<Письмо> Генпрокуратуры России от 25.09.2015 N 74/3-341-2015
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 сентября 2015 г. N 74/3-341-2015
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено обращение по вопросу неправомерного разъяснения Минприроды России, Росприроднадзором требований законодательства об отходах производства и потребления и по другим вопросам.
Установлено, что вопреки ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 и 5.2 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, на протяжении длительного времени Министерством не принимаются актуальные правовые акты, регламентирующие разрешительные процедуры в указанной области.
Действующий Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50), а также Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, не соответствуют требованиям ст. 12 и 14 Закона N 210-ФЗ так как не содержат разделы, устанавливающие формы контроля за исполнением нормативного правового акта, порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа Росприроднадзора, исчерпывающий перечень требований к стандарту предоставления государственной услуги и другие.
Вопреки ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не принят порядок подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды.
В отсутствие названного правового акта, в нарушение ст. 7 Закона N 210-ФЗ, п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, Министерством и Росприроднадзором издаются письма, носящие нормативный характер и разъясняющие хозяйствующим субъектам процедуру разработки НООЛР, подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
При этом в данных письмах произвольно трактуются нормы федерального законодательства, неправомерно устанавливаются требования к разрабатываемой разрешительной документации, что нарушает права субъектов предпринимательской деятельности (письма Минприроды России от 15.09.2014 N 05-12-44/20925, 04.12.2014 N 05-12-44/27813, от 13.05.2015 N 05-12-44/11312, письмо Росприроднадзора от 18.05.2015 N АА-03-04-36/8203, 16.07.2015 N АА-03-04-36/12324 и другие).
Так, письмом Минприроды России от 04.12.2014 N 05-12-44/27813 определен не установленный федеральным законодательством перечень документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу опасности, которые прилагаются к копии заверенного предпринимателями и юридическими лицами паспорта отхода при его направлении в территориальный орган Росприроднадзора. Кроме того, хозяйствующим субъектам необоснованно предлагается представлять имеющиеся в органах Росприроднадзора сведения о ранее согласованных с ними документах, подтверждающий класс опасности отхода для окружающей среды, что является излишним административным барьером.
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 16.07.2015 N АА-03-04-36/12324 (изданным на основании разъяснений Минприроды России от 13.05.2015 N 05-12-44/11312) представление хозяйствующим субъектом в орган Росприроднадзора в составе проекта НООЛР сведений об отходах, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), влечет отказ в утверждении таких нормативов и лимитов.
Вместе с тем в силу п. 5 и 11 Порядка N 50, п. 21 Методических указаний по разработке НООЛР, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, отсутствие отходов в ФККО при наличии реквизитов письма о направлении заявителем в территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности, обосновывающих состав и свойства отходов расчетов и документов, не является основанием для отказа в утверждении НООЛР.
В целях устранения названных нарушений Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовлено представление Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Начальник отдела
Главного управления
по надзору за исполнением
федерального законодательства
А.А.КАНУНЦЕВ