Рейтинг@Mail.ru

Письмо Госналогслужбы РФ от 04.03.1996 N НП-6-04/155

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 марта 1996 г. N НП-6-04/155

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ

ПРОВЕРОК ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЛЕСНОГО ФОНДА И ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

ПО ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ВНЕСЕНИЯ

В БЮДЖЕТ ЛЕСНЫХ ПОДАТЕЙ

Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе Рекомендации по порядку проведения документальных проверок владельцев лесного фонда и лесопользователей по правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет лесных податей, разработанные Управлением методологии ресурсных платежей.

Заместитель Руководителя

Госналогслужбы РФ -

Государственный советник

налоговой службы 1 ранга

Н.В.ПОПОВ

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК

ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЛЕСНОГО ФОНДА И ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО

ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ВНЕСЕНИЯ

В БЮДЖЕТ ЛЕСНЫХ ПОДАТЕЙ

1. Общие положения

Настоящие Рекомендации предусматривают порядок проведения документальных проверок по плате за древесину на корню, взимаемой в форме лесных податей.

В соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.93 N 712, порядок и условия внесения арендной платы за пользование участками лесного фонда устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. Согласно Основным положениям о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденным Госналогслужбой России, Минфином России и Рослесхозом 14.12.93 N НП-4-02/199н, N 148, N 7, порядок и условия внесения лесных податей при пользовании иными (помимо древесины) лесными ресурсами устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим при проведении проверок по указанным платежам используются региональные нормативные акты, регламентирующие порядок и условия их взимания.

Проведение документальных проверок предусматривается годовыми планами работ государственных налоговых инспекций и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. Сроки проверок и состав проверяющих определяются с учетом объема работ. При этом в случае необходимости к проверке следует привлекать специалистов финансовых, правоохранительных, статистических, лесохозяйственных органов и органов охраны природы.

Документальные проверки проводятся за период деятельности предприятия, следующий за периодом, охваченным предыдущей проверкой, а также в случаях ликвидации предприятия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов документальные проверки проводятся за более длительный период.

Государственные налоговые инспекции проводят документальные проверки владельцев лесного фонда и лесопользователей по правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет лесных податей в сроки, установленные руководителем государственной налоговой инспекции.

Проведению документальной проверки предшествует изучение материалов предыдущей проверки, имеющихся сведений о выделенных лимитах лесосечного фонда, отчетности владельцев лесного фонда о выданных лесорубочных билетах, поступивших сигналах о нарушениях лесного законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние владельцев лесного фонда и лесопользователей.

На основании имеющейся информации разрабатывается программа проведения документальной проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, подлежащих проверке за конкретный период. Программа утверждается руководителем государственной налоговой инспекции или его заместителем.

При проведении документальных проверок владельцев лесного фонда проверяющие должны включать в программу следующие вопросы:

- выполнение предложений по акту предыдущей проверки;

- правильность назначения насаждений под рубки главного и промежуточного пользования;

- правильность и своевременность выдачи лесорубочных билетов (ордеров) лесопользователям на выделенный им лесосечный фонд и предоставления отсрочек на заготовку и вывозку древесины;

- правильность определения материальной и денежной оценки лесосечного фонда и исчисления платежей за древесину, отпускаемую на корню;

- правильность применения льгот по плате за древесину, отпускаемую на корню;

- полнота поступлений в кассы лесхозов и лесничеств сумм лесных податей по мелкому отпуску древесины на корню и своевременность внесения этих сумм в бюджет;

- полнота и своевременность проведения освидетельствования мест рубок;

- осуществление владельцами лесного фонда государственного контроля за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

- правильность предъявления лесопользователям неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах, а также сумм ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, и своевременность их возмещения;

- полнота зачисления в бюджет средств от реализации секвестрованной древесины, древесины, заготовленной в порядке проведения прочих рубок и переданной лесопользователями лесхозам, а также от реализации построек, сооружений, установок и приспособлений, оставленных лесопользователями в лесу;

- правильность и своевременность представления налоговым органам отчетов о количестве древесины, разрешенной лесопользователям к заготовке, и об исчисленных суммах платы за древесину, неустоек и сумм ущерба от лесонарушений;

- правильность изданных органами лесного хозяйства указаний и разъяснений по вопросам исчисления платы за древесину, отпускаемую на корню, исчисления неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах, и сумм ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства.

В программу проверки лесопользователей включаются следующие вопросы:

- правильность отражения в расчетах лесных податей, представленных в налоговый орган, количества древесины, разрешенного к заготовке;

- достоверность данных о фактическом количестве заготовленной древесины;

- рациональность разделки заготовленной древесины;

- соблюдение правил лесопользования при проведении лесозаготовительных работ;

- полнота и своевременность внесения в бюджет лесных податей.

При необходимости программы документальной проверки владельцев лесного фонда и лесопользователей дополняются другими вопросами, отражающими местную специфику лесного хозяйства и лесопользования.

2. Основные термины и определения,

используемые в настоящих Рекомендациях

При проведении проверок владельцев лесного фонда и лесопользователей основные термины применяются в следующих значениях.

Рубки главного пользования - осуществление заготовки древесины в лесонасаждениях, достигших возраста спелости, в пределах действующей расчетной лесосеки. Согласно статье 20 Основ лесного законодательства Российской Федерации возрасты и обороты рубки устанавливаются лесоустройством.

Лесовосстановительные рубки - осуществление промышленной заготовки древесины в лесах 1 группы.

Сплошные рубки - способ рубок главного пользования, при котором полностью вырубается древостой, за исключением используемого для восстановления леса молодняка и подроста или оставляемых в необходимых случаях семенных участков и куртин, за один прием.

Постепенные рубки - способ рубок главного пользования, при котором вырубается весь древостой, за исключением молодняка и подроста, за 2 - 4 приема.

Выборочные рубки - способ рубок главного пользования, при котором за один прием вырубается часть деревьев спелого поколения с равномерным распределением по площади, а также другие деревья по лесоводственным соображениям с расчетом на постоянное повторение очередного приема рубки через равные промежутки времени, в течение которых восстанавливается ранее вырубленный запас древостоя.

Расчетная лесосека - научно обоснованная норма рубок, исчисляемая при лесоустройстве на длительный период по каждому лесхозу раздельно по группам лесов и хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) и в целом по субъекту Российской Федерации. Согласно статье 21 Основ лесного законодательства Российской Федерации расчетная лесосека утверждается Федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с соответствующим органом государственной власти субъектов Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Рубки промежуточного пользования - осуществление заготовки древесины при рубках ухода за лесом, санитарных рубках и рубках реконструкции.

Рубки ухода - рубки, направленные на выращивание хозяйственно ценных высокопродуктивных насаждений и повышение полезных функций леса. В зависимости от возраста насаждений проводятся следующие виды рубок ухода:

осветления - рубки, проводимые в целях регулирования густоты и ухода за составом в молодняках;

прочистки - рубки, проводимые в целях ухода за составом и формой насаждений, формирования структуры будущего насаждения и регулирования количественного соотношения между отдельными породами;

прореживания - рубки, проводимые в средневозрастном древостое в целях ухода за формой ствола и кроны, которыми продолжается уход за составом и улучшается качество и структура насаждения;

проходные рубки - рубки, проводимые в приспевающем древостое в целях увеличения прироста лучших деревьев и сокращения сроков выращивания технически спелой древесины.

Санитарные рубки - рубки, проводимые с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений.

Рубки реконструкции - рубки, проводимые в целях замены малоценных насаждений, а также насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

Прочие рубки - осуществление заготовки древесины при расчистке лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, линий связи и электропередачи, карьеров, при добыче торфа, при расчистке существующих просек, полос вдоль линий железных и автомобильных дорог в пределах полосы отвода, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и для других подобных целей.

Лесосечный фонд - лимит (размер) заготовки древесины, выделяемый лесопользователям на год.

Лесосека - участок леса, отведенный для рубок главного или промежуточного пользования, отграниченный визирами, естественными рубежами и лесосечными столбами. Лесосекой также называется лесосечный фонд, выделенный на определенный срок.

Делянка - часть лесосеки, отграниченная визирами и деляночными столбами, по которой производится материально-денежная оценка и выписывается лесорубочный билет.

Таксационный участок (выдел) - первичная учетная единица, отличающаяся по таксационной характеристике от соседних участков леса. В делянке может быть один или несколько таксационных участков.

Материально-денежная оценка лесосек - определение количества и качества запаса древесины на лесосеках, предназначенных к вырубке, и платы за древесину, отпускаемую на корню.

Общий запас древесины - объем древесины стволов и кроны.

Товарный (ликвидный) запас древесины - часть общего запаса, за исключением отходов.

Запас деловой древесины - запас круглых лесоматериалов без коры (кроме технологических и топливных дров). К деловым относятся отрезки ствола с диаметром в верхнем срезе 6 см и выше.

3. Законодательные и нормативные документы

Основными нормативными документами, используемыми проверяющим при проверке, являются:

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Введен в действие Федеральным законом Российской Федерации от 05.05.95 N 71-ФЗ.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Введен в действие Федеральным законом Российской Федерации от 30.11.94 N 52-ФЗ.

Инструкция Гослесхоза СССР "О порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства". Утверждена Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.86 N 1.

Инструкция Госналогслужбы России от 19.04.94 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню".

Лесоводственные требования к технологическим процессам лесосечных работ и Лесоводственные требования к технологическим процессам рубок ухода за лесом. Утверждены Приказом Рослесхоза от 29.11.93 N 314.

Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации. Утверждено Приказом Рослесхоза от 15.06.93 N 155.

Основные положения о порядке и условиях взимания лесных податей. Утверждены Госналогслужбой России, Минфином России и Рослесхозом 14.12.93 N НП-4-02/199н, N 148, N 7.

Основы лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.93 N 4613-1.

Положение о претензионном порядке урегулирования споров. Утверждено Верховным Советом Российской Федерации 24.06.92.

Правила отпуска древесины на корню в лесах СССР. Утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 30.10.81 N 1045. Доведены письмом Минфина СССР от 23.11.81 N 209.

Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.12.93 N 886.

Правила учета, хранения, заполнения и выдачи бланков лесорубочных билетов, ордеров на мелкий отпуск древесины на корню и распоряжений леснику. Утверждены Приказом Гослесхоза СССР от 02.11.83 N 131.

Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах Российской Федерации и Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.92 N 67. Доведены письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 20.03.92 N 8, N ВЗ-6-02/97.

Региональные правила рубок главного пользования и региональные наставления по рубкам ухода в лесах Европейской части России, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов. Утверждены Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.83 N 130.

Санитарные правила в лесах Российской Федерации. Утверждены Приказом Рослесхоза от 18.05.92 N 90.

4. Проверка владельцев лесного фонда по правильности

исчисления платы за древесину, отпускаемую на корню

Проверку целесообразно начинать с ознакомления со сведениями о выделенных на очередной год лимитах лесосечного фонда по рубкам главного пользования и его освоением лесопользователями. Лесосечный фонд распределяется по каждому владельцу лесного фонда в пределах расчетной лесосеки в разрезе групп лесов и утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Владельцы лесного фонда должны обеспечить отвод лесосек для проведения рубок главного пользования за два года и для рубок ухода за год до поступления лесосек в рубку, по сплошным санитарным рубкам и прочим рубкам - по фактической необходимости. Предварительная передача лесосечного фонда по главному пользованию производится по акту согласно приложению N 17 к Наставлению по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации (в дальнейшем - Наставление).

На основе материалов лесоустройства (таксационные описания) проверяется правильность назначения насаждений под рубки главного и промежуточного пользования лесом. Устанавливаются факты назначения под рубки главного пользования средневозрастных и приспевающих насаждений, а также насаждений, рубка в которых запрещена (защитные и запретные полосы, глухариные и тетеревиные тока и др.).

При проверке правильности таксации лесосек следует иметь в виду, что имеется несколько способов определения количественных и качественных показателей при оценке запасов древесины на лесосеках, которые зависят от вида учета, группы лесов, площади лесосеки и характеристики древостоя.

В зависимости от способов рубок имеются следующие виды учета древесины, отпускаемой на корню:

по площади - при проведении всех видов сплошных рубок;

по числу деревьев, назначенных в рубку (по пням) - при проведении постепенных и выборочных рубок, прореживаний, проходных рубок, при рубке единичных деревьев и при мелком отпуске древесины на корню;

по количеству заготовленных лесоматериалов - при осветлениях и прочистках, при прореживаниях и проходных рубках, если средний диаметр назначаемых в рубку древостоев менее 12 см, а также при вырубке сухостоя в молодняках, разработке горельников, валежа, бурелома и ветровала.

При отпуске древесины с учетом по площади выбор метода таксации лесосек зависит от площади лесосеки, группы лесов, полноты древостоя, густоты подроста, точности имеющихся материалов лесоустройства.

Сплошной перечет производится при площади лесосеки до 3 га в лесах всех групп на лесосеках, назначаемых под сплошные рубки независимо от характеристики насаждения. При проведении несплошных (проходных, выборочных и постепенных) рубок в лесах всех групп производится сплошной перечет и клеймение отводимых в рубку деревьев независимо от площади делянки.

Ленточный перечет, круговые площадки постоянного радиуса применяются при площади лесосеки 3 га и более в лесах всех групп на лесосеках с наличием густого подроста и других условий, не позволяющих использовать полнотомеры.

Таксация лесосек, назначаемых под сплошные рубки, производится методом круговых реласкопических площадок при площади лесосеки 3 га и более в лесах всех групп при возможности использования полнотомеров.

Таксация лесосек с использованием материалов лесоустройства производится при площади лесосек 10 га и более в лесах третьей группы.

При всех методах таксации лесосек, за исключением таксации с использованием материалов лесоустройства, на основании ведомости перечета деревьев, назначаемых в рубку (приложение N 3 к Наставлению), следует проверить правильность определения разряда сортиментных таблиц, с помощью которых производится материальная оценка лесосек.

Следует иметь в виду, что ошибка в выборе разряда сортиментных таблиц (например, если вместо первого разряда будет принят второй) приведет к занижению общего запаса древесины, а следовательно и к занижению размера лесных податей.

В целях проверки правильности материальной оценки отведенного в рубку насаждения может быть рассмотрен следующий пример составления перечетной ведомости и выбора разряда сортиментных таблиц.

В результате сплошного перечета деревьев на отведенной лесосеке в сосновом насаждении оказалось 603 дерева, из них 364 деловых, 112 полуделовых и 127 дровяных. В составленной перечетной ведомости распределение этого количества деревьев по качеству и ступеням толщины представляется в следующем виде:

При производстве перечетов в лесу количество деревьев на лесосеке для быстроты обозначается в перечетной ведомости условными знаками:

По технической годности (качеству) при перечете деревья делятся на три категории:

деловые - деревья, у которых общая длина деловых сортиментов в комлевой части ствола составляет 6,5 м и более, а у деревьев высотой до 20 м - не менее одной трети их высоты;

полуделовые - деревья с длиной деловых сортиментов в комлевой части ствола от 2 до 6,5 м, а у деревьев высотой до 20 м - от 2 м до одной трети их высоты;

дровяные - деревья с длиной деловой части менее 2 м в комле или менее 3 м в остальной части нижней половины ствола.

Сведения о распределении деревьев по породам, ступеням толщины и категориям технической годности из ведомости перечета заносятся в ведомость материально-денежной оценки (приложение N 9 к Наставлению). При этом число полуделовых деревьев распределяется поровну на деловые и дровяные.

Для определения разряда сортиментных таблиц должны быть указаны данные обмера высот не менее 3 модельных деревьев по каждой породе, взятых по центральным ступеням толщины. В приведенном примере это 20 см, 28 см и 36 см.

Фактические и средние высоты модельных деревьев (по ступеням толщины) оказались следующими:

ступень толщины - 20 см; высоты модельных деревьев - 22 м, 23 м и 24 м; средняя высота составила 23 м (22 + 23 + 24 = 69, 69 : 3 = 23);

ступень толщины - 28 см; высоты модельных деревьев - 26 м, 27 м и 28 м; средняя высота составила 27 м (26 + 27 + 28 = 81, 81 : 3 = 27);

ступень толщины - 36 см; высоты модельных деревьев - 28 м, 29 м и 30 м; средняя высота составила 29 м (28 + 29 + 30 = 87, 87 : 3 = 29).

Исходя из приведенных средних высот модельных деревьев материальная оценка данной лесосеки производится по 1 разряду сортиментных таблиц профессора Н.П. Анучина.

Исчисление общего запаса древесины, выхода деловой древесины по категориям крупности, дров для технологической переработки и дров топливных по каждой делянке и древесной породе определяется путем перемножения числа деревьев, указанных в перечетных ведомостях, на соответствующие показатели сортиментных таблиц, предусматривающие объем и сортиментацию каждого дерева в зависимости от его породы, высоты, диаметра (ступени толщины) и качества. Результаты расчетов заносятся в ведомость материально-денежной оценки лесосек (приложение N 9 к Наставлению).

При ленточном перечете деревьев и перечете на круговых площадках постоянного радиуса материальная оценка древесины производится так же, как при сплошном перечете. Для перехода от площади перечета к общей площади лесосеки должен быть определен переводной коэффициент, который исчисляется в результате деления эксплуатационной площади лесосеки (без площади семенных куртин и полос) на площадь перечета. При проверке следует обратить внимание, что этот коэффициент исчисляется с точностью до 0,01 единицы. Итоги перечета по каждой породе перемножаются на переводной коэффициент и таким образом вычисляются объемы древесины по всем показателям для лесосеки в целом.

В ходе проверки контролируется также правильность определения площадей делянок по их абрисам, в которых указаны расположение делянок (лесничество, квартал, выдел), длины и направления сторон делянок и их площади. Порядок вычисления площадей выделов и делянок приведен в приложении N 8 к Наставлению.

При наличии на отведенной лесосеке семенных групп, полос и других неэксплуатируемых площадей производится сопоставление площадей, указанных в абрисах, с площадями в технологических картах, которые разрабатываются лесопользователями и прилагаются к лесорубочным билетам. В случае несовпадения границ этих площадей возможно выявление фактов незаконной рубки и оставления недорубов.

При таксации лесосек с использованием материалов лесоустройства следует проверить наличие актов предварительного обследования лесосек в натуре (приложение N 7 к Наставлению), корректировку запаса древостоя на лесосеке, если с момента лесоустройства прошло 5 и более лет (приложение N 12 к Наставлению).

Для проверки обоснованности отвода насаждений в рубку следует использовать таксационные описания (книги таксационных характеристик выделов по кварталам и лесничествам, составленные при проведении лесоустройства). Обоснованность отвода насаждений в рубку определяется по наличию в таксационном описании этого выдела записи о назначении лесоустройством соответствующего хозяйственного мероприятия по проведению рубок (рубок ухода, санитарных рубок, сплошных, постепенных или выборочных рубок главного пользования). Если лесоустройством такие мероприятия не назначены, то владельцем лесного фонда должен быть составлен акт о причинах назначения насаждений в рубку, который в зависимости от причин согласовывается с органами лесоустройства, межрайонным (районным) лесопатологом, органом управления лесным хозяйством субъекта Российской Федерации. Если согласованный в соответствующих инстанциях акт отсутствует, назначение насаждения в рубку признается необоснованным и лесорубочный билет подлежит аннулированию.

При проверке правильности материальной оценки лесосек следует также пользоваться расчетами, получаемыми налоговыми инспекциями от лесопользователей (приложение N 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 N 25). Наличие значительного (свыше 10%) превышения фактического объема заготовленной древесины, в том числе и деловой, свидетельствует о занижении запасов древесины на отведенных лесосеках. Согласно пункту 88 Наставления работа по отводу и таксации лесосек признается неудовлетворительной в случае расхождения данных сплошного, ленточного перечета и круговых площадок постоянного радиуса с данными проверки по общему запасу и запасу деловой древесины на делянке более чем на 10%, а по отдельным породам на 12%. Особое внимание следует уделить проверке материальной оценки тех лесосек, по которым лесопользователями допущены значительные перерубы древесины.

В акте проверки следует отражать соблюдение лесхозом требований пункта 87 Наставления, согласно которому проверка работ по отводу и таксации должна проводиться лесхозами в присутствии представителя лесничества не менее чем на 5% лесосек по количеству и 3% по площади в каждом лесничестве, но не менее чем на двух лесосеках.

Денежная оценка отведенных в рубку лесосек проверяется по ведомости материально-денежной оценки лесосек. При этом следует руководствоваться действующим распределением лесов по степени удаленности кварталов от пунктов отгрузки (потребления) древесины (разряд такс), утвержденным администрацией района (города). Проверяются также итоги арифметических действий при определении объемов отпускаемой на корню древесины и сумм лесных податей. В ведомости материально-денежной оценки лесосек отдельной строкой должен быть отражен земельный налог, исчисляемый по ставке 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню (включая рентную надбавку).

Количество древесины и суммы лесных податей, указанные в ведомости материально-денежной оценки лесосек, следует сопоставить с данными, указанными в лесорубочном билете.

При контроле за порядком исчисления налога на добавленную стоимость следует иметь в виду, что он исчисляется от платы за древесину на корню, за исключением земельного налога.

В связи с тем, что отвод и материально-денежная оценка лесосек производятся до выписки лесорубочных билетов, в обязательном порядке проверяется, какие ставки лесных податей применены при исчислении стоимости древесины на корню, указанной в лесорубочном билете. За этот период ставки могут быть неоднократно пересмотрены.

Следует также проверить правильность перерасчета платежей при изменении ставок лесных податей после выписки лесорубочных билетов согласно пункту 17 Инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 N 25. Подлежат проверке и факты предъявления лесопользователям причитающихся платежей по предстоящим срокам уплаты.

При занижении сумм лесных податей в акте проверки указываются номер и дата выписки лесорубочного билета, наименование лесопользователя и лесничества, номера квартала и делянки, вид рубки, характер нарушения. В случае выявления большого количества нарушений их необходимо обобщить в таблице, которая прилагается к акту проверки, а в тексте акта указываются причины и суммы доначислений в разрезе лесопользователей.

Особое внимание при проверке обращается на факты аннулирования выданных лесорубочных билетов или замену лесосек. Аннулирование (прекращение действия) лесорубочных билетов либо отдельных делянок может производиться лесхозами только в случаях, предусмотренных пунктами 15 и 43 действующих Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР (в дальнейшем - Правила).

При установлении фактов незаконного аннулирования лесорубочных билетов, замены делянок в акте проверки указываются наименование лесопользователя и лесничества, номер и дата выдачи незаконно аннулированного билета, квартал и делянка, объем древесины по этому лесорубочному билету или на лесосеках, по которым произведена замена, и сумма платы, подлежащая взысканию в бюджет.

При проверке обоснованности льготного отпуска древесины на корню следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 60 Правил органы управления лесным хозяйством освобождаются от платы за древесину на корню, получаемую ими при проведении всех видов рубок ухода за лесом, выборочно-санитарных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, связанных с заготовкой древесины. При проведении сплошных санитарных рубок плата за древесину на корню должна вноситься ими в бюджет на общих основаниях.

При льготном отпуске древесины на корню в лесорубочном билете, выданном лесопользователю, указывается основание для такого отпуска (дата и номер решения органа государственной власти района или города).

По лесорубочным билетам, книге расхода леса и заявкам лесопользователей на предоставление отсрочек на заготовку и вывозку древесины проверяется обоснованность их предоставления в соответствии с пунктами 57 и 58 Правил.

Заявки подаются в лесхоз до окончания сроков заготовки или вывозки древесины и в обязательном порядке должны быть проверены на достоверность приведенных сведений об объемах древесины, на заготовку которой предоставляется отсрочка. В случаях, когда объем древесины в заявке на отсрочку на заготовку равен объему древесины, отпущенной в рубку по лесорубочному билету, то есть в соответствующем году на данной делянке рубка не производилась, отсрочка лесхозом не должна оформляться. На эту лесосеку должен быть выписан лесорубочный билет в счет лимита лесосечного фонда на следующий год с повторным взиманием платы за древесину на корню.

При наличии незначительного расхождения между данными в лесорубочных билетах и в заявках лесопользователей на предоставление им отсрочки на заготовку эти случаи следует брать на заметку для последующей документальной проверки лесопользователей (по нарядам на выполненные работы) либо для проверки с выходом непосредственно на указанную лесосеку.

В случаях предоставления лесхозами отсрочек после установленных сроков (например, заявка подана лесопользователем после 31 декабря или отсрочка предоставлена после этого срока) факт нарушения фиксируется в акте проверки с приложением подтверждающих документов и ставится вопрос об ответственности исполнителей, допустивших нарушение сроков оформления отсрочек, а лесопользователю начисляется неустойка за оставление недоруба. При установлении фактов предоставления отсрочек на заготовку древесины на не начатых рубкой лесосеках производится повторное начисление платы с указанием в акте проверки даты выдачи, номера лесорубочного билета, наименования лесопользователя и лесничества, номеров квартала и делянки, объема древесины и суммы платы за древесину на корню.

По лесорубочным билетам проверяется реальность заготовки древесины в порядке досрочной рубки при наличии записей об их разрешении. Так, например, по выписанному 20 декабря лесорубочному билету на заготовку древесины в объеме 10 тыс. куб. м лесопользователю разрешена досрочная рубка в полном объеме. По имеющимся данным, средний объем заготовки у данного лесопользователя составляет 500 куб. м в день и за оставшиеся 9 дней до конца года может быть вырублено 4,5 тыс. куб. м. Такие факты следует указывать в актах проверки владельцев лесного фонда для последующего использования при проверке представленных в налоговые органы расчетов лесных податей исходя из фактического количества заготовленной лесопользователями древесины (приложение N 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 19.04.95 N 25, строки 6 и 7 расчета).

В акте проверки также следует отразить, проводятся ли лесхозом контрольные проверки (с выходом на лесосеку) соответствия оставленных недорубов и невывезенной древесины количеству, указанному в заявке лесопользователя (пункт 58 Правил).

На основании актов освидетельствования мест рубок и книги расхода леса проверяются полнота и своевременность проведения освидетельствования лесосек (пункты 53 и 54 Правил). При проверке этого вопроса необходимо обратить внимание на качество оформления актов освидетельствования (полнота данных о нарушениях, правильность определения сумм неустоек, всеми ли лицами, участвовавшими в освидетельствовании, они подписаны, приложены ли к акту перечетные ведомости, доверенности, справки лесопользователей о количестве заготовленной древесины, проведено ли повторное освидетельствование лесосек, по которым были предоставлены отсрочки на заготовку и вывозку древесины).

При исчислении неустоек должны применяться минимальные размеры ставок лесных податей на деловую древесину средней категории крупности, установленные органами власти субъектов Российской Федерации, без применения норм их снижения.

По сводной ведомости начисления неустоек по результатам освидетельствования мест рубок проверяется, все ли суммы неустоек предъявлены к уплате лесопользователям, имеется ли почтовая квитанция на отправку заказным письмом требования к лесопользователю о добровольной уплате начисленных сумм неустоек.

В акте проверки указывается по какому лесничеству, у какого лесопользователя, в каких кварталах и делянках, по какому лесорубочному билету не произведено освидетельствование мест рубок (включая и рубки ухода, проводимые лесхозами), по какому лесопользователю и по каким актам освидетельствования мест рубок допущены недоборы сумм неустоек. В актах проверки отражаются также все случаи задержки направления исков в арбитражные суды на взыскание сумм неустоек, не признанных лесопользователями. Следует также указать, во взыскании каких сумм неустоек полностью или частично отказано и по какой причине. При отказе арбитражного суда в рассмотрении иска в связи с истечением срока исковой давности или некачественным оформлением искового материала необходимо решить вопрос об ответственности конкретного исполнителя.

Следует также проверить, проводится ли лесхозом контрольное освидетельствование мест рубок. Согласно пункту 88 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов (в дальнейшем - Указания) контрольным освидетельствованием должно быть охвачено не менее 3% площадей мест рубок.

По представленным лесопользователями справкам о количестве фактически заготовленной древесины (приложение N 3 к Указаниям) устанавливается превышение количества, указанного в лесорубочных билетах, более чем на 10% и в тех случаях, когда лесопользователь не произвел начисление платежей согласно пункту 39 Инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 N 25, следует произвести соответствующий перерасчет. По этим же справкам определяется рациональность разделки древесины и производится начисление неустойки в размерах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.92 N 67.

По книге учета лесонарушений (которую ведет инженер по охране леса) устанавливаются количество составленных актов по самовольным порубкам древесины предприятиями и населением, другие лесонарушения, правильность исчисления сумм ущерба, убытков и штрафов по этим лесонарушениям, своевременность оформления по ним исковых материалов и контроль за взысканием сумм, присужденных к уплате арбитражным судом.

В акте проверки отражаются факты задержки оформления и передачи исковых материалов по назначению, причины отказа в привлечении виновных в лесонарушениях к материальной ответственности, а также поступление присужденных к уплате сумм.

По материалам освидетельствования мест рубок, протоколов о лесонарушениях следует проверить, вся ли древесина, не вывезенная лесопользователями с мест рубок по истечении установленных сроков (с учетом предоставленной отсрочки), а также самовольно срубленная лесонарушителями, секвестрована лесхозом, какие приняты меры по ее реализации с зачислением вырученных средств в доход бюджета.

По вопросу проведения владельцами лесного фонда государственного контроля за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов проверяется состояние работы на этом участке: сколько проведено проверок, в том числе по лесному фонду, находящемуся во владении колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств; результаты проведенных проверок; принятые меры по обеспечению взыскания сумм ущерба от допущенных лесонарушений.

По книге расхода леса проверяется правильность составления отчета о количестве древесины, разрешенной лесопользователям к заготовке, исчисленных суммах платы за древесину, неустоек и ущерба, представляемого в налоговую инспекцию не позднее 20 числа каждого месяца (приложение N 1 к Инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 N 25). Контролируется полнота включения в указанный отчет лесорубочных билетов, выданных лесопользователям на проверяемый лесосечный фонд. В указанный отчет не должны включаться лесорубочные билеты, по которым осуществляется бесплатный отпуск древесины на корню, а также лесорубочные билеты, выданные в счет лимитов лесосечного фонда следующего года (заготовка в порядке досрочной рубки) с разрешенным объемом отпуска древесины свыше 500 куб. м.

При направлении по решению местных органов власти части сумм лесных податей на охрану и защиту лесов следует иметь в виду, что в графах 2 - 5 указанного отчета плата за древесину на корню показывается в полном объеме.

Следует проверить также полноту включения в указанный отчет сумм неустоек и ущерба от лесонарушений, которые присуждены арбитражными судами к взысканию, а также признанных лесопользователями в добровольном порядке.

При наличии платного отпуска древесины на корню по рубкам, проводимым лесхозами, проверяется правильность перерасчета платежей исходя из фактического количества заготовленной древесины (приложение N 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 N 25).

С использованием нарядов на выполненные работы при проведении рубок ухода за лесом и лесорубочных билетов проверяется соблюдение лесничествами сроков заготовки древесины и рациональность ее разделки. При установлении фактов заготовки древесины до выписки лесорубочных билетов или после окончания срока заготовки производится начисление соответствующих неустоек.

Проверкой входящей и исходящей корреспонденции проверяется правильность изданных органами лесного хозяйства указаний и разъяснений по вопросам исчисления лесных податей, неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню и сумм ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства. Факты рассмотрения писем, жалоб и дачи по ним разъяснений и рекомендаций, противоречащих налоговому и лесному законодательству, отражаются в акте проверки для последующего уведомления лесохозяйственных, природоохранных и финансовых органов.

5. Проверка лесопользователей по правильности исчисления

и своевременности внесения в бюджет сумм лесных податей

Документальная проверка лесопользователей проводится, как правило, по истечении сроков заготовки древесины в проверяемом периоде.

Перед выходом на предприятие следует ознакомиться с полученными государственной налоговой инспекцией от лесхозов сведениями о количестве древесины, разрешенной лесопользователю к заготовке в проверяемом периоде, исчисленных суммах платы за древесину, неустоек и ущерба от лесонарушений, а также фактическом перечислении в бюджет лесных податей. Используются также материалы проверки владельцев лесного фонда, производящих отпуск древесины на корню указанному лесопользователю.

Первоначально следует определить раздельно:

количество древесины, разрешенное к заготовке по лесосечному фонду проверяемого года;

разрешенный в предыдущем году объем досрочной рубки в счет лесосечного фонда проверяемого года и разрешенный объем досрочной рубки в счет следующего года;

объем недорубов по лесосекам лесосечного фонда предыдущего года, на которые предоставлена отсрочка на заготовку в проверяемом году;

объем недоиспользованного лесосечного фонда проверяемого года, в том числе на не начатых рубкой лесосеках, в оставленных недорубах и на лесосеках, на которые предоставлена отсрочка на заготовку в следующем году.

На основе этих данных определяется количество древесины, разрешенное лесопользователю к заготовке по лесосечному фонду проверяемого года.

По данным бухгалтерского учета и отчетности, в том числе по нарядам на выполненные работы по заготовке древесины, ведомости N 4 "О движении лесопродукции", определяется фактическое количество заготовленной древесины в проверяемом периоде.

Фактическое количество заготовленной древесины, отраженное по бухгалтерскому учету, сравнивается с имеющейся отчетностью и данными, приведенными в расчете лесных податей, представленном в налоговый орган.

Следует иметь в виду, что к деловой древесине относятся лесоматериалы круглые (сортименты). Что касается дровяной древесины для технологических нужд (включая пневый осмол), технологической щепы для производства целлюлозы и древесной массы, выработанной из топливных дров и отходов лесозаготовок, лесопиления и деревообработки, колотых балансов для производства целлюлозы и древесной массы, выработанных из дров для отопления, и других материалов, выработанных из топливных дров и древесных отходов, то они при расчете платежей и определении рациональности разделки древесины относятся к дровам.

ПРИМЕР РАСЧЕТА ЛЕСНЫХ ПОДАТЕЙ ПРИ ОТПУСКЕ

ДРЕВЕСИНЫ С УЧЕТОМ ПО ПЛОЩАДИ И ПО ЧИСЛУ ДЕРЕВЬЕВ,

НАЗНАЧЕННЫХ В РУБКУ ПО ЛЕСОСЕЧНОМУ ФОНДУ 1994 ГОДА

(в куб. м)

-------------------------------

<*> Количество древесины, разрешенное к заготовке по лесосечному фонду 1994 года, сложилось из следующих данных:

При проверке расчета следует обратить внимание, что данные о досрочной рубке лесосечного фонда проверяемого года, приведенные по строке 6 расчета, должны соответствовать данным, отраженным по строке 7 расчета за предыдущий год.

В тех случаях, когда лесопользователь производит заготовку древесины в двух или нескольких лесхозах, перерасчет платы исходя из количества фактически заготовленной древесины производится отдельно по лесорубочным билетам, полученным в каждом лесхозе.

По нарядам на выполненные работы устанавливается соблюдение сроков заготовки древесины, то есть даты начала и окончания заготовки древесины, указанные в нарядах, сравниваются с датами выписки лесорубочных билетов и разрешенными сроками заготовки древесины. При этом особое внимание следует уделить соблюдению сроков заготовки древесины в I квартале проверяемого года.

Проверкой путевых листов проверяется соблюдение сроков вывозки древесины, окончание которой в соответствии с пунктом 49 Правил предусмотрено до 1 мая следующего за отчетным года.

6. Оформление акта документальной проверки

и предложений к нему

Результаты документальной проверки оформляются справками или актами, в которых указываются виды деятельности предприятия, его структура, ответственные лица, сведения о том, когда и кем проводилась предыдущая проверка, и выполнение предложений по ней.

При отсутствии нарушений в исчислении платежей проверяющие составляют справку с указанием даты проверки, проверенного периода, перечня проверенных вопросов и первичных бухгалтерских документов и отчетов. Справка или акт подписывается должностными лицами государственной налоговой инспекции, проводящими проверку, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

При возникновении разногласий по фактам, изложенным в акте, руководитель и главный бухгалтер предприятия обязаны подписать акт и одновременно приложить письменные объяснения и документы, поясняющие мотивы возражений.

Акт, как правило, составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях и с протоколом изъятия документов. Первый экземпляр остается у должностного лица государственной налоговой инспекции, проводившего проверку, второй вручается под расписку руководителю проверяемого предприятия. Возражения по акту не приостанавливают выполнение предложений, данных должностным лицом государственной налоговой инспекции в актах проверок об устранении нарушений и перечислении в бюджет платежей и штрафных санкций.

Акт документальной проверки составляется в произвольной форме по схеме программы (задания) на проведение проверки предприятия. По каждому факту нарушения, отраженному в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующие первичные документы и другие материалы с указанием нарушений соответствующих нормативных актов. В отдельных случаях производится снятие копий с документов, подтверждающих факт выявления нарушения.

Выявленные факты однородных массовых нарушений группируются в ведомости, таблицы, другие справочные материалы, прилагаемые к акту проверки, а в акте приводятся только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.

По результатам проверки проверяющим даются предложения по устранению выявленных нарушений, определяется срок внесения в бюджет доначисленных платежей и взыскания финансовых санкций, предусмотренных действующим законодательством.

После регистрации акта документальной проверки в специальном журнале материалы передаются начальнику отдела, а в необходимых случаях начальнику государственной налоговой инспекции или его заместителю, которые принимают решение в письменной форме о применении к налогоплательщику финансовых санкций, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Акты документальных проверок предприятий хранятся в архиве государственной налоговой инспекции 10 лет.

Управление методологии

ресурсных платежей

Другие документы по теме
"О расчетах с бюджетом по налогу на прибыль предприятий с иностранными инвестициями"
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности>
"О рассмотрении вопросов и предложений, содержащихся в информации арбитражного суда за 1993 год"
"Об оптимизации работы ТФОМС при проверке реестров рецептов лекарственных средств в ходе медико-экономической экспертизы по дополнительному лекарственному обеспечению"
Ошибка на сайте