупок в отраслях с наибольшим объемом финансирования, прежде всего на выполнение строительных работ, закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, ИТ-оборудования и программного обеспечения (далее - основные отрасли), а также закупок в рамках национальных проектов, практически не осуществлялся;
- при проведении проверок и реализации их результатов допускались многочисленные нарушения порядка их проведения. В частности, фиксировались нарушения порядка осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, а также нарушения при реализации результатов проверок и квалификации выявленных нарушений;
- неосуществление полномочий по контролю в сфере закупок. Так, фиксировались случаи неполного исследования вопросов, относящихся к реализации полномочий, предусмотренных частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, а также значительное количество случаев неосуществления полномочий по привлечению к административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В этой связи Федеральным казначейством с 2021 по 2023 годы реализован ряд мер, направленных на повышение качества и полноты контрольных мероприятий, проводимых Органами контроля, в частности нормативно закреплена и внедрена практика информирования о результатах проверок с обзором основных нарушений и рекомендациями по их минимизации, полностью актуализирован классификатор нарушений в деятельности Органов контроля, Органам контроля субъектов Российской <...> с 1 апреля 2022 г. предоставлен доступ в модуль "Риск-мониторинг" единой информационной системы в сфере закупок.
В результате к 2024 г. наблюдается значительное улучшение показателей в деятельности Органов контроля относительно предыдущих периодов. Такая положительная динамика обусловлена ростом качества и полноты проверок, проводимых Органами контроля субъектов Российской Федерации.
1. По результатам проведения проверок деятельности Органов контроля субъектов Российской Федерации за 2023 г. относительно 2022 г. отмечается следующая положительная динамика.
Общий объем проверенных средств вырос на 22% при сокращении количества проверенных закупок на 19%, доля проверенных средств в основных отраслях составляет 60%, а в рамках национальных проектов достигает 18%.
Таким образом, структура закупок, проверяемых Органами контроля субъектов Российской Федерации, характеризуется ростом объемов проверенных средств при сокращении количества проверок, а также значительным объемом проверенных закупок в основных отраслях.
Вместе с тем в деятельности Муниципальных органов контроля наблюдается отсутствие существенной положительной динамики показателей: общий объем проверенных средств увеличился на 32%, при сохранении количества проверенных закупок, при этом доля проверенных закупок в основных отраслях от общего объема проверенных закупок соответствующих заказчиков за период 2023 г. снизилась на 19%, а в рамках национальных проектов на 20% (доля проверенных средств в основных отраслях составляет 14%, а в национальных проектах 20%).
Таким образом, структура закупок, проверяемых Муниципальными органами контроля, характеризуется ростом объемов проверенных средств при сохранении количества проверок, а также низкой долей проверенных средств в основных отраслях и национальных проектах.
2. Общее количество нарушений в деятельности Органов контроля субъектов Российской Федерации остается на уровне предыдущего периода.
При этом отмечается, что основной объем таких нарушений приходится на нарушения процедуры проведения проверок и оформления их результатов, причем количество таких нарушений существенно увеличилось по сравнению с предыдущим периодом, в то время как количество иных нарушений снижается.
Так, фиксируются единичные случаи нарушений при реализации контрольных мероприятий (не направление представлений или предписаний по нарушениям, выявленным в ходе проведения контрольных мероприятий либо неправомерное направление представлений и предписаний), неверной квалификации нарушений, а количество случаев несоблюдения федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля выросло на 34% (основные примеры нарушений федеральных стандартов внутреннего государственного финансового контроля приведены в приложении N 2).
Одновременно отмечается существенная положительная динамика в деятельности Органов контроля субъектов при осуществлении полномочий по привлечению административной ответственности. Так, количество случаев неправомерного несоставления протоколов об административных правонарушениях к 2024 г. сократилось в 12 раз: со 176 случаев за 2021 гг. до 14 случаев за 2023 г.
В отношении Муниципальных органов контроля фиксируется, что общее количество нарушений не снижается, при этом отмечается рост случаев неверной квалификации нарушений в 2,5 раза (с 37 до 100 шт.).
3. Отдельно следует отметить значительную положительную динамику в деятельности по контролю в сфере закупок следующих Органов контроля субъектов Российской Федерации: Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Министерства финансов Калужской области, Министерства финансов Республики Бурятия, Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Так, количество выявленных в их деятельности нарушений в сравнении с 2022 г. сократилось в 12 раз у Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (с 53 до 4 нарушений) и в 7 раз у Министерства финансов Республики Бурятия (с 49 до 7 нарушений).
Отсутствием положительной динамики характеризуется деятельность следующих Органов контроля субъектов Российской Федерации: Контрольное управление Губернатора и Правительства Орловской области, Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Хакасия, Министерство финансов Камчатского края, Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан.
4. Таким образом, по результатам проведенных проверок зафиксирован рост полноты и качества контрольных мероприятий, осуществляемых Органами контроля субъектов Российской Федерации, в следующих аспектах:
- применение риск-ориентированного подхода при планировании и проведении проверок, в том числе с использованием функционала модуля "Риск-мониторинг" ЕИС;
- сокращение объема нарушений при реализации результатов контрольных мероприятий;
- единичные случаи несоставления протоколов об административных правонарушениях.
В отношении деятельности Муниципальных органов контроля сохраняется негативная тенденция, выражающаяся в:
- неприменении риск-ориентированного и отраслевого подходов при планировании и проведении проверок;
- сохранение существенного количества нарушений федеральных стандартов внутреннего государственного финансового контроля;
- увеличении количества случаев неверной квалификации выявленных нарушений и нарушений при реализации результатов контрольных мероприятий.
С учетом изложенного, результаты проведенных проверок свидетельствуют о существенном улучшении в деятельности Органов контроля субъектов Российской Федерации.
В деятельности Муниципальных органов контроля сохраняется отсутствие положительной динамики аналогичных показателей, в том числе по причине недостаточности ресурсов для осуществления контрольных полномочий и осуществление деятельности по контролю в сфере закупок без использования риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении проверок.
Приложение N 2
к письму Федерального казначейства
от 9 августа 2024 г. N 07-04-05/20-22468
ОСНОВНЫЕ ПРИМЕРЫ
НАРУШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВНУТРЕННЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ,
ДОПУЩЕННЫХ ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ
N
Наименование стандарта
Пункты стандарта
Примеры нарушений
1
Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208
2
- составление плана контрольных мероприятий без указания обязательных реквизитов: темы и периода проведения контрольных мероприятий
3, 5 - 11
- составление плана контрольных мероприятий без применения риск-ориентированного подхода, а именно неприменение критериев существенности и вероятности в целях определения и расчета категории риска объекта контроля
2
Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235
12
- назначение контрольного мероприятия на основании приказа без указания обязательных реквизитов, а именно: отсутствие темы контрольного мероприятия, состава проверочной (ревизионной) группы (уполномоченного на проведение контрольного мероприятия должностного лица, перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия
13
- внесение изменений в решение о назначении контрольного мероприятия в отсутствие мотивированного обращения руководителя проверочной группы
51
- указанные в акте проверки нарушения не подтверждены соответствующими документами, информацией, сведениями, фото, видео, аудиозаписями и иными материалами - отражена информации о нарушениях, не имеющих отношения к темам контрольных мероприятий и не относящихся к полномочиям органа внутреннего государственного (муниципального) контроля
52
- отсутствие в акте проверки указаний на конкретные нормы нарушенных объектом контроля нормативных правовых актов, отсутствие описания содержания выявленных нарушений
56
- несоблюдение установленной формы акта проверки, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 340н, а именно: в акте проверки отсутствуют метод осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, место составления акта проверки, проверяемый период, сроки проведения контрольного мероприятия
59
- направление представления в срок, не учитывающий право объекта контроля на представление возражений на акт проверки (до истечения 15 рабочих дней со дня получения копии акта)
3
Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 1095
7, 14
- не направление представлений с требованиями о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений в случае невозможности их устранения
- не отражение в представлении требования по устранению причин и условий выявленных нарушений в случае устранения этих нарушений до оформления представления
18
- несоблюдение установленной формы представления, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 340н, а именно: отсутствие указания на наименования, статьи правовых актов, требования которых нарушены