Письмо Госстандарта РФ N 230-7/431, Роскомторга N 1-1177/32-7, Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.09.1995
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
N 230-7/431
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТОРГОВЛЕ
N 1-1177/32-7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 сентября 1995 года
О ВВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ
В соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг", "Правилами производства и реализации продукции (услуг) общественного питания", утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 332, Госстандартом России, Роскомторгом и Госкомсанэпиднадзором России принято совместное Постановление о проведении обязательной сертификации в сфере услуг общественного питания. Утвержден "Временный порядок сертификации услуг общественного питания. Рекомендации".
Услуги общественного питания внесены в "Номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации" (Протокол Госстандарта России от 22.03.95 N 6).
Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты: ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению" и ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования".
Централизованно, на основе специально разработанной и согласованной с Роскомторгом программы, проводится подготовка экспертов по сертификации услуг общественного питания.
Однако мы отдаем себе отчет в том, что эта работа потребует решения целого ряда проблем на местах.
В этой связи просили бы оказать содействие по отработке "Временного порядка" с учетом национальных и региональных особенностей, структуры действующей сети предприятий общественного питания, их материально-технического оснащения. Кроме того, необходимо организовать работу по разъяснению политики, целей, задач и правил сертификации, доведение до потребителей результатов сертификации и инспекционного контроля в средствах массовой информации.
Представляется целесообразным привлечь к этой работе специалистов управлений торговли и общественного питания, центров стандартизации и метрологии Госстандарта России, служб государственного санитарного надзора, отделов защиты прав потребителей.
Надеемся на Ваше содействие и плодотворное сотрудничество в этой ответственной и важной работе.
Председатель Госстандарта
России
С.Ф.БЕЗВЕРХИЙ
Председатель Роскомторга
И.И.ГОРБАЧЕВ
Председатель
Госкомсанэпиднадзора РФ
Е.Н.БЕЛЯЕВ
Утвержден Постановлением
Госстандарта России, Роскомторга,
Госсанэпиднадзора России
от 18.01.95 N 4/3/3
Зарегистрировано
в Государственном реестре
13 сентября 1995 г.
Рег. номер РОСС RU.0001.01УП01
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает правила и процедуру проведения обязательной сертификации (далее - сертификации) услуг общественного питания, подтверждения типа и класса предприятий, проводимых Органом по сертификации, аккредитованном Госстандартом России в установленном порядке.
2. Определения
В настоящем документе использованы термины, приведенные в документах: Законах РФ "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Руководстве ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видах деятельности", ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации".
3. Общие положения
3.1. Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, Правилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания, утвержденных Постановлением N 332 Правительства Российской Федерации от 13.04.93 и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам.
3.2. При сертификации услуг общественного питания должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы, позволяющие:
- полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги, а также другим требованиям, которые в соответствии с законодательными актами должны подтверждаться при обязательной сертификации;
- провести идентификацию услуг, в т.ч. испытаний кулинарной продукции, проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам.
3.3. Перечень сертифицируемых услуг и нормативной документации, на соответствие которым проводится сертификация услуг общественного питания, приведен в Приложении 1.
3.4. Органы по сертификации услуг проводят сертификацию услуг общественного питания в соответствии с областью аккредитации. Работа проводится экспертами Органа по сертификации или привлеченными экспертами из других организаций, аттестованными на право проведения работ по сертификации услуг общественного питания.
3.5. Сертификация услуг предприятий общественного питания иностранных фирм осуществляется по тем же правилам и процедурам, что и отечественных предприятий.
4. Порядок проведения сертификации услуг
4.1. Подача и рассмотрение заявки
4.1.1. Для проведения сертификации услуг общественного питания заявитель - юридическое лицо направляет заявку в орган по сертификации. Форма заявки приведена в Приложении 2. При наличии у предприятия общественного питания филиалов, сертификации подлежат услуги, оказываемые каждым филиалом.
4.1.2. Заявитель дополнительно к заявке заполняет анкету - вопросник (Приложение 3 рекомендуемое), перечень вопросов которой может уточняться по согласованию с заявителем.
4.1.3. Срок рассмотрения заявки и принятие решения о проведении (непроведении) сертификации не должен превышать одного месяца после ее получения Органом по сертификации.
4.1.4. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуги.
Причиной отказа в рассмотрении заявки является наличие официальной информации от органов Госкомсанэпиднадзора России о несоответствии предприятия санитарным правилам и нормам.
4.1.5. Орган по сертификации при рассмотрении заявки на сертификацию услуги выполняет следующие функции:
выбирает схему сертификации услуги;
определяет наименование продукции, количество и порядок отбора образцов продукции, подлежащей испытаниям;
определяет аккредитованную испытательную лабораторию, которая будет проводить испытания;
запрашивает у заявителя, при необходимости, дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность производства и качества услуг, в т.ч. заключения Госсанэпидслужбы, Госторгинспекции, Госпожнадзора, данные о поставщиках сырья и материалов, ассортимент производимой продукции (согласованный с органами Санэпиднадзора) и др.
4.1.6. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов Орган по сертификации принимает решение по заявке. Если решение по заявке принимается отрицательное, то Орган по сертификации аргументировано сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации услуги.
4.1.7. При положительном решении по заявке Орган по сертификации направляет заявителю решение, оформленное в соответствии с Приложением 4.
4.1.8. Одновременно с положительным решением по заявке Орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение сертификации услуг, включая инспекционный контроль за сертифицируемыми услугами. К договору также прилагаются календарный план работ по этапам и калькуляция работ.
4.1.9. Работы Органа по сертификации по рассмотрению заявки (п. 4.1.5) включаются в договор.
После получения от заявителя подписанного договора Орган по сертификации приступает к сертификации услуг и испытаниям кулинарной продукции.
4.2. Проведение проверок и испытаний при сертификации
4.2.1. Сертификационные проверки <*> и испытания проводятся для удостоверения соответствия сертифицируемых услуг обязательным требованиям нормативных документов.
-------------------------------
<*> Сертификационная проверка - независимая проверка (анализ), позволяющая определить соответствие деятельности заявителя по оказанию услуги требованиям нормативных документов.
4.2.2. Сертификационные проверки услуг общественного питания выполняются комиссией, в состав которой включаются эксперты по сертификации услуг и специалисты - консультанты (при необходимости).
4.2.3. Порядок проведения сертификационных проверок и испытаний определяется схемами сертификации. Нумерация схем дана в соответствии с документом "Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок проведения сертификации услуг".
Схемы, применяемые при сертификации услуг общественного
питания
Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, включая выполнение всех составляющих ее элементов, в том числе соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, наличия нормативных и технологических документов, соблюдения требований к обслуживающему и производственному персоналу, состояния технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов, а также осуществляется выборочная проверка (испытания) кулинарной продукции по показателям безопасности.
Схема предусматривает инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги.
Данная схема рекомендуется для сертификации всех услуг общественного питания, кроме услуг питания.
Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия общественного питания, что включает проверку:
- санитарно-гигиенических и технологических условий производства и реализации кулинарной продукции, условий обслуживания потребителей;
- состояния материально-технической базы (технологическое и сантехническое оборудование, лифты, система вентиляции, состав помещений, посуда, мебель и др.) в соответствии с ассортиментом кулинарной продукции;
- наличия нормативных и технологических документов на услуги и кулинарную продукцию в соответствии с ассортиментом;
- соответствия качества услуг типу и классу предприятия;
- соответствия требований к обслуживающему и производственному персоналу.
Схема предусматривает выборочную проверку (испытание) кулинарной продукции.
При инспекционном контроле проводится выборочная проверка (контроль качества) кулинарной продукции по показателям безопасности. Схема применяется для сертификации услуг питания ресторана, бара, кафе, закусочной, столовой и предприятий других типов.
При сертификации по этой схеме проводится подтверждение типа и класса.
Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования. Применяется при добровольной сертификации.
Все схемы сертификации предусматривают проверку наличия заключений органов Госкомсанэпиднадзора России и Пожарной инспекции о соответствии предприятий санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям противопожарной безопасности, наличия сертификатов соответствия на пищевые продукты, используемые на предприятиях общественного питания.
Помимо указанных схем сертификации на срок не более 1 года применяется форма сертификации, основанная на заявлении - декларации исполнителя, предусматривающая обследование предприятия и выдачу сертификата соответствия с последующим инспекционным контролем за сертифицированный услугой. Применяется для сертификации всех видов услуг (Приложение 6).
В случае выявления при инспекционном контроле несоответствия сертифицированной услуги установленным требованиям повторная сертификация проводится по одной из схем, указанных в таблице.
4.2.4. Сертификационные проверки и испытания проводятся в соответствии с аттестованными методиками и по утвержденным программам.
Сертификационные проверки оформляются актами, испытания - протоколами.
4.2.5. Акты сертификационных проверок и протоколы испытаний направляются Органу по сертификации и в виде копии заявителю.
4.2.6. На основании анализа полученных результатов Орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.
При отрицательных результатах Орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата (Приложение 5). Основанием для отказа в выдаче сертификата является отсутствие положительного результата сертификационных проверок и/или испытаний, а также отказ исполнителя услуги от оплаты процедур сертификации. При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации услуг.
4.3. Оформление результатов сертификации
Орган по сертификации на основании акта сертификационных проверок процесса оказания услуги, протокола испытаний - контроля качества кулинарной продукции оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю. В сертификате указываются акты и протоколы испытаний, а также испытательные лаборатории, их выдавшие. В сертификате также указывают подтвержденный тип и класс предприятия.
Сертификат соответствия вступает в силу с момента его регистрации в реестре Органа по сертификации услуг общественного питания.
Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации с учетом предложений, содержащихся в заключении Госсанэпидслужбы, но не более чем на три года.
4.4. Орган по сертификации может выдать дополнительно исполнителю копии сертификата, заверенные подлинной подписью и печатью органа. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание (электрографическим, фотографическим).
4.5. Право применения знака соответствия предоставляется исполнителю лицензией, выдаваемой Органом по сертификации в установленном Госстандартом России порядке. В лицензии устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуг нормативным документам. Форма, размеры и технические требования к знаку соответствия при обязательной сертификации установлены в ГОСТ Р 50460-92.
5. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами
5.1. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами проводится Органом по сертификации с целью установления, что оказываемая услуга продолжает соответствовать требованиям, на которые она была сертифицирована.
Порядок проведения инспекционного контроля обусловливается принятой для данной услуги схемой сертификации.
5.2. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания - контроль качества кулинарной продукции.
5.3. Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие виды работ:
- сбор и анализ информации о сертифицированных услугах;
- разработка и утверждение программы инспекционного контроля;
- формирование группы для проведения инспекционной проверки;
- проведение инспекционной проверки;
- оформление результатов инспекционного контроля и принятие решений по результатам.
Инспекционный контроль предусматривает:
- проверку стабильности процесса предоставления услуг в соответствии со схемой выполненной сертификации;
- подтверждение того, что в процессе оказания услуги не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.
При необходимости для проведения Инспекционного контроля привлекаются представители Общества потребителей, Государственной торговой инспекции, Госкомсанэпиднадзора России.
5.4. Инспекционный контроль предусматривает проведение проверки услуг непосредственно на предприятии - заявителе. Оценка качества (испытаний) кулинарной продукции (отобранных проб) производится аккредитованной испытательной лабораторией.
5.5. Инспекционный контроль проводится по инициативе Органа по сертификации, за исключением случаев, когда предприятие - заявитель внес изменение в нормативную документацию или провел переоснащение. В этих случаях предприятие - заявитель заблаговременно извещает Орган по сертификации о необходимости проведения Инспекционного контроля, который должен быть проведен в обязательном порядке.
5.6. Периодичность определяется Органом по сертификации при сертификации услуги, не реже 1 раза в год.
5.7. Внеплановый Инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений государственных органов контроля (Госкомсанэпиднадзора, Минприроды России, Госстандарта РФ, Госторгинспекции и др.), независимых организаций (обществ потребителей и др.) об отрицательных результатах проверок сертифицированных услуг, жалоб и претензий потребителей к исполнению услуги.
5.8. Результаты Инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов проверки заявителя и испытаний образцов продукции и делается общее заключение о состоянии процесса оказания услуги и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации. Копии направляются предприятию - исполнителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о сохранении действия сертификата или проведения сертификации услуг вновь.
6. Приостановление или аннулирование действия сертификата
соответствия
6.1. Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия (при этом он приостанавливает или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) по результатам Инспекционного контроля в случае:
несоблюдения требований нормативных документов, контролируемых при сертификации услуг;
изменения нормативного документа на услуги или метод испытаний;
изменения процесса оказания сертифицируемой услуги и условий обслуживания, системы обеспечения качества, методов контроля и испытаний, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации;
представления материалов от территориальных органов санэпиднадзора о нарушениях санитарных норм и правил.
6.2. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с Органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок (испытаний) соответствие услуг нормативным документам.
6.3. Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится Органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей услуг, территориальных органов санэпиднадзора и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.
6.4. Решение об отмене действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях:
- недостатки невозможно устранить за приемлемое время;
- корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.
6.5. Отмена сертификата действует с момента исключения его из Реестра.
6.6. Повторная сертификация услуги, на которую был отменен сертификат, осуществляется по той же процедуре.
6.7. После выполнения корректирующих мероприятий Орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомление о снятии приостановления действия сертификата, запрета на применение знака соответствия, об отмене приостановления действий лицензии.
7. Рассмотрение апелляций
При возникновении спорных вопросов о деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подать апелляцию в Орган по сертификации, центральный Орган системы сертификации, Госстандарт России. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, применение знаков соответствия, выдачи и отмены действия сертификатов и аттестатов аккредитации.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НА
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТ СЕРТИФИКАЦИЮ
-------------------------------
<*> ГОСТы включаются в область аккредитации органов по сертификации после их утверждения.
<**> Выборочно, с учетом ассортимента продукции, производимой предприятием.
Приложение 2
Обязательное
Приложение 3
Рекомендуемое
Приложение 4
Обязательное
Приложение 5
Обязательное
Приложение 6
Приложение 7
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ
СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
1. Организационную структуру Системы сертификации услуг общественного питания (далее - Система) образуют (см. схему):
национальный орган по сертификации - Госстандарт России (Управление стандартизации и сертификации в сфере услуг);
центральный орган Системы сертификации услуг общественного питания (ЦОС) - Роскомторг;
методический центр Системы - Всероссийский институт питания (ВИП);
Совет Системы по сертификации;
органы по сертификации услуг общественного питания;
испытательные лаборатории;
исполнители услуг.
2. Национальный орган по сертификации - Госстандарт России проводит аккредитацию органов по сертификации и осуществляет государственный надзор за соблюдением правил проведения сертификации и сертифицированными услугами.
При Госстандарте России функционирует Центральная апелляционная комиссия.
3. Центральный орган Системы сертификации услуг общественного питания - Роскомторг осуществляет:
участие в формировании сети органов по сертификации и координацию их деятельности;
развитие и совершенствование Системы;
сбор, обобщение, анализ и представление в Госстандарт России информации о деятельности органов по сертификации услуг общественного питания;
разработку, рассмотрение методических документов по сертификации и их утверждение;
обобщение предложений по номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации;
информирование общественности о результатах сертификации услуг;
участие в аккредитации органов по сертификации услуг;
участие в работе по совершенствованию фонда нормативных документов, взаимодействуя с ТК 347 "Услуги торговли и общественного питания";
рассмотрение апелляций по поводу неправильных действий органов по сертификации и испытательных лабораторий;
ведение секретариата Совета Системы по сертификации;
разработку программ по подготовке экспертов по сертификации услуг общественного питания и организацию проведения совместно с Госстандартом России их обучения.
4. Методический центр Системы - Всероссийский институт питания осуществляет:
разработку организационно-методических документов по сертификации;
формирование, ведение и актуализацию фонда нормативных документов для сертификации;
обеспечение нормативными и методическими документами участников Системы сертификации на договорной основе;
участие в разработке программ по подготовке экспертов по сертификации услуг общественного питания.
5. Совет Системы по сертификации создается при Центральном Органе Системы сертификации услуг общественного питания и осуществляет:
выработку и проведение общей политики в области сертификации услуг общественного питания;
разработку предложений по совершенствованию Системы;
подготовку предложений по совершенствованию нормативных документов на услуги, методов проверки и испытаний при проведении сертификации;
взаимодействие с другими Системами сертификации.
В состав Совета Системы по сертификации входят представители Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзора России, Российского общества потребителей, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных организаций.
6. Органы по сертификации и испытательной лаборатории выполняют функции, установленные основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р.
Для проведения работ по обязательной сертификации (в законодательно регулируемой сфере) в качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - организации), имущество которых в соответствии с законодательством является единым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий.
Не могут быть аккредитованы в качестве органов по проведению обязательной сертификации хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.
По решению Госстандарта России и по согласованию с Центральным органом Системы сертификации услуг общественного питания могут быть аккредитованы в качестве сертификационных центров, выполняющих функции испытательных лабораторий и органов по сертификации, акционерные общества, созданные на базе ведущих научно-исследовательских организаций, располагающих необходимой испытательной базой, высококвалифицированными кадрами, профессионально работающих в соответствующей области.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ