<Письмо> ГТК РФ от 15.04.2003 N 01-06/16090
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2003 г. N 01-06/16090
О ПРИМЕНЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПРИ ТАМОЖЕННОЙ ОЦЕНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВВОЗИМЫХ
ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В результате анализа судебной практики выявлено, что в ряде случаев имеет место неправильное толкование положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в части таможенной оценки автотранспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.
В целях обеспечения единообразного применения правовых норм в области определения, заявления и контроля таможенной стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров ГТК России разъясняет.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон) порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений Закона.
Согласно пункту 19 Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 783, для исчисления сумм таможенных пошлин и налогов таможенная стоимость товаров и автомобилей, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, определяется в упрощенном порядке, устанавливаемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Во исполнение данного Положения, в п. 4.6 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Приказом ГТК России от 24.11.1999 N 814 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000, рег. N 2125), установлен упрощенный порядок определения таможенной стоимости транспортных средств на основе базового принципа, согласно которому таможенная стоимость транспортных средств, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации, определяется как цена, по которой этот или подобный товар продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции.
Исходя из этого принципа, таможенная стоимость должна быть основана на цене, сформировавшейся при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Если заявленная физическим лицом стоимость транспортного средства не соответствует цене, по которой подобный товар предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции <*>, то, соответственно, эта стоимость не удовлетворяет установленному базовому принципу. В этом случае таможенный орган действует в соответствии с п. 4.7 Правил: "при отсутствии документов, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной лицом, либо при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, таможенный орган может самостоятельно определять стоимость ввозимых транспортных средств на основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных транспортных средств".
--------------------------------
<*> Такие цены указываются, в том числе, в нейтральных источниках информации - различных автомобильных каталогах и справочниках.
Таким образом, определение и контроль заявленной таможенной стоимости транспортных средств, ввозимых физическими лицами в Российскую Федерацию и декларируемых в упрощенном порядке путем представления таможенному органу декларации ТД-7 (без заполнения ГТД и ДТС), производится согласно п. 4.6 - 4.7 названных Правил.
Порядок определения таможенной стоимости, установленный Правилами, учитывает специфику приобретения товаров физическими лицами для личного пользования, т.е. товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Эта специфика заключается в том, что такие товары приобретаются за счет личных средств, в отношении которых не ведется отчетность; к товарам не применяются меры валютно-банковского контроля; практически не может быть реализован предусмотренный ст. 86.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль за расходами физических лиц, поскольку транспортные средства приобретаются за рубежом. Кроме этого, для применения установленной Законом системы определения таможенной стоимости, основанной на международных нормах, требуется специальная подготовка и знания.
Порядок определения, заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, установленный разделами III - IV Закона и разработанными в соответствии с ними нормативными правовыми актами ГТК России, применяется в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для производственной и иной коммерческой деятельности с заполнением грузовой таможенной декларации, декларации таможенной стоимости, а также с обязательным предоставлением для подтверждения заявленной таможенной стоимости внешнеторгового договора купли-продажи, счетов (инвойсов), банковских платежных документов и т.д. К таким товарам также применяются меры валютно-банковского контроля, проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД и т.д.
Заместитель
председателя Комитета
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.А.КАУЛЬБАРС