<Письмо> ГТК РФ от 12.09.1997 N 10-12/17666
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 сентября 1997 г. N 10-12/17666
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 1997 года Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и многочисленными запросами с мест о порядке введения его в действие ГТК России дает следующее разъяснение.
В соответствии со статьей 1 Закона служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, а статья 6 пункт 2 Закона устанавливает порядок поступления на службу в добровольном порядке на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Таким образом, в настоящее время должностные лица таможенных органов состоят в трудовых отношениях, регулируемых правовыми нормами, содержащимися в действующем трудовом законодательстве и переход на новые условия службы в таможенных органах должен осуществляться строго на основе и в рамках Кодекса законов о труде Российской Федерации.
В то же время условия службы сотрудников таможенных органов претерпевают существенные изменения, вызванные вступлением 01.09.97 в силу Федерального закона, которым значительно ограничивается действие общего законодательства о труде в сфере таможенной службы, включая и КЗоТ РФ.
Правовое положение сотрудника таможенного органа как стороны трудового (служебного) отношения претерпевает значительные изменения, причем изменениям подвергаются те условия труда, которые следует отнести к числу существенных.
В то же время указанные изменения вызваны вступлением в силу Федерального закона и, следовательно, носят объективный характер и не зависят от воли сторон действующих в настоящее время правоотношений, то есть должностного лица и соответствующего таможенного органа.
Соответственно, переход на новые условия службы должен и будет осуществляться в рамках действующего законодательства о труде и в качестве правовой основы указанного перехода должна использоваться норма КЗоТ РФ, определяющая порядок перевода работника на другую работу при отсутствии инициативы сторон трудового договора на изменение существенных условий труда (ч. ч. 3 и 4 ст. 25 КЗоТ РФ).
В связи с вышеизложенным многие положения Федерального закона, включая социальные гарантии, вступают в действие в отношении каждого конкретного сотрудника лишь после заключения контракта о службе в таможенных органах.
При этом большинство норм Федерального закона не имеет прямого действия и требует разработки и принятия Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих условия и порядок их реализации, в том числе в части социальных гарантий, льгот таможенников, прав, обязанностей и ответственности как сотрудников, так и государства в лице ГТК России.
Правительством Российской Федерации определены сроки подготовки и представления таких нормативных актов. Предполагается, что реальный переход на новые условия службы произойдет после издания Указа Президента Российской Федерации, утверждающего перечень должностей высшего начальствующего состава таможенных органов и соответствующих этим должностям высших специальных званий, а также Указа, устанавливающего порядок присвоения специальных званий должностным лицам, работавшим в таможенных органах на день вступления в силу Федерального закона и утверждения Председателем ГТК России Положения "О порядке заключения контракта на службу в таможенных органах".
Сотрудник, изъявивший желание продолжить службу в таможенных органах, обязан будет представить кадровой службе таможенного органа заключение врачебной комиссии о состоянии здоровья и справку органа Государственной налоговой службой Российской Федерации по месту жительства о предоставлении им сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (ст. 8 Закона).
Определенная часть сотрудников пройдет внеочередную аттестацию на предмет профессиональной пригодности к службе в таможенных органах. Эта работа будет производиться в сентябре - ноябре 1997 года.
Прием граждан на службу в таможенные органы с 01.09.97 осуществляется в соответствии с требованиями статей 6, 7 и 8 Федерального закона. При этом гражданин назначается стажером (ст. 9 Закона) на вакантную должность сроком на 6 месяцев, чтобы по итогам испытания в январе 1998 года и далее решать вопросы о заключении с ним контракта о службе в таможенных органах и присвоении ему специального звания в порядке, предусмотренном главой III Федерального закона.
До принятия соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации прохождение медицинской комиссии гражданами, поступающими на службу, осуществляется в установленном в настоящее время порядке.
Каждому сотруднику необходимо твердо понимать, что Федеральный закон не предусматривает автоматического приравнивания действующих специальных званий к специальным званиям, предусмотренным статьей 5 Закона.
Переход на новые специальные звания будет производиться с учетом:
а) имеющихся специальных званий, включая срок службы в данном звании;
б) занимаемой сотрудником должности и соответствующего этой должности нового специального звания согласно перечню должностей младшего состава, среднего и старшего начальствующего состава, который будет установлен Председателем ГТК России (п. 3 ст. 5 Закона).
Представления о присвоении первичных специальных званий сотрудникам, принятым в таможенные органы, до 01.09.97 и прошедшим испытательный срок в сентябре - ноябре с.г., а также сотрудникам, выслужившим установленные сроки пребывания в специальном звании, рассматриваются и направляются в ГТК России в действующем в настоящее время порядке.
Сотрудникам таможенных органов, имеющим право на пенсию, необходимо иметь в виду, что действие п. 6 статьи 41 Закона, предусматривающей надбавку к окладу по занимаемой должности в размере от 25 до 50 процентов суммы пенсии, которая могла быть ему назначена, вступает в силу с 1 сентября 1998 года. До этого срока каждый сотрудник таможенных органов, имеющий право на пенсию, должен решить, подписывать ли ему контракт на определенный срок службы или уволиться из таможенных органов. В качестве меры социальной защиты работающих пенсионеров предполагается заключить с ними контракт до 1 сентября 1998 года, а затем в случае его желания приостановить получение пенсии и продолжить службу, продлив действие контракта на срок, который будет оговорен сторонами контракта дополнительно.
Начальник Управления
кадров и учебных
заведений
Ю.Ф.АЗАРОВ
И.о. заместителя начальника
Правового управления
А.В.ЦАГАЙ
Начальник
Финансового управления
П.Г.ГОРОДЕЦКИЙ