<Письмо> Госкомэкологии РФ от 18.11.1999 N 19-4/25-1786
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПИСЬМО
от 18 ноября 1999 г. N 19-4/25-1786
В связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.99 N 838 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды" и запросами об организации взаимодействия территориальных органов Госкомэкологии России и МПР России в области использования и охраны водных объектов Управление государственного контроля и обеспечения экологической безопасности разъясняет.
Упомянутое Постановление устраняет имевшие место противоречия между положениями Водного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства, разработанными в его развитие, и Положением о Госкомэкологии России.
Статьи 25 п. 2 и 27 п. 2 Закона об охране окружающей природной среды устанавливают, что утверждение нормативов предельно допустимых вредных воздействий и нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. На основании указанных статей территориальные органы Госкомэкологии России, начиная с 1991 года, утверждали нормативы предельно допустимых сбросов, разрабатываемые водопользователями.
В 1995 году начал действовать Водный кодекс Российской Федерации, в соответствии со статьями 48 и 83 которого право на пользование водным объектом возникает на основании лицензии и договора пользования водным объектом. Лицензирование в области использования и охраны поверхностных водных объектов согласно статье 83 осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Таким специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является МПР России (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588). Сброс в водные объекты сточных и дренажных вод согласно статье 144 Водного кодекса Российской Федерации признается одним из видов водопользования и, следовательно, предполагает наличие у водопользователя соответствующей лицензии.
В полном соответствии с указанными статьями Водного кодекса находится Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383, определившее правила выдачи лицензии на водопользование, в частности и на сброс в водные объекты сточных и дренажных вод. П. 27 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных указанным Постановлением (далее по тексту "Правила..."), требует от водопользователя представления сведений о показателях качества отводимых сточных и дренажных вод.
Некоторые представители территориальных органов Госкомэкологии России считают, что таковыми сведениями являются данные о текущих анализах концентрации загрязнений в сточных водах, и на этом основании делают вывод о том, что утверждаемые территориальными органами нормативы предельно допустимых сбросов имеют самостоятельное значение и работа по утверждению упомянутых нормативов должна продолжаться вне зависимости от того, требуется или нет лицензия на водопользование.
Вышеописанная позиция является односторонней и не соответствует современному водному законодательству.
Поскольку лицензия на водопользование выдается на срок от трех до двадцати пяти лет, текущие анализы концентрации загрязнений в сточных водах не могут являться достаточным основанием для принятия решения о выдаче лицензии на водопользование, т.к. характеризуют состояние сточных вод лишь на данный момент, а не на перспективу. Таким основанием является единственный упоминаемый в действующем правовом поле документ, а именно нормативы предельно допустимых сбросов. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383 своим пунктом 2 признало утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 18.08.77 N 438 "О порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование", т.е. отменило разрешения на специальное водопользование, поэтому согласно п. 46 "Правил..." по мере прекращения срока действия выданных ранее разрешений на специальное водопользование нормативы предельно допустимых сбросов следует включать в состав материалов лицензии на водопользование, заменившие упомянутые разрешения, неотъемлемой частью которых являлись нормативы предельно допустимых сбросов.
Нормативы предельно допустимых сбросов сохраняют свое самостоятельное значение только в качестве обосновывающих материалов для расчета платы за загрязнение водных объектов. Но и в этом случае, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1504, они должны утверждаться территориальными органами МПР России и согласовываться территориальными органами Госкомэкологии России в полном соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.99 N 838 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды".
Госкомэкология России письмом от 14.07.97 N 03-11/29-2179 "О разрешительных документах на специальное водопользование" рекомендовал территориальным органам по мере прекращения срока действия разрешений на специальное водопользование организовать совместную работу с территориальными органами МПР России по лицензированию водопользования. Положительный опыт такой работы имеется в Ивановской, Костромской, Самарской областях.
Представители некоторых территориальных органов Госкомэкологии России считают, что, имея статус специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, только они имеют право на утверждение нормативов предельно допустимых сбросов в водные объекты, и, основываясь на этом, ставят вопрос об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1504. Однако согласно статье 27 п. 2 Закона об охране окружающей среды и Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.08.92 N 545 таким правом обладают и другие специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В упомянутой статье Закона эти органы упоминаются не в единственном, а во множественном числе, а согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.98 N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" таковым является, в частности, и МПР России. Это же подтверждает и п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588.
Следует отметить, что в случаях, не предусмотренных Водным кодексом (например, сброс на рельеф), действующий порядок выдачи разрешений на сброс сохраняется (ст. 45 Закона об охране окружающей природной среды).
Таким образом, при детальном рассмотрении действующего водного и природоохранительного законодательства противоречий в них, касающихся функций территориальных органов Госкомэкологии России и МПР России, не имеется.
Проявляющиеся в некоторых субъектах Российской Федерации противоречия в трактовке отдельных положений упоминаемых выше нормативно - правовых актов связаны с необоснованными взаимными претензиями отдельных представителей территориальных органов МПР России и Госкомэкологии России на первенство в сфере использования и охраны водных объектов, что создает неоправданные препятствия на пути обеспечения экологической безопасности водных объектов. Число таких субъектов Российской Федерации не превышает десяти, и данный факт свидетельствует о правильности действующих на сегодняшний момент подходов к использованию и охране водных объектов Российской Федерации.
Начальник Управления
государственного контроля и
обеспечения экологической безопасности
В.В.КУЦЕНКО