<Письмо> ГТК РФ от 19.11.2002 N 01-06/45582
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 ноября 2002 г. N 01-06/45582
О ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ
В связи с поступающими из таможенных органов запросами относительно возможности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в порядке контроля за соблюдением законности при привлечении к административной ответственности ГТК России сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса к ведению Российской Федерации относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, одной из стадий которого является пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях. Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях является единственным законодательным актом, которым могут быть регламентированы порядок и основания пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях. Статья 419 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить любое решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица, для этих целей неприменима.
Кроме того, порядок пересмотра постановлений должен с необходимостью предполагать наличие процедуры пересмотра, четко установленного перечня решений, которые могут быть приняты в результате пересмотра, а также оснований их принятия, что также не позволяет применять статью 419 Таможенного кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены или изменения постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Вместе с тем невозможность пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в порядке контроля за соблюдением законности не ограничивает полномочий вышестоящего таможенного органа при осуществлении ведомственного контроля с использованием иных форм, в частности, контроля законности и обоснованности вынесенных постановлений в рамках инспектирования деятельности нижестоящих таможенных органов (независимо от формы проверки - комплексная, целевая, документальная, выездная, плановая, внеплановая). В случае выявления при проведении таких проверок фактов:
- необоснованного привлечения лиц к административной ответственности;
- незаконного прекращения дел;
- необоснованного прекращения дел за отсутствием события правонарушения (вследствие чего на лицо не может быть возложена обязанность по уплате таможенных платежей);
- неправильной квалификации совершенного деяния,
а также иных грубых нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных постановлений и требующих реагирования, необходимо обращаться в прокуратуру с мотивированным заявлением о принесении протеста об отмене или изменении вынесенного постановления.
Учитывая изложенное, с целью обеспечения законности при привлечении к административной ответственности таможенным органам необходимо наладить взаимодействие с органами прокуратуры, правомочными в соответствии со статьей 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приносить протесты на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях.
Заявления о принесении протеста на постановления таможенных органов, акты прокурорского реагирования, а также последующие судебные решения должны храниться в делах об административных правонарушениях, а их копии подшиваться в номенклатурное дело для учета работы таможенного органа по контролю за законностью при привлечении к административной ответственности.
Кроме того, обращаем внимание на необходимость своевременного выявления фактов вынесения незаконных постановлений по делам об административных правонарушениях в целях возможности оперативного реагирования на такие факты путем принятия организационных, кадровых решений, мер дисциплинарного характера.
Статс - секретарь -
заместитель председателя Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ