Письмо Госкомвуза РФ от 05.05.1995 N 31-32-37ин/03
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 5 мая 1995 г. N 31-32-37ин/03
О ПРИМЕНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОСВО), состав которого определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 940, является базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего образования. Он создает основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории России. В связи с этим должна быть обеспечена доступность всех документов ГОСВО для студентов и сотрудников вуза, а в необходимых случаях оказываться консультативная помощь при знакомстве с ними студентов, преподавателей, работодателей, абитуриентов и их родителей.
2. ГОСВО предусмотрены различные по нормативным срокам обучения, содержанию и назначению профессиональные образовательные программы, дополнившие традиционную российскую систему подготовки специалистов.
Новые профессиональные образовательные программы (подготовки бакалавров и магистров) вводятся в вузе при наличии решения его ученого совета в порядке, предусмотренном письмами Госкомвуза России от 5 августа 1994 г. N 16-36-142/18, от 15 ноября 1994 г. N 10-36-38ин/027 и инструктивным письмом Госкомвуза России от 21 декабря 1994 г. N 30.
3. Основная профессиональная образовательная программа, определяющая содержание учебного процесса в вузе по конкретным направлениям или специальностям, самостоятельно разрабатывается в вузе на основе соответствующих Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Требования). При этом учебные планы и программы, одобренные научно - методическими советами, учебно - методическими объединениями, носят рекомендательный характер.
При разработке основной профессиональной образовательной программы (учебного плана, программ учебных курсов, программы итоговой аттестации и т.п.) особое внимание необходимо уделить следующим вопросам:
- содержанию образования первых двух лет обучения, которое должно включать преимущественно дисциплины, имеющие общекультурную функцию, а также дисциплины, составляющие фундамент подготовки будущего специалиста;
- определению наименования и содержания учебных курсов, устанавливаемых вузом. Программы этих курсов должны содержать требования к уровню знаний и умений выпускников (аналогичные содержащимся в ГОСВО), освоивших эти курсы. При этом дисциплины по выбору студента могут быть ориентированы как на удовлетворение его общеобразовательных потребностей, так и на получение конкретных знаний в сфере будущей профессиональной деятельности;
- учету национальных и региональных особенностей в подготовке специалистов. Они могут отражаться в рабочих программах дисциплин как заданных Требованиями, так и устанавливаемых вузом;
- обеспечению студентам реальной возможности участвовать в формировании своей программы обучения. Объем курсов по выбору студента, предусмотренный Требованиями, не подлежит сокращению. Студентам следует разъяснить, что избранные ими курсы становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это указано в Требованиях;
- обеспечению ритмичной работы студентов в течение всего времени обучения, исключению их учебной перегрузки. Не следует допускать проведения в одну сессию более пяти экзаменов.
4. Обновление содержания учебного процесса целесообразно связывать с применением новых образовательных технологий, ориентированных на активизацию роли студентов в образовательном процессе, в частности, путем увеличения доли его самостоятельной работы. При этом необходимо учитывать следующее:
- уменьшение числа обязательных групповых аудиторных занятий студента должно сопровождаться усилением помощи и контроля за самостоятельным освоением учебного материала. Сложившаяся практика определения штатной численности профессорско - преподавательского состава кафедры, напрямую связанная с объемом групповых аудиторных часов, часто мешает организации такой системы учебного труда. Высшее учебное заведение вправе положить в основу расчетов численности кафедр, например, общую трудоемкость дисциплин, определенную ГОСВО (графа "Всего часов"), с тем чтобы кафедры, уменьшающие число аудиторных часов за счет увеличения объема индивидуальной работы преподавателя со студентом, не находились в худшем по сравнению с другими кафедрами положении;
- работа студента по освоению всех учебных дисциплин должна контролироваться в течение семестра. При отсутствии экзамена по дисциплине успешная работа студента должна завершаться получением зачета без специального итогового собеседования. Недопустима практика искусственного превращения зачета в экзамен.
5. Студенты, принятые в вуз до утверждения соответствующих Требований, могут обучаться по действовавшим на момент их поступления в вуз учебным планам и программам. Это не лишает их права на получение государственных документов о высшем образовании нового образца, форма и текстовое содержание которых утверждены Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. N 9. Высшее учебное заведение вправе привести образовательные программы их обучения в соответствие с Требованиями, если это не влечет увеличения сроков обучения и перегрузки студентов.
6. ГОСВО предоставляет студенту возможность после завершения первого или второго уровня высшего образования решать для себя вопрос о пути его дальнейшего продолжения, в том числе и в другом вузе, а также перехода с одной программы на другую.
Главное условие любого перехода - это возможность студента в течение нормативного срока обучения компенсировать разницу в образовательных программах.
Указанная разница определяется сравнением содержания освоенной профессиональной образовательной программы с минимальным содержанием образовательной программы (определенной соответствующими Требованиями), на изучение которой переводится студент.
Что касается продолжения обучения по программе специалиста лиц, имеющих диплом бакалавра, то, как правило, такому переводу должна, как это определено и для продолжения обучения по программе магистра, сопутствовать процедура испытаний, устанавливающая наличие знаний, эквивалентных знаниям студентов, которые обучались по такой программе с первого курса.
В этой связи представляется оправданной практика вузов, которые еще на младших курсах интересуются мотивацией студентов, обучающихся по программам бакалавров (желанием закончить обучение или продолжить его на одной из программ третьего уровня высшего образования), и за счет различных курсов по выбору и дисциплин специальности помогают им сформировать свою образовательную программу, наиболее способствующую достижению поставленной цели. Для этого можно использовать не только указанную корректировку содержания образования, но и различные методы его освоения.
7. ГОСВО содержит требования к личности выпускника, пониманию им социальной значимости своей будущей профессии и нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе. В связи с этим научно - педагогическим коллективам вузов необходимо не упускать из вида своих воспитательных задач, всячески поддерживать в академической среде традиции исключительного престижа знаний, свободного исследования и критического духа, культурно - творческих и этических норм, вытекающих из самой сущности гуманистического характера образования.