<Письмо> ГТК РФ от 16.11.1999 N 01-15/29172
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 1999 г. N 01-15/29172
О ТИПОВОЙ СХЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА
Направляется утвержденная 25.09.99 Министром транспорта Российской Федерации Типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильном пункте пропуска и Пояснительная записка к ней.
Типовая схема разработана межведомственной рабочей группой во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через границу Российской Федерации" и согласована со всеми ведомствами, осуществляющими контроль в пунктах пропуска.
Прошу довести Типовую схему до сведения подчиненных таможенных органов и использовать в работе по совершенствованию и нормативному закреплению технологических процессов оформления и пропуска транспортных средств, товаров и лиц, подготовке схем организации пропуска в конкретных АПП, а также организации взаимодействия с другими государственными контрольными органами в автомобильных пунктах пропуска.
Заместитель председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы
В.В.ШПАГИН
Утверждаю
Министр транспорта
Российской Федерации
С.О.ФРАНК
25 сентября 1999 г.
ТИПОВАЯ СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИЦ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ГРУЗОВ,
ТОВАРОВ И ЖИВОТНЫХ В АВТОМОБИЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА
--------------------------------
<*> Контроль проводится при необходимости.
Согласовано
Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации
(Подпись) А.М.ЛАГУТИН
21 мая 1999 г.
Заместитель Председателя
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации
(Подпись) В.В.ШПАГИН
9 июля 1999 г.
Заместитель Директора
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
(Подпись) А.М.ЕРЕМИН
28 июня 1999 г.
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
(Подпись) Г.Г.ОНИЩЕНКО
24.08.1999
Заместитель Руководителя
миграционной службы России
(Подпись) В.А.ВОЛОХ
21 июля 1999 г.
Заместитель Министра
сельского хозяйства
и продовольствия
Российской Федерации
(Подпись) В.И.АЛГИНИН
12 июля 1999 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТИПОВОЙ СХЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИЦ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ГРУЗОВ, ТОВАРОВ И ЖИВОТНЫХ В АВТОМОБИЛЬНОМ ПУНКТЕ ПРОПУСКА
1. Общие положения
1.1. Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливаться порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
1.2. Под автомобильным пунктом пропуска (далее - АПП) через Государственную границу понимается территория в пределах автомобильного вокзала, открытого для международного сообщения, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, таможенный, транспортный, другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
1.3. Для нормальной работы АПП утверждается совместным решением руководителей государственных контрольных органов общий распорядок работы АПП (время начала и окончания работы по осуществлению контроля через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, технологические перерывы).
1.4. Последовательность осуществления всех видов контроля в АПП определяется настоящей Типовой схемой. Внесение изменений в последовательность может производиться нормативными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими различные виды контроля.
1.5. В соответствии с настоящей Типовой схемой с учетом местных условий совместным решением руководителей государственных контрольных органов вводятся в действие технологические схемы пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов в конкретных АПП.
1.6. Контроль (пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, иммиграционный и транспортный) лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных осуществляется в специально оборудованных местах и служебных помещениях АПП.
1.7. Государственные контрольные органы координируют свою деятельность по следующим основным направлениям:
- совместный анализ складывающейся обстановки в АПП, прогнозирование тенденций по изменению пассажирского и грузового потоков, возможных нарушений правил пересечения государственной границы Российской Федерации физическими лицами и перемещения через нее транспортных средств и грузов;
- разработка и реализация предложений по совершенствованию работы АПП;
- разработка и утверждение схем пропуска через государственную границу Российской Федерации и планов взаимодействия.
1.8. Координация деятельности государственных контрольных органов в АПП по вопросам поддержания режима государственной границы Российской Федерации и режима в пунктах пропуска возлагается на командиров соединений и частей пограничного контроля. Поддержание режима в зоне таможенного контроля, а также производственной и хозяйственной деятельности - на руководителей таможенных органов.
2. Грузовой автотранспорт
2.1. Грузовой автотранспорт, осуществляющий международные грузовые перевозки, пропускается через государственную границу Российской Федерации, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.
2.2. Въезд российского и иностранного грузового автотранспорта на территорию АПП разрешается представителем органа пограничного контроля ФПС России, как правило, в порядке очередности.
2.3. Въезд на территорию АПП вне очереди может быть разрешен российскому и иностранному автотранспорту, осуществляющему перевозки:
- дипломатической почты;
- имущества дипломатических и консульских представительств Российской Федерации и иностранных государств, аккредитованных в установленном порядке в Российской Федерации;
- гуманитарной помощи;
- скоропортящихся грузов и животных.
3. Пропуск грузового автотранспорта в Российскую Федерацию
3.1. В целях оптимизации деятельности государственных контрольных органов по пропуску через государственную границу грузового автотранспорта устанавливается следующая последовательность контрольно-проверочных действий:
1. Пограничный контроль.
2. Транспортный контроль.
3. Таможенный контроль.
При необходимости или в зависимости от характера груза:
- санитарно-карантинный контроль;
- ветеринарный контроль;
- фитосанитарный контроль.
При этом в соответствии с устанавливаемым порядком в ходе пограничного и таможенного контроля у перевозчиков проверяются основания на право ввоза в Российскую Федерацию товаров, подлежащих ветеринарному, санитарно-карантинному, фитосанитарному контролю.
Органы пограничного контроля ФПС России информируют:
- органы санитарно-карантинного контроля в случае поступления заявлений или жалоб на состояние здоровья от членов экипажа транспортных средств, следующих через государственную границу или по другим показаниям, прекращают пограничный контроль, обеспечивают охрану транспортного средства и находящихся в них лиц до прибытия представителей санитарно-карантинного органа и последующего проведения в полном объеме санитарно-эпидемиологических мероприятий;
- органы таможенного контроля о въезде грузового автотранспорта в пункт пропуска, об обнаружении в нем незаконно перемещаемых через государственную границу товаров и грузов, ведут его учет;
- органы транспортного контроля о въезде грузового автотранспорта в пункт пропуска, наличие на него документов, ведут его учет.
Органы таможенного контроля информируют:
- органы фитосанитарного и ветеринарного контроля о выявлении среди ввозимых в Российскую Федерацию подконтрольных грузов, подлежащих фитосанитарному и ветеринарному контролю.
4. Пропуск грузового автотранспорта из Российской Федерации
4.1. В интересах государственных контрольных органов и в целях оптимизации их деятельности по пропуску через государственную границу грузового автотранспорта, выезжающего из Российской Федерации, устанавливается следующая последовательность контрольно-проверочных действий:
1. Транспортный контроль.
2. Таможенный контроль.
3. Пограничный контроль.
При необходимости или в зависимости от характера груза:
- санитарно-карантинный контроль;
- ветеринарный контроль.
Органы транспортного контроля информируют:
- органы пограничного и таможенного контроля о выявлении признаков использования транспортных средств для укрытия лиц, нарушивших или пытающихся нарушить государственную границу, а также для провоза контрабанды.
Органы таможенного контроля информируют:
- органы пограничного контроля о выявлении лиц, укрывающихся в автотранспортных средствах и перевозимых в них грузах.
5. Автобусы, легковые автомобили
5.1. Автобусы и легковые автомобили, осуществляющие международные перевозки пассажиров, пропускаются через государственную границу Российской Федерации в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации в установленных пунктах пропуска через государственную границу.
5.2. Въезд российского и иностранного автотранспорта на территорию автомобильного пункта пропуска через государственную границу, в соответствии с его классификацией, разрешается представителем органа пограничного контроля ФПС России, как правило, в порядке очередности.
Въезд на территорию пункта пропуска в первоочередном порядке может быть разрешен российскому и иностранному автотранспорту, осуществляющему перевозки:
- глав государств и правительств, руководителей правительственных и парламентских делегаций, министров и заместителей министров, председателей государственных и международных комитетов и федераций, видных общественных деятелей, маршалов, генералов и адмиралов, глав дипломатических и торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах, глав иностранных дипломатических и торговых представительств в Российской Федерации:
- спортивных и других международных делегаций;
- рейсовым автобусам;
- тяжелобольных;
- организованно следующих в автобусах детей.
6. Пропуск автобусов и легковых автомобилей
в Российскую Федерацию
6.1. В интересах государственных контрольных органов и в целях оптимизации их деятельности по пропуску через государственную границу автотранспорта, въезжающего в Российскую Федерацию, устанавливается следующая последовательность контрольно-проверочных действий:
1. Пограничный контроль.
2. Транспортный контроль.
3. Таможенный контроль.
При необходимости или в зависимости от характера груза:
- санитарно-карантинный контроль;
- иммиграционный контроль;
- ветеринарный контроль;
- фитосанитарный контроль.
Органы пограничного контроля ФПС России информируют:
- органы таможенного контроля о въезде автобуса и легкового автотранспорта в пункт пропуска, количестве и категории следующих в них лиц, об обнаружении в транспортных средствах незаконно перемещаемых через государственную границу ручной клади и багажа, ведут их учет;
- органы санитарно-карантинного контроля в случае поступления заявлений или жалоб на состояние здоровья от лиц, следующих через государственную границу или по другим показаниям, прекращают пограничный контроль, обеспечивают охрану транспортного средства и находящихся в них лиц до прибытия представителей санитарно-карантинного органа и последующего проведения в полном объеме санитарно-эпидемиологических мероприятий;
- органы иммиграционного контроля о выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в поисках убежища, для осуществления трудовой деятельности или на постоянное жительство, а также следующих в поисках убежища в третьи страны транзитом через территорию Российской Федерации. Органы пограничного контроля проводят, при необходимости, в отношении таких лиц административно-правовые действия и передают таких лиц постам иммиграционного контроля или территориальным миграционным службам;
- органы транспортного контроля о въезде автобуса и легкового автотранспорта в пункт пропуска, наличие на них документов, ведут их учет.
Органы таможенного контроля информируют:
- органы фитосанитарного и ветеринарного контроля о выявлении у лиц, следующих через государственную границу, продукции растительного и животного происхождения, а также животных.
7. Пропуск автобусов и легковых автомобилей
из Российской Федерации
7.1. В интересах государственных контрольных органов и в целях оптимизации их деятельности по пропуску через государственную границу автобусов и легковых автомобилей, выезжающих из Российской Федерации, устанавливается следующая последовательность контрольно-проверочных действий:
1. Транспортный контроль.
2. Таможенный контроль.
3. Пограничный контроль.
При необходимости или в зависимости от характера груза:
- санитарно-карантинный контроль;
- ветеринарный контроль.
Органы транспортного контроля информируют:
- органы пограничного и таможенного контроля о выявлении признаков использования транспортных средств для укрытия лиц, пытающихся нарушить государственную границу, а также для провоза контрабанды.
Органы таможенного контроля информируют:
- органы пограничного контроля о выявлении лиц, укрывающихся в автотранспортных средствах и перевозимых в них грузах;
- органы ветеринарного контроля о выявлении у лиц, следующих через государственную границу, продукции животного происхождения и животных.
Органы пограничного контроля информируют:
- органы иммиграционного контроля об иностранных гражданах и лицах без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации.
Последовательность осуществления контроля в необустроенных автомобильных пунктах пропуска, функционирующих по временной схеме, может быть изменена на местах, исходя из конкретной обстановки по согласованному решению контрольных органов.
Контрольные органы, осуществляющие деятельность в АПП, принимают все необходимые меры по ускорению движения автотранспорта и исключению необоснованного его скопления в АПП. При этом общее время для проведения контрольных процедур автотранспорта и следующих на нем лиц, как правило, не должно превышать: автобусов с пассажирами - 30 минут, грузовых автомашин - 20 минут, легковых автомашин с пассажирами - 15 минут.
При необходимости углубленной проверки транспортных средств и пассажиров они выводятся из общего потока движения автотранспорта и по ним проводятся отдельные мероприятия. Проведение таких действий должно ограничиваться минимально необходимым на это временем.
8. Заключение
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти: уточняют технологические схемы пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, имея в виду упрощение процедур всех видов контроля на границе, сокращение времени на их проведение, в том числе максимальное совмещение по месту и времени контрольных процедур, комплексное использование сил и средств в интересах взаимодействующих контрольных органов.
Определяют меры, исключающие дублирование отдельных функций для чего:
а) уточняют механизм решения задач в соответствии с Федеральным законом "О беженцах";
б) прорабатывают вопрос об упрощении процедур таможенного оформления (введение "зеленых" коридоров, переход на односторонний контроль с некоторыми государствами);
в) создают единые банки данных и локальной информационной сети в интересах всех участников контроля в пунктах пропуска через государственную границу, а также других правоохранительных органов.
Приложение N 1
СХЕМА
СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ В СОСТАВЕ
КОМПЛЕКСА СООРУЖЕНИЙ АПП
Приложение N 2
СХЕМА
СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТА САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО
КОНТРОЛЯ В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА СООРУЖЕНИЙ АПП
Приложение N 3
СХЕМА
СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТА ИММИГРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА СООРУЖЕНИЙ АПП
--------------------------------
<*> Иммиграционный контроль на выезде из Российской Федерации проводится при необходимости в отношении транзитных пассажиров.
Приложение N 4
СХЕМА
СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТА ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ
В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА СООРУЖЕНИЙ АПП
Приложение N 5
СХЕМА
СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТА ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ
В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА СООРУЖЕНИЙ АПП
Приложение N 6
СХЕМА
СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТА ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА СООРУЖЕНИЙ АПП
Приложение N 7
СХЕМА
СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА СООРУЖЕНИЙ АПП