<Письмо> Госстроя РФ, МВЭС РФ от 23.02.1994 N 12-28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
ПИСЬМО
от 23 февраля 1994 г. N 12-28
О ПОРЯДКЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ
Госстрой России и МВЭС России доводят до сведения, что ими вводится в действие с 1 апреля 1994 г. "Порядок определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм". Этот документ разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и содержит основные методические положения, отражающие особенности определения стоимости указанного строительства на всех стадиях разработки технической (проектно - сметной) документации и составления сметных расчетов (смет).
Издание и распространение Порядка по заявкам пользователей будут осуществляться государственным предприятием "Центр проектной продукции массового применения" (ГП ЦПП). Заявки следует направлять по адресу: 101967, Москва, Фуркасовский пер., 12/5. Телефон для справок: 482-15-17.
Заместитель Председателя
Госстроя России
В.А.БАЛАКИН
Заместитель Министра
внешних экономических
связей России
В.Г.КАРАСТИН
ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ
Настоящий Порядок разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм <*>, и содержит основные методические положения, отражающие особенности определения стоимости данного строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно - сметной документации.
--------------------------------
<*> Включая организации и фирмы государств - республик бывшего Союза ССР.
Порядок носит рекомендательный характер. Положения, приведенные в нем, распространяются на предприятия и организации <*>, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от форм собственности и принадлежности (организационно - правовых форм).
--------------------------------
<*> Имеются в виду российские предприятия и организации.
При разработке Порядка учтены "Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений" (письма Госстроя России от 22.10.93 N БЕ-19-21/12 и от 03.11.93 N 12-270) в части, касающейся определения стоимости во внутренних ценах Российской Федерации. В Порядке имеются ссылки на положения, получившие отражение в методических документах, выпущенных Минстроем России в 1992 году и Госстроем России в 1993 году.
Настоящий методический документ разработан впервые. Формирование и апробация новой системы ценообразования и сметного нормирования в Российской Федерации будут продолжаться в течение нескольких лет, пока она органически не впишется в общую экономическую рыночную систему. Отдельные положения, приведенные в Порядке, могут претерпеть какие-то изменения, которые будут вноситься в последующие издания документа. Поэтому коллектив разработчиков выражает признательность всем специалистам, которые в ходе практического применения Порядка будут вносить свои предложения, связанные с его совершенствованием.
Предложения целесообразно направлять в Главценообразования Минстроя России по адресу: 117916, ГПС-1, Москва, ул. Строителей, 8, корп. 2.
1. Общие положения
1.1. Методы определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм, приведенные в настоящем Порядке, применяются при предпроектных проработках (технико - экономические обоснования - ТЭО) и разработке проектной документации (на стадии проекта и рабочей документации).
1.2. На указанное строительство составляются:
1.2.1. при предпроектных проработках в случаях, когда:
конкретные подрядчики не определены (первый вариант) <*> - сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации (с пересчетом или без пересчета в свободно - конвертируемую валюту - СКВ, обычно, в доллары США);
--------------------------------
<*> Например, для составления первоначальных заявок на выделение инвестиций, подготовки расчетов инвестора и российского подрядчика при проведении подрядных торгов и др. Расчеты иностранных фирм для предмета подрядных торгов составляются в соответствии с требованиями, предусмотренными тендерной документацией.
известны конкретные подрядчики (второй вариант):
сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации;
сводный расчет стоимости строительства в смешанных ценах;
1.2.2. при разработке проектной документации:
сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации;
сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах.
1.3. Определение стоимости указанного строительства может различаться:
1.3.1. во внутренних ценах Российской Федерации:
по уровню цен - в базисных ценах <*>, в текущих ценах или в прогнозных ценах;
--------------------------------
<*> Определение стоимости строительства в базисных ценах производится для дальнейшего ее перерасчета в текущие или прогнозные цены при применении базисно - индексного или базисно - компенсационного метода.
по методу определения - ресурсный, ресурсно - индексный, базисно - индексный, базисно - компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - аналогов и др.;
по характеру организации, заказавшей документацию (смету), - инвестор (инвесторская смета) или подрядчик (смета подрядчика);
по характеру генерального подрядчика - иностранная фирма или российская строительно - монтажная организация;
1.3.2. в смешанных ценах:
по уровню цен - в текущих ценах или в прогнозных ценах;
по характеру организации, заказавшей документацию (смету), - инвестор (инвесторская смета) или подрядчик (смета подрядчика);
по характеру генерального подрядчика - иностранная фирма или российская строительно - монтажная организация;
по источникам финансирования (кредитования) - за счет государственных средств (средств республиканского и местного бюджетов), иностранных инвестиционных кредитов, собственных или привлеченных средств заказчиков (инвесторов) из числа российских предприятий и организаций и др.
1.4. Расчетная документация, составляемая при предпроектных проработках, предназначается для определения:
предварительной суммы потребных инвестиций;
предварительных технико - экономических показателей.
Кроме того, при предпроектных проработках по:
первому варианту (когда конкретные подрядчики не определены) сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации применяется для выбора генерального подрядчика при проведении подрядных торгов по реализации на территории Российской Федерации инвестиционных проектов с участием российских организаций и иностранных фирм;
второму варианту (когда известны конкретные подрядчики):
используется сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации при составлении сводного расчета стоимости строительства в смешанных ценах, в том числе для определения сумм по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями, и для определения количества материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготовляемых в Российской Федерации;
устанавливается экономическая эффективность привлечения иностранных фирм к данному строительству (наряду с другими факторами целесообразности их привлечения: техническими, политическими и др.) на основании перечисленной выше документации путем сопоставления сумм по объемам работ (затрат), намечаемым к передаче на выполнение иностранным фирмам, во внутренних ценах Российской Федерации и в смешанных ценах.
1.5. Сметная документация, составляемая при разработке проектных материалов, предназначается:
1.5.1. сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации:
для использования при составлении сводного сметного расчета в смешанных ценах (в том числе для определения сумм по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями, и для определения количества материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготавливаемых в Российской Федерации);
для распределения по отдельным объектам контрактной стоимости по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами (раздел 2 сводного сметного расчета стоимости строительства в смешанных ценах), в тех случаях, когда это распределение нельзя произвести прямым счетом по данным контракта на выполнение работ иностранной фирмой;
для определения процента технической готовности отдельных объектов и стройки в целом при учете, составлении отчетности и расчетах за выполненные работы;
для определения уточненных технико - экономических показателей инвестиционного проекта во внутренних ценах Российской Федерации;
1.5.2. сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах:
для определения уточненной суммы потребных инвестиций в российских рублях и в иностранной валюте;
для определения свободных (договорных) цен на строительную продукцию по договорам, заключаемым заказчиком (инвестором) с генеральным подрядчиком - российской строительно - монтажной организацией;
для использования при финансировании и кредитовании российскими банками, планировании, учете, составлении отчетности и расчетах за выполненные работы между участниками строительства;
для определения уточненных технико - экономических показателей инвестиционного проекта в смешанных ценах.
2. Сводный расчет стоимости строительства во внутренних
ценах Российской Федерации
2.1. Сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации составляется в том же порядке, что и сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации (см. раздел 3 настоящего Порядка) с учетом особенностей, предусмотренных в настоящем разделе.
Расчеты стоимости строительства отдельных объектов и локальные расчеты составляются, как правило, с использованием укрупненных сметных нормативов (перечислены в нормативном документе, указанном в п. 19 Прил. 1) или показателей смет на строительство аналогичных предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации (в дальнейшем именуются "сметы - аналоги"), с соответствующими поправками на различия в технологических, конструктивных, объемно - планировочных решениях и территориальных условиях строительства, а также в ценообразующих факторах, включая уровни цен.
Эти расчеты могут также составляться:
по строительно - монтажным работам - на основании объемов основных строительно - монтажных работ, определенных в ТЭО, с использованием других сметных нормативов (см. п. 19 Прил. 1), применяющихся при составлении сметной документации во внутренних ценах Российской Федерации, с учетом, если это необходимо, соответствующих индексов, а остальных работ - в процентах к стоимости основных работ, определяемых по сметам - аналогам;
по оборудованию, мебели, инвентарю, (в дальнейшем именуется "оборудование") - по приводимым в составе ТЭО спецификациям на основное оборудование или укрупненным показателям стоимости этого оборудования (на 1 единицу мощности предприятия, 1 км пути, 1 кв. м общей или жилой площади, 1 куб. м здания и т.п.), а по остальному оборудованию - в процентах к стоимости основного оборудования, определяемых по сметам - аналогам.
При применении смет - аналогов с разными уровнями цен они приводятся к единому уровню цен, принятому для составления данного сводного расчета стоимости строительства.
2.2. В отличие от сводного расчета стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, составляемого по второму варианту (когда известны конкретные подрядчики), сводный расчет стоимости строительства в этих же ценах по первому варианту (когда конкретные подрядчики не определены) составляется с учетом следующего:
выделение по каждой строке объемов работ (затрат), выполняемых российскими организациями, и объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами (п. 3.2 настоящего Порядка), не производится;
накладные расходы (п. 3.4 настоящего Порядка) определяются по варианту применения укрупненных нормативов по видам работ (прил. 3 нормативного документа, приведенного в п. 3 Прил. 1, и раздел 2 нормативного документа, приведенного в п. 13 Прил. 1);
сметная прибыль - плановые накопления (п. 3.5 настоящего Порядка) определяется по варианту применения рекомендуемого общеотраслевого норматива (п. 4.1 нормативного документа, приведенного в п. 2 Прил. 1);
средства на строительство временных зданий и сооружений (п. 3.7 настоящего Порядка) определяются по варианту применения Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91).
Кроме того, в сводном расчете стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, составляемом по первому варианту (когда конкретные подрядчики не определены) с пересчетом в СКВ, по каждой строке суммы показываются в виде дроби: над чертой - в рублях и под чертой - в СКВ.
Пересчет сумм в рублях в СКВ при этом производится по текущему курсу иностранных валют в рублях Центрального банка Российской Федерации на дату составления сводного расчета.
3. Сводный сметный расчет стоимости строительства
во внутренних ценах Российской Федерации
3.1. Сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации составляется в порядке, действующем для строительства в Российской Федерации без участия иностранных фирм, т.е. на основе нормативных документов, перечисленных в Прил. 1, с учетом особенностей, отмеченных в настоящем разделе.
3.2. Формы сводного сметного расчета, объектных и локальных сметных расчетов (смет), а также состав глав сводного сметного расчета принимаются в соответствии с положениями нормативного документа, указанного в п. 19 Прил. 1.
При этом в сводном сметном расчете суммы по каждой строке показываются с выделением в том числе объемов работ (затрат), выполняемых российскими организациями, и объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами.
Разделение объемов работ (затрат), выполняемых российскими организациями и иностранными фирмами, производится по данным раздела проекта "Организация строительства" (в дальнейшем именуется "проект организации строительства"), разработанного в соответствии с контрактами, заключенными российскими организациями с иностранными фирмами, а если контракты еще не заключены, то с проектами контрактов или с предложениями иностранных фирм.
При этом по строительству, осуществляемому за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов, должно предусматриваться максимальное использование изготовляемых в Российской Федерации оборудования и материалов, а также выполнение российскими организациями не менее 30% объема работ и услуг от общего объема строительства (см. п. 3.8 Прил. 10).
3.3. Стоимость строительных и монтажных работ (прямых затрат) и стоимость оборудования определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в п. п. 5, 9, 10, 14 - 19 Прил. 1, вне зависимости от того, выполняются ли строительно - монтажные работы российскими организациями или иностранными фирмами и применяется ли оборудование отечественного изготовления или иностранного производства.
При этом в случае использования оборудования иностранного производства применяются цены соответствующего оборудования отечественного изготовления, а при их отсутствии стоимость оборудования иностранного производства приводится к ценам оборудования отечественного изготовления исходя из их соотношения по другому аналогичному оборудованию.
Например: Контрактная цена оборудования иностранного производства, применяемого в данном проекте, - 10 000 долларов США. По другому аналогичному оборудованию: контрактная цена оборудования иностранного производства - 12 000 долларов США; отпускная цена соответствующего ему отечественного аналога - 8 400 000 рублей. В сметной документации применяется следующая приведенная отпускная цена в рублях этого оборудования:
Допускается также определение сметной стоимости оборудования иностранного производства по его контрактной цене в иностранной валюте с пересчетом ее в рубли по текущему курсу иностранных валют в рублях Центрального банка Российской Федерации на дату составления сметной документации.
3.4. Накладные расходы принимаются в размерах, определенных в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в п. п. 3 и 13 Прил. 1, по варианту индивидуальной нормы для конкретной российской строительно - монтажной организации, привлеченной к данному строительству. Эта норма применяется на объем строительно - монтажных работ, выполняемый как соответствующей российской организацией, так и иностранными фирмами.
При этом в случаях, когда в строительстве принимают участие несколько российских строительно - монтажных организаций, норма накладных расходов на объемы строительно - монтажных работ, выполняемые иностранными фирмами, применяется в средневзвешенном размере, исчисленном исходя из объемов строительно - монтажных работ, выполняемых соответствующими российскими организациями, и норм накладных расходов этих организаций.
В случаях, когда отдельные элементы накладных расходов на объемы работ, выполняемые иностранными фирмами, осуществляют российские организации (например, содержание пожарной и сторожевой охраны), сумма накладных расходов на эти объемы работ сокращается на соответствующую сумму и в этом же размере включается в объемы работ, выполняемых российскими организациями <*>. Определение этой суммы производится исходя из удельного веса (в процентах) накладных расходов указанных отдельных элементов в общей норме накладных расходов по расчету этой нормы. Указанная корректировка суммы накладных расходов (с исчислением на разницу в стоимости - сметной прибыли, плановых накоплений) производится по отдельному расчету и учитывается по каждой строке сводного сметного расчета.
--------------------------------
<*> Если они осуществляются российскими организациями в качестве услуг, предоставляемых иностранным фирмам и предусмотренных контрактами на участие иностранных фирм в данном строительстве или договорами на выполнение указанных услуг, заключенных с этими фирмами, то вместо этого см. п. 5.5 настоящего Порядка.
3.5. Сметная прибыль (плановые накопления) принимается в размерах, определенных в соответствии с положениями нормативного документа, указанного в п. 2 Прил. 1 (определяются по статьям затрат, приведенным в Прил. 1), по варианту индивидуальной нормы для конкретной российской строительно - монтажной организации, привлеченной к данному строительству, и применяется с теми же особенностями, что и по накладным расходам (см. п. 3.4 настоящего Порядка).
3.6. Средства на прочие работы и затраты, включаемые в главу 1 сводного сметного расчета, определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в п. п. 4 и 19 Прил. 1. Эти средства, как правило, относятся на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями.
3.7. Средства на строительство временных зданий и сооружений (глава 8 сводного сметного расчета) определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в п. п. 4 и 19 Прил. 1, по варианту исчисления этих средств по расчету, основанному на данных проекта организации строительства по необходимому набору, в котором учитываются титульные временные здания и сооружения (см. раздел 3.5.4 нормативного документа, указанного в п. 19 Прил. 1), вне зависимости от того, выполняют их российские организации или иностранные фирмы.
Средства на строительство временных зданий и сооружений включаются в объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами, в зависимости от исполнителей (см. п. 5.5 настоящего Порядка).
В случаях, когда иностранная фирма использует временные здания и сооружения, передаваемые ей на период строительства российской организацией, перечень их согласовывается с иностранной фирмой, а средства на их строительство включаются в объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями.
3.8. Средства на прочие работы и затраты, включаемые в главу 9 сводного сметного расчета, определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в п. п. 4 и 19 Прил. 1, на весь объем строительства, вне зависимости от того, производят ли их российские организации или иностранные фирмы, и применяются с теми же особенностями, что и по накладным расходам (см. п. 3.4 настоящего Порядка).
Дополнительные затраты при производстве строительно - монтажных работ в зимнее время принимаются по варианту их определения на основе сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно - монтажных работ в зимнее время (НДЗ-91) СНиП 4.07-91 с пересчетом в текущий уровень цен (при определении стоимости строительства в прогнозных ценах - с пересчетом в прогнозный уровень цен).
Отнесение прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета, к объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями и иностранными фирмами, производится в соответствии с Прил. 2.
3.9. Средства на содержание аппаратов заказчика - застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия), технического надзора определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в п. п. 4 и 19 Прил. 1, на стройку в целом и относятся на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями.
3.10. Средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий (глава 11 сводного сметного расчета) определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в п. п. 4 и 19 Прил. 1, на предприятие в целом и относятся на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами, в зависимости от исполнителей.
3.11. Стоимость проектных и изыскательских работ (глава 12 сводного сметного расчета) определяется в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в п. п. 1, 7, 8, 11, 12 и 19 Прил. 1 (а при выполнении иностранными фирмами - по аналогии с положениями тех же нормативных документов), и относится на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами, в зависимости от исполнителей.
3.12. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты включается в сводный сметный расчет в размерах, предусмотренных нормативным документом, указанным в п. 19 Прил. 1.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты начисляется и соответственно относится на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами.
3.13. Средства на покрытие затрат по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) включаются в сводный сметный расчет <*> в установленном порядке (см. нормативный документ, указанный в п. 19 Прил. 1) в размерах, предусмотренных законами Российской Федерации: на 1992 г. - 28% согласно Закону РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" (от 06.12.91 N 1992-1); с 01.01.93 - 20% согласно Закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (от 16.07.92 N 3317-1). Указанные средства определяются и соответственно относятся на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами.
--------------------------------
<*> Кроме работ, освобожденных от уплаты НДС согласно действующему законодательству. Например, строительство жилых домов, осуществляемое с 01.10.92, независимо от источника его финансирования - согласно Закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (от 16.07.92 N 3317-1).
3.14. Средства на покрытие затрат по уплате специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей (см. п. 2.6 Прил. 10) включаются в сводный сметный расчет в соответствии с порядком, приведенным в нормативном документе, указанном в п. 19 Прил. 1.
4. Сводный расчет стоимости строительства в смешанных ценах
4.1. Сводный расчет стоимости строительства в смешанных ценах составляется в том же порядке, что и сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах (см. раздел 5 настоящего Порядка).
При этом:
объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями, принимаются по сводному расчету стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации с учетом поправок, предусмотренных п. п. 5.4 - 5.6 настоящего Порядка;
объемы работ (затрат), выполняемые иностранными фирмами, принимаются по контрактным ценам, предусмотренным в проектах контрактов, намечаемых к заключению между российскими организациями и иностранными фирмами, или в предложениях этих фирм.
5. Сводный сметный расчет стоимости строительства
в смешанных ценах
5.1. Сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах составляется в рублях и в иностранной валюте, пересчитанной в рубли, по форме N 1, приведенной в Прил. 3.
Пересчет иностранной валюты в рубли производится по текущему курсу иностранных валют в рублях Центрального банка Российской Федерации. Курс принимается:
по строительству, осуществляемому за счет государственных средств, - на дату выделения этих средств;
по строительству, осуществляемому за счет государственных иностранных инвестиционных кредитов, - на дату получения этих кредитов;
по строительству, осуществляемому за счет прочих источников, - на дату выделения валютных средств инвестором.
Курсовая разница при составлении сводного сметного расчета не учитывается.
5.2. Сводный сметный расчет составляется по номенклатуре, приведенной в Прил. 4, и содержит два раздела:
раздел 1 "Сметная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями";
раздел 2 "Контрактная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами".
5.2.1. В разделе 1 сводного сметного расчета выделяется сметная стоимость: строительных работ; монтажных работ; оборудования; прочих затрат.
Отдельными строками включаются средства на покрытие затрат по уплате НДС и специального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации. Они определяются по тем же процентам, что и при составлении сводного сметного расчета стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации (см. п. п. 3.13 и 3.14).
5.2.2. Сметная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами, указанная в сводном сметном расчете стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, при определении сметной стоимости данного строительства в смешанных ценах не используется и в сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах не включается.
5.2.3. При строительстве, осуществляемом в полном объеме силами и средствами иностранной фирмы <*> на условиях "под ключ", раздел 1 сводного сметного расчета стоимости строительства в смешанных ценах не заполняется, а сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации служит только для оценки экономической эффективности привлечения иностранной фирмы к данному строительству на этих условиях.
--------------------------------
<*> Не применяется для строительства, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов, как противоречащее Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.06.93 N 531 (см. п. 3.8 Прил. 10 к настоящему Порядку).
5.3. Суммы по разделу 1 "Сметная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями" определяются по расчету, составляемому по форме N 2 (см. Прил. 5), в который включаются:
стоимость по сводному сметному расчету строительства во внутренних ценах Российской Федерации по общим итогам глав 1 - 12, т.е. без резерва средств на непредвиденные работы и затраты и средств на покрытие затрат по уплате НДС и специального налога, по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями;
поправки, вызванные условиями строительства и контрактов с иностранными фирмами (поправки, увеличивающие сметную стоимость строительства, показываются со знаком "плюс", а уменьшающие ее, - со знаком "минус"), к которым относятся:
- поправка на разницу в стоимости материальных ресурсов при применении материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготавливаемых в Российской Федерации, по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями;
- поправка на стоимость услуг, предоставляемых российскими организациями иностранным фирмам, участвующим в данном строительстве, по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами;
- поправка на исключение сумм по прочим работам и затратам, учтенным в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, определенных от объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами, и отнесенных на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями, когда эти работы и затраты не производятся;
- другие поправки;
затраты на командирование специалистов российских организаций за границу.
На общий итог по расчету, составляемому по форме N 2 (см. Прил. 5), начисляется резерв средств на непредвиденные работы и затраты по тому же проценту, что и при составлении сводного сметного расчета во внутренних ценах Российской Федерации (см. п. 3.12 настоящего Порядка).
В расчете, составляемом по форме N 2, выделяется сметная стоимость: строительных работ; монтажных работ; оборудования; прочих затрат.
5.4. Поправка на разницу в стоимости материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготавливаемых в Российской Федерации, по объемам работ, (затрат), выполняемым российскими организациями, определяется по расчету, составляемому по форме N 3 (см. Прил. 6) с учетом пояснений, приведенных в Прил. 6.1 к настоящему Порядку.
Указанная разница определяется между сметной стоимостью в смешанных ценах материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, и стоимостью во внутренних ценах Российской Федерации тех же материальных ресурсов, изготавливаемых в Российской Федерации.
5.4.1. Сметная стоимость в смешанных ценах материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, определяется исходя из установленного порядка формирования отпускных (оптовых) цен внутреннего рынка на импортные товары, т.е. согласно нормативным документам, перечисленным в Прил. 7, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Для составления сметной документации сметная стоимость в смешанных ценах материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, по закупкам за счет централизованных валютных средств и кредитным закупкам <*> складывается по аналогии с нормативным документом, указанным в п. 2.8 Прил. 7, из:
--------------------------------
<*> Т.е. по закупкам за счет полученных иностранных коммерческих и банковских кредитов, гарантированных Правительством Российской Федерации, и в счет погашения иностранными правительствами государственных кредитов, ранее полученных от бывшего СССР и России.
таможенной стоимости (с учетом процентов, начисленных на кредитный период, только по кредитным закупкам) в иностранной валюте с пересчетом ее в рубли в соответствии с п. 5.1 настоящего Порядка. По товарам (продукции), вошедшим в перечень дотируемых импортных товаров (продукции) <*>, курс Центрального банка Российской Федерации при пересчете иностранной валюты в рубли в соответствии с п. 5.1 настоящего Порядка корректируется на дотационный коэффициент, указанный в этом перечне. В случае, когда внешнеторговые цены на товары (продукцию), включая дотируемые, установлены в клиринговых (кроме расчетов с Индией) или замкнутых валютах, дотационный коэффициент не применяется;
--------------------------------
<*> Перечни товаров (продукции), импорт которых дотируется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, и дотационные коэффициенты для пересчета в рубли контрактных (внешнеторговых) цен на эти товары (продукцию) приведены в нормативных документах, указанных со сроками их действия в п. п. 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.7, 2.10 и 2.11 Прил. 7. В соответствии с нормативным документом, указанным в п. 2.11 Прил. 7, с 01.01.94 ликвидируется механизм дотирования централизованных импортных закупок за счет средств федерального бюджета. При этом по ранее принятым обязательствам Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации по дотированию товаров, поступающих по импорту в рамках иностранных кредитных линий, погашение которых осуществляется в сроки, установленные индивидуальными кредитными соглашениями, дотационные коэффициенты сохраняются на период действия указанных соглашений.
суммы акцизов (по подакцизным товарам, к числу которых по номенклатуре, применяемой в строительном комплексе, отнесено ограниченное количество товаров, см. п. п. 1.2, 1.3, 2.8 Прил. 10) <*> в рублях;
--------------------------------
<*> В соответствии с законами Российской Федерации (см. п. п. 1.3 и 1.6 Прил. 10):
импортные подакцизные товары с 01.02.93 подлежат обложению акцизами;
акцизами не облагаются подакцизные в Российской Федерации товары, происходящие с территории государств - членов СНГ, при ввозе на территорию Российской Федерации.
таможенных платежей (кроме НДС - см. п. 5.4.3 - и акцизов) в рублях;
прочих расходов (транспортные, экспедиционные, страховые, уплата процентов за пользование ссудами банка) в рублях;
расходов по выплате комиссионного вознаграждения внешнеэкономической организации по закупке данного товара (продукции) за границей в рублях или иностранной валюте, пересчитанной в рубли в соответствии с п. 5.1 настоящего Порядка, в зависимости от условий соглашения между внешнеэкономической организацией и централизованным (генеральным) заказчиком.
В таком же порядке (кроме применения дотационных коэффициентов при пересчете иностранной валюты в рубли) для составления сметной документации складывается сметная стоимость материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, по закупкам за счет собственных валютных средств организаций, предприятий и объединений, - с учетом нормативных документов, указанных в п. п. 1.1 и 1.2 Прил. 7.
Таможенная стоимость в иностранной валюте определяется в установленном порядке (см. п. п. 1.5 и 3.6 Прил. 10). Для составления сметной документации таможенная стоимость товара (продукции) определяется контрактной ценой, предусмотренной в контракте (проекте контракта или контрактных предложениях иностранного поставщика) на его закупку. В указанную цену должны входить все компоненты на момент пересечения товаром (продукцией) таможенной границы Российской Федерации (см. Прил. 8, п. 1 статьи 19). Если при закупке товаров (продукции) в счет погашения иностранными правительствами государственных кредитов контрактные цены выражены в рублях, то такие цены подлежат первоначальному переводу в доллары США по коммерческому курсу рубля, действовавшему на 29.12.91 (100 долларов США = 167,13 рубля), с последующим пересчетом в рубли в соответствии с вышеизложенным.
Суммы акцизов (по подакцизным товарам) исчисляются по установленным ставкам (см. п. п. 3.1, 3.10 и 3.11 Прил. 10) в процентах, применяемым к таможенной стоимости ввозимых товаров, в иностранной валюте, пересчитанной в рубли.
Таможенные платежи (кроме НДС и акцизов) <*> состоят из платежей по импортным (ввозным) таможенным пошлинам, таможенных сборов за таможенное оформление товаров и других таможенных платежей. Расходы по оплате импортных таможенных пошлин и таможенных сборов за таможенное оформление товаров исчисляются по установленным ставкам (по ставкам импортных (ввозных) таможенных пошлин см. п. п. 1.5, 2.2, 2.3, 2.4, 5.2 и по таможенным сборам за таможенное оформление товаров - п. п. 3.2 и 5.3 Прил. 10) в процентах, применяемых к таможенной стоимости ввозимых товаров в иностранной валюте, пересчитанной в рубли. По товарам, освобожденным от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление товаров (см. п. п. 3.9 и 3.2 Прил. 10), эти расходы не определяются. Размеры других таможенных платежей определяются в установленном порядке (см. п. 5.3 Прил. 10).
--------------------------------
<*> Таможенные платежи перечислены в статье 110 Таможенного Кодекса Российской Федерации (см. п. 5.3 Прил. 10).
При определении сметной стоимости в смешанных ценах материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, стоимость погрузочно - разгрузочных работ и заготовительно - складские расходы не включаются.
Прочие расходы (транспортные <*>, экспедиционные, страховые, уплата процентов за пользование ссудами банка) определяются в текущих или прогнозных ценах (в зависимости от метода составления сводного сметного расчета на строительство в смешанных ценах) по соответствующим тарифам и ставкам (без НДС и специального налога).
--------------------------------
<*> После пересечения товаром (продукцией) таможенной границы Российской Федерации.
Расходы по выплате комиссионного вознаграждения внешнеэкономической организации по закупке данного товара (продукции) за границей определяются в размерах, принятых соглашением между внешнеэкономической организацией и централизованным (генеральным) заказчиком.
5.4.2. Сметная стоимость материальных ресурсов, изготавливаемых в Российской Федерации, во внутренних ценах Российской Федерации принимается в размере франко - приобъектный склад со всеми поправочными коэффициентами и индексами, учтенными при определении сметной стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации (но без включения стоимости погрузочно - разгрузочных работ и заготовительно - складских расходов), и показывается в рублях.
5.4.3. При определении сметной стоимости материальных ресурсов в соответствии с п. п. 5.4.1 и 5.4.2 настоящего Порядка и разницы между ними средства на покрытие затрат по уплате НДС не включаются (как это предусмотрено указаниями Минархстроя России от 27.01.92 N БФ-75/12), поскольку они учитываются отдельной строкой на общий итог сметной стоимости в смешанных ценах по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями, в разделе 1 сводного сметного расчета стоимости строительства в смешанных ценах, составляемого по форме N 1 (см. п. 5.2 и Прил. 3 и 4). Аналогично этому специальный налог также не включается.
5.5. Поправки на стоимость услуг, предоставляемых российскими организациями <*> иностранным фирмам, участвующим в данном строительстве, по объемам работ (услуг), выполняемым иностранными фирмами, учитываются в зависимости от форм их оплаты иностранными фирмами, предусмотренными условиями контрактов на участие иностранных фирм в данном строительстве:
--------------------------------
<*> Имеются в виду российские организации, участвующие в данном строительстве (заказчик, подрядчик, субподрядчик). Услуги иных российских организаций, получаемые иностранными фирмами помимо российских организаций, участвующих в данном строительстве, на сметную стоимость строительства не влияют.
либо с оплатой сверх контрактных цен;
либо с оплатой за счет контрактных цен.
5.5.1. При оплате услуг сверх контрактных цен поправка определяется как разница между суммами, получаемыми российскими организациями за эти услуги в размерах, предусмотренных договорами на эти услуги, и суммами расходов российских организаций на оказание этих услуг в размерах, предусмотренных в сметной документации во внутренних ценах Российской Федерации по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами. Поскольку предоставление этих услуг должно сокращать сметную стоимость строительства (получаемые доходы должны превышать расходы), при расчетах за услуги в рублях эта поправка обычно показывается со знаком "минус", а при расчетах в иностранной валюте - суммы в рублях - со знаком "плюс" и суммы в иностранной валюте, пересчитанной в рубли, - со знаком "минус". В случае, если по условиям этих договоров услуги, предоставляемые иностранной фирме, оплачиваются в рублях по ценам (имеются в виду нормы, расценки, цены, тарифы на соответствующие услуги), действующим в Российской Федерации, с соответствующим комиссионным вознаграждением, то размер поправки принимается в сумме комиссионного вознаграждения и показывается в рублях со знаком "минус".
5.5.2. При оплате услуг за счет контрактных цен при участии иностранных фирм в данном строительстве поправка определяется в сумме расходов российских организаций на оказание этих услуг в размерах, предусмотренных в сметной документации во внутренних ценах Российской Федерации по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами, и показываются в рублях со знаком "плюс".
5.5.3. В обоих из указанных случаев, когда предоставленные услуги по своему характеру не учитываются методикой определения сметной стоимости во внутренних ценах Российской Федерации (например, найм квартир, медицинское обслуживание работающих, предоставление переводчиков и т.п.), суммы расходов российских организаций на оказание этих услуг определяются исходя из цен (имеются в виду нормы, расценки, цены, тарифы на соответствующие услуги), действующих в Российской Федерации. В таком же порядке они определяются, когда выделение суммы расходов на оказание этих услуг из сметной стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации затруднительно.
5.5.4. К числу услуг, предоставляемых российскими организациями иностранным фирмам, участвующим в данном строительстве, могут относиться:
а) обеспечение объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами (полностью или частично):
рабочей силой;
строительными материалами, полуфабрикатами и изделиями;
строительными машинами, механизмами и средствами транспорта, включая грузовые автомобили, а также легковые автомашины и автобусы для перевозки рабочих и специалистов от места проживания в России до места работы (в виде продажи или предоставления в аренду с водителями или без водителей);
горюче - смазочными материалами;
энергоресурсами (электроэнергией, паром и т.п.) и подключением к другим внешним сетям (водоснабжение, канализация и т.п.);
временными зданиями и сооружениями (склады, навесы, подъездные пути и пр.);
пожарной и/или сторожевой охраной;
вывозкой мусора и др.;
б) обеспечение иностранных рабочих и специалистов иностранных фирм:
жильем и коммунальными услугами (наем квартир или строительство жилья);
медицинским обслуживанием;
проездом от места проживания в России до места работы;
в) обеспечение иностранных фирм:
административными помещениями;
переводчиками;
перевозкой грузов фирмы по территории России с экспедированием этих грузов;
средствами связи на строительной площадке, а также административных и жилых помещений;
другими услугами (отдельные виды геодезических работ, сбор согласований, получение разрешений, технических условий на подключения и т.п.).
5.5.5. Поправки на стоимость услуг, предоставляемых российскими организациями иностранным фирмам, участвующим в данном строительстве, определяются индивидуальными расчетами.
5.6. Поправка на исключение сумм по прочим работам и затратам, включенным в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, определенных от объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами, и отнесенных на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями (см. Прил. 2), когда эти работы и затраты не производятся, определяется в размерах, включенных в сводный сметный расчет во внутренних ценах Российской Федерации, и показывается со знаком "минус".
5.7. Затраты на командирование специалистов российских организаций за границу включаются отдельной строкой в расчет, составляемый по форме N 2 (Прил. 5), в случае необходимости краткосрочных командировок за границу для:
сбора данных о фирмах, намечаемых к привлечению для участия в данном строительстве;
заключения контрактов с иностранными фирмами на участие в данном строительстве и на поставку материальных ресурсов для этого строительства;
промежуточного рассмотрения выполняемой иностранными фирмами проектной документации и приемки ее за границей;
согласования проектных решений по оборудованию, строительным материалам, полуфабрикатам и изделиям и др.;
решения вопросов, связанных с поставкой из-за границы материальных ресурсов, и других вопросов, связанных с данным строительством.
Затраты на командирование специалистов российских организаций за границу определяются сметой в смешанных ценах, составляемой в порядке, установленном для краткосрочных командировок за границу <*>, по форме N 4 (Прил. 9).
--------------------------------
<*> См. п. 3.12 "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей с участием организаций Российской Федерации", введенного в действие с 01.04.93 письмом Госстроя России и МВЭС России от 31.05.93 N 12-134, в части, касающейся краткосрочных командировок.
Размеры суточных и квартирных, выплачиваемых российским специалистам, находящимся в краткосрочных командировках за границей, принимаются по установленным нормам.
Нормы суточных и предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения по состоянию на 01.04.93 приведены в приложении к письму Минфина России от 26.04.93 N 52. По нормам суточных см. также п. п. 3.7, 3.12, 3.13 и 4.1 Прил. 10.
Численность специалистов, направляемых в загранкомандировки, и сроки командировок при этом принимаются в размерах, определяемых централизованным (генеральным) заказчиком в установленном порядке.
5.8. Суммы по разделу 2 "Контрактная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами" сводного сметного расчета стоимости строительства в смешанных ценах определяются на основании контрактных цен, предусмотренных в контрактах (проектах контрактов или контрактных предложениях иностранных фирм) на участие иностранных фирм в данном строительстве, в иностранной валюте <*>, пересчитанной в рубли в соответствии с п. 5.1 настоящего Порядка.
--------------------------------
<*> Если такие контракты заключены с расчетом в рублях, то они также учитываются в этом разделе с указанием сумм в рублевой части (графы 4) сводного сметного расчета на строительство в смешанных ценах.
В этот раздел включаются суммы по всем контрактам на участие иностранных фирм в данном строительстве (в том числе контракты на разработку проектной документации <*>), кроме контрактов на поставку из-за границы материальных ресурсов взамен изготовляемых в Российской Федерации (см. п. п. 5.4 и 5.4.1 настоящего Порядка).
--------------------------------
<*> Если разработка проектной документации выполнялась иностранными фирмами вне ассигнований (инвестиций, кредитов), выделенных для данного строительства, то их контрактная стоимость не учитывается в разделе 2 сводного сметного расчета на строительство в смешанных ценах. Стоимость разработки такой проектной документации также не учитывается в главе 12 сводного сметного расчета на строительство во внутренних ценах Российской Федерации.
Контрактные цены по контрактам на участие иностранных фирм в данном строительстве предполагают покрытие всех затрат и прибыль иностранной фирмы по данной сделке. Поэтому в этот раздел, как правило, не включаются резерв средств на непредвиденные работы и затраты, средства на покрытие затрат по уплате НДС и специального налога. При этом, если они в контракте указаны сверх контрактных цен, то контрактные цены принимаются с их включением. Контрактные валютные (или золотые) оговорки не учитываются.
5.9. В том случае, если контракты на участие иностранных фирм в данном строительстве заключены на компенсационной основе, то в разделе 2 сводного сметного расчета в смешанных ценах вместо контрактной стоимости, определенной на основании контрактных цен по контрактам на участие иностранных фирм в данном строительстве, показывается стоимость продукции (товаров, услуг), передаваемой иностранной фирме в оплату за ее участие в данном строительстве (именуется в дальнейшем "передаваемая продукция").
При этом в качестве контрактной цены на участие иностранной фирмы в данном строительстве принимается:
общая сумма передаваемой продукции, если она оговорена в контракте на участие иностранной фирмы в данном строительстве;
общая стоимость передаваемой продукции, определенная расчетом, если контракте на участие иностранной фирмы в данном строительстве приведен только перечень продукции, без указания общей суммы.
Указанный расчет составляется исходя из условий оплаты поставщикам (изготовителям) передаваемой продукции (в рублях или в иностранной валюте) по договорам ее поставки, а также из видов франко при передаче их иностранной фирме (франко - граница, франко - пункт на территории иностранного государства, франко - пункт на территории России) по условиям контракта на участие иностранной фирмы в этом строительстве.
Стоимость передаваемой продукции в указанном расчете определяется:
при оплате поставщикам (изготовителям) в рублях - по ценам и тарифам, действующим в Российской Федерации, в общеустановленном порядке;
при оплате поставщикам (изготовителям) в иностранной валюте - по внешнеторговым ценам, определяемым в порядке, принимаемом внешнеэкономическими организациями при экспортных поставках, с включением, в случае необходимости, оплаты привлекаемым внешнеэкономическим организациям стоимости составления расчетов экспортной стоимости передаваемой продукции.
Определение в зависимости от видов франко - стоимости передаваемой продукции в этих расчетах производится:
в случае расчетов за продукцию в рублях:
при поставках франко - граница - с учетом всех затрат от предприятий - поставщиков (изготовителей) до таможенной границы Российской Федерации, с включением таможенных расходов по законодательству Российской Федерации (таможенные экспортные (вывозные) пошлины и сборы за таможенное оформление товаров);
при поставках франко - пункт на территории иностранного государства - в таком же порядке, как и при поставках франко - граница, но с включением дополнительно всех затрат от границы Российской Федерации до пункта передачи продукции иностранной фирме на территории иностранного государства, включая, если это необходимо, таможенные ввозные пошлины и другие таможенные расходы по законодательству этого государства (с пересчетом иностранной валюты в рубли);
при поставках франко - пункт на территории России - с учетом всех затрат от предприятия - поставщика (изготовителя) до пункта передачи продукции иностранной фирме на территории России;
в случае расчетов за продукцию в иностранной валюте по внешнеторговым ценам франко - граница Российской Федерации:
при поставках франко - граница - без каких-либо скидок или надбавок;
при поставках франко - пункт на территории иностранного государства - с применением соответствующих надбавок;
при поставках франко - пункт на территории России - с применением соответствующих скидок.
Размер надбавок и скидок определяется внешнеэкономическими организациями, привлеченными для составления расчетов экспортной стоимости передаваемой продукции.
В случае, если контракт на участие иностранной фирмы в данном строительстве на компенсационной основе предусматривает передачу иностранной фирме в оплату за ее участие в строительстве недвижимости на территории России (например, жилых домов или жилых квартир), то в качестве контрактной цены за участие иностранной фирмы в данном строительстве принимается стоимость этой недвижимости по рыночным ценам, действующим в момент заключения контракта на участие иностранной фирмы в данном строительстве.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ГОССТРОЯ РОССИИ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Письмо Минстроя России от 20.12.91 N Ц-1/9 "О ценах в проектировании и инженерных изысканиях для строительства в РСФСР".
2. "Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию" (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12).
3. "Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции" (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12).
4. "Методические рекомендации по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве строительно - монтажных работ в зимнее время, затрат на содержание заказчика - застройщика и технического надзора, прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции" (письмо Минстроя России от 03.11.92 N БФ-925/12).
5. "Методические рекомендации по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12).
6. "Методические основы определения потребности в материалах, конструкциях и изделиях в составе рабочей документации на строительство" (письмо Минстроя России от 18.11.92 N БФ-958/12).
7. "Временные рекомендации по определению базовых цен на проектные работы для строительства в условиях рыночной экономики с учетом инфляционных процессов" (письмо Минстроя России от 17.12.92 N БФ-1060/9).
8. "Временные рекомендации по уточнению базовых цен, определяемых по Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства" (письмо Минстроя России от 17.12.92 N БФ-1060/9).
9. "Методические рекомендации по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной документации, определению свободных (договорных) цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы" (письмо Госстроя России от 31.05.93 N 12-133).
10. "Методические рекомендации по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР)" (письмо Госстроя России от 04.07.93 N 12-146).
11. Письмо Госстроя России от 09.07.93 N 9-1-2/143 "О ценах на проектные работы для строительства".
12. Письмо Госстроя России от 07.10.93 N 9-1-2/209 "О ценах на проектные работы для строительства".
13. "Методические рекомендации о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве" (письмо Госстроя России от 18.10.93 N 12-248).
14. "Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений" (письма Госстроя России от 22.10.93 N БЕ-19-21/12 и от 03.11.93 N 12-270).
15. "Методические рекомендации по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР)" (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275).
16. "Сборник укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ (УПБС ВР)" (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275).
17. "Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) с учетом потребительских свойств строительной продукции для объектов жилищно - гражданского назначения" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-346).
18. "Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) строительства зданий и сооружений производственного назначения" (письмо Госстроя России от 19.12.93 N 12-347).
19. "Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349).
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОЧИХ РАБОТ И ЗАТРАТ, УЧИТЫВАЕМЫХ В ГЛАВЕ 9
СВОДНОГО СМЕТНОГО РАСЧЕТА (СВОДНОГО РАСЧЕТА) СТОИМОСТИ
СТРОИТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИХ ЦЕНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Примечания. 1. Обязанности российской организации или иностранной фирмы принимаются по данным контракта, заключенного российской организацией и иностранной фирмой, а если контракт не заключен, то по данным проекта контракта или предложений иностранной фирмы.
2. В данном Перечне указаны наиболее характерные виды прочих работ (затрат), перечисленных в Прил. 10 нормативного документа, приведенного в п. 19 Прил. 1 к настоящему Порядку.
Приложение 3
Форма N 1
Приложение 4
НОМЕНКЛАТУРА
СВОДНОГО СМЕТНОГО РАСЧЕТА СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
В СМЕШАННЫХ ЦЕНАХ
Приложение 5
Форма N 2
РАСЧЕТ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ В СМЕШАННЫХ ЦЕНАХ
ПО ОБЪЕМАМ РАБОТ (ЗАТРАТ), ВЫПОЛНЯЕМЫМ
РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Приложение 6
Форма N 3
Приложение 6.1
ПОЯСНЕНИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАСЧЕТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
РАЗНИЦЫ В СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ,
ПОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ВЗАМЕН ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО ФОРМЕ N 3 (ПРИЛ. 6)
1. В графе 1 указываются номера по порядку:
по группе материальных ресурсов "Материалы для":
строительных работ 1.а.1; 1.а.2; 1.а.3 ..... и т.д.;
монтажных работ 1.б.1; 1.б.2; 1.б.3 ........ и т.д.;
по группе материальных ресурсов "Оборудование, мебель и инвентарь" 2.1; 2.2; 2.3 ............... и т.д.
2. В графе 2 указывается наименование материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготавливаемых в Российской Федерации, по данным проекта организации строительства, с группировкой на:
1) Материалы для:
строительных работ;
монтажных работ.
2) Оборудование, мебель и инвентарь.
По каждой группе подводятся итоги.
3. В графе 3 указываются тип, марка, модель, шифр материальных ресурсов, а в графе 4 - их единица измерения.
4. В графе 5 указывается количество единиц материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготавливаемых в Российской Федерации, по данным проекта организации строительства из общего количества материальных ресурсов, потребных для строительства.
5. Если при замене материальных ресурсов, изготавливаемых в Российской Федерации, материальными ресурсами, поставляемыми из-за границы, изменяется:
наименование материальных ресурсов, то в графе 2 они показываются двумя строками под одним номером в графе 1: первая строка - для материальных ресурсов, изготавливаемых в Российской Федерации, и вторая строка - для материальных ресурсов, поставляемых из-за границы;
марка, модель, шифр и/или единица измерения и/или количество единиц без изменения наименования материальных ресурсов, то в графах соответственно 3, 4, 5 они показываются в виде дроби: над чертой - для материальных ресурсов, изготавливаемых в Российской Федерации, и под чертой - для материальных ресурсов, поставляемых из-за границы.
6. В графе 6 показывается сметная стоимость единицы измерения материальных ресурсов при изготовлении их в Российской Федерации во внутренних ценах Российской Федерации, определенная в соответствии с пп. 5.4.2 и 5.4.3 настоящего Порядка.
7. Данные графы 7 определяются перемножением данных граф 5 и 6.
8. В графах 8, 10 и 12 показывается сметная стоимость единицы измерения материальных ресурсов при поставке их из-за границы (в графе 8 - в рублях, в графе 10 - в инвалюте, пересчитанной в рубли, и в графе 12 - всего в смешанных ценах), определенная в порядке, изложенном в пп. 5.4.1 и 5.4.3 настоящего Порядка. Сумма данных граф 8 и 10 составляет данные графы 12.
9. Данные граф 9, 11 и 13 определяются умножением данных соответственно граф 8, 10 и 12 на данные графы 5.
10. Разница между сметной стоимостью материальных ресурсов при поставке из-за границы и сметной стоимостью при изготовлении их в Российской Федерации, указываемая по каждой группе материальных ресурсов (группы 1, в т.ч. 1а и 1б, 2), определяется:
всего в смешанных ценах (графа 13): данные графы 13 минус данные графы 7;
в том числе:
в рублях (графа 9): данные графы 9 минус данные графы 7;
в инвалюте, пересчитанной в рубли (графа 11), - в размере данных графы 11.
Сумма разницы, имеющая положительное значение, показывается со знаком "плюс", отрицательное значение - со знаком "минус".
Например, данные графы 7 - 100 000 руб., графы 9 - 8 000 руб., графы 11 - 112 000 руб., графы 13 - 120 000 руб.
Размер разницы составит:
Приложение 7
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ
ОТПУСКНЫЕ (ОПТОВЫЕ) ЦЕНЫ НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ
--------------------------------
<*> В соответствии с нормативным документом, указанным в п. 1.2 настоящего Приложения.
<**> Т.е. по закупкам за счет полученных иностранных коммерческих и банковских кредитов, гарантированных Правительством Российской Федерации, и в счет погашения иностранными правительствами государственных кредитов, ранее полученных от бывшего СССР и России.
<***> Срок установлен нормативным документом, указанным в п. 2.9 настоящего Приложения.
Приложение 8
ВЫПИСКА
ИЗ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ"
(от 21.05.93 N 5003-1)
Раздел IV. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
ТОВАРА И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Статья 18. Методы определения таможенной стоимости
1. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производятся путем применения следующих методов:
по цене сделки с ввозимыми товарами;
по цене сделки с идентичными товарами;
по цене сделки с однородными товарами;
вычитания стоимости;
сложения стоимости;
резервного метода.
2. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в пункте 1 настоящей статьи методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.
Статья 19. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами
1. Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:
а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации:
стоимость транспортировки;
расходы по погрузке, выгрузке и перевалке товаров, страховая сумма;
б) расходы, понесенные покупателем:
комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;
стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров:
сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);
инженерной проработки, опытно - конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;
г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.
2. Указанный метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:
а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением:
ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
в) данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
участники сделки являются совладельцами предприятия;
участники сделки связаны трудовыми отношениями;
один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала;
оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
Статья 20. Метод по цене сделки с идентичными товарами
1. При использовании метода оценки по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдений условий, указанных в настоящей статье. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
физические характеристики;
качество и репутация на рынке;
страна происхождения;
производитель.
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют требованиям настоящего пункта.
2. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
а) проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
б) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
в) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность.
3. Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных в статье 19 настоящего Закона.
Корректировка должна производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений.
4. В случае если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
Статья 21. Метод по цене сделки с однородными товарами
1. При использовании метода оценки по цене сделки с однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми, при соблюдении условий, указанных в настоящей статье. При этом под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми.
При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:
качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
страна происхождения;
производитель.
2. При использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами применяются положения пунктов 2 - 4 статьи 20 настоящего Закона.
3. При использовании методов таможенной оценки на основании положений статьи 20 и настоящей статьи:
а) товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, ели они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;
в) товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно - конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.
Статья 22. Метод на основе вычитания стоимости
1. Определение таможенной стоимости по методу оценки на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.
2. При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
3. Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:
а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;
в) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
4. При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость и при соблюдении положений пунктов 2 и 3 настоящей статьи.
Статья 23. Метод на основе сложения стоимости
При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
а) стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
б) общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы Российской Федерации и иных затрат;
в) прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.
Статья 24. Резервный метод
1. В случаях, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных в статьях 19 - 23 настоящего Закона методов определения таможенной стоимости либо если таможенный орган аргументированно считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.
При применении резервного метода таможенный орган Российской Федерации предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.
2. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
б) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
в) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения;
г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
Приложение 9
Примечания. 1. Форма предусматривает случаи краткосрочных командировок при оформлении документов в Москве. В случае краткосрочных командировок с оформлением документов в иных пунктах форма принимается с соответствующими уточнениями.
2. Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования принимаются на сумму заработной платы с 01.01.93.
3. Транспортный налог на сумму заработной платы с 01.01.94 исчисляется дополнительно и учитывается при подсчете общей суммы средств, связанных с уплатой этого налога, в соответствии с п. 9 Прил. 2.
Приложение 10
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
КАСАЮЩЕГОСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПРИСУЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВУ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМУ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ С УЧАСТИЕМ
ИНОСТРАННЫХ ФИРМ (ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.94)
Дополнение
к Приложению 10
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩЕГОСЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО НА ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ
С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ (ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.04.95
И С УЧЕТОМ АКТОВ, ВЫПУЩЕННЫХ ПОСЛЕ 01.01.94)