Письмо Госналогслужбы РФ от 30.01.1993 N ВГ-6-02/54а
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 1993 г. N ВГ-6-02/54а
АССОЦИАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ РОССИИ
2 февраля 1993 г. N 02-09/110
ПИСЬМО
ОБ ОТЧЕТНОСТИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ КРЕСТЬЯНСКИХ
(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
В связи с поступающими запросами о составлении отчетности и налогообложении крестьянских (фермерских) хозяйств Государственная налоговая служба Российской Федерации и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России разъясняют:
1. Крестьянские (фермерские) хозяйства после регистрации в соответствии с Законом РСФСР от 27.12.90 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобретают статус юридического лица, в связи с чем на них распространяются единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц, установленные Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 20.03.92 N 10.
Учитывая особый статус крестьянских (фермерских) хозяйств, при составлении отчета за 1992 г. государственным налоговым органам и ассоциациям крестьянских (фермерских) хозяйств следует руководствоваться Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанными Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств "РОССИЙСКИЙ ФЕРМЕР" и согласованными с Госкомстатом СССР 6 июня 1991 г. Основными учетными регистрами, рекомендуемыми для ведения в крестьянском (фермерском) хозяйстве, являются: книга учета имущества крестьянского хозяйства (форма N 1-кх), книга учета продукции и материалов (форма N 2-кх), книга учета труда (форма N 3-кх), журнал учета хозяйственных операций (форма N 4-кх) и ведомость финансовых результатов (форма N 5-кх).
Крестьянские (фермерские) хозяйства могут также пользоваться и книгой "Учета имущества и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства", разработанной Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств "РОССИЙСКИЙ ФЕРМЕР".
В целях налогообложения прибыли, полученной от реализации несельскохозяйственной продукции и других услуг, крестьянские (фермерские) хозяйства представляют в налоговые органы "Ведомость финансовых результатов" (форма N 5-кх) с учетом следующих дополнений.
В разделе "Доходы хозяйства" после строки "Всего доходов" вписывается отдельной строкой "в том числе полученные от несельскохозяйственной деятельности" (с расшифровкой видов деятельности).
В разделе "Расходы хозяйства" после строки "Всего расходов" вписывается отдельной строкой "в том числе от несельскохозяйственной деятельности" (с расшифровкой видов деятельности).
После строки "Финансовый результат" вписывается отдельной строкой "в том числе полученный от несельскохозяйственной деятельности".
Уточненная форма N 5-кх за 1992 г. прилагается.
В настоящее время Ассоциацией крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) совместно с Минфином России и Госналогслужбой России проводится работа по упрощению и совершенствованию учета и отчетности крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с действующим законодательством освобождены от уплаты следующих видов налогов:
2.1. Законом РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено освобождение граждан, впервые организующих крестьянские (фермерские) хозяйства, от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления земельных участков. Однако если ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств как юридические лица имеют выделенные им, арендованные или купленные земельные участки, то земельный налог или арендная плата за используемые ими земли уплачиваются в общеустановленном порядке.
2.2. В соответствии с Законом РСФСР от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РСФСР" колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения в 1992 г. освобождались от уплаты таких налогов в дорожные фонды, как налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение автотранспортных средств. Законом Российской Федерации от 25.12.92 N 4226-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" с 1 января 1993 г. от уплаты указанных налогов освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более.
2.3. Крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" освобождены от уплаты указанного налога как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
2.4. Согласно Закону РСФСР от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые в этих хозяйствах от сельскохозяйственной деятельности, в течение 5 лет, начиная с года образования хозяйства, не подлежат налогообложению.
2.5. В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения не являются плательщиками налога на прибыль от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
При получении прибыли от коммерческой, посреднической деятельности переработки сельскохозяйственной продукции, оказания услуг прибыль, полученная от этих операций (от несельскохозяйственной деятельности), подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. В этом порядке также предусмотрены льготы. Так, если среднесписочная численность крестьянских (фермерских) хозяйств не превышает 50 человек, то из налогооблагаемой прибыли исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, а также в первые два года со дня регистрации хозяйств они не уплачивают налог на прибыль, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, выполнению строительных, ремонтно - строительных работ и по производству строительных материалов, при условии, если выручка от указанных видов деятельности (с учетом выручки от производства сельскохозяйственной продукции) превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
2.6. Крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", имеющие обороты по реализации сельскохозяйственной продукции (товары собственного производства и приобретаемые на стороне), являются плательщиками указанного налога.
Вместе с тем согласно Закону Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" у предприятий, осуществляющих сезонную закупку сырья по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие взносу в бюджет, определяются как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за приобретаемые товарно - материальные ресурсы (до 01.01.93 - списанными в отчетном периоде на издержки производства и обращения). Имеется в виду крестьянские (фермерские) хозяйства отнести к числу таких предприятий.
Кроме того, также вычитаются суммы налога по приобретению основных средств и нематериальных активов по моменту принятия их на учет и суммы налога по товарам, использованным на непроизводственные нужды этих хозяйств.
При этом суммы налога по материальным ресурсам, списанным на непроизводственные цели, основным средствам и нематериальным активам, подлежали вычету:
с 1 января 1992 г. до 1 июля 1992 г. у фермерских хозяйств, доход которых от сельскохозяйственной деятельности составлял не менее 75%;
с 1 июля 1992 г. независимо от размеров полученного дохода от сельскохозяйственной деятельности.
Доведите указанные разъяснения до местных налоговых органов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Заместитель Руководителя Государственной
налоговой службы Российской Федерации
В.В.ГУСЕВ
Вице - президент Ассоциации крестьянских
(фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов России
Ю.И.ЛИНИН
Согласовано
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.В.ГОРБАЧЕВ
Форма N 5-кх
ВЕДОМОСТЬ
ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗА 1992 Г.