<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 02.12.2009 N 73/1-1391-09
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 декабря 2009 г. N 73/1-1391-09
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено обращение о правомерности включения в кредитные договоры условия о возможности одностороннего изменения кредитной организацией процентных ставок по кредитам, выданным гражданам.
При рассмотрении предыдущего обращения Генеральной прокуратурой Российской Федерации была сформирована позиция по данному вопросу.
Системное толкование положений действующего законодательства позволило сделать вывод о том, что право банка на одностороннее изменение (увеличение или уменьшение) ставки по кредитному договору, заключенному с гражданином, не являющимся индивидуальным предпринимателем, должно быть прямо предусмотрено в законе.
Учитывая, что в настоящее время нормы Федерального закона "О банках и банковской деятельности", положения Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов такого права банка прямо не предусматривают, включение в кредитный договор с физическим лицом положений, предоставляющих право банку изменять процентную ставку по кредиту в одностороннем порядке, будет противоречить действующему законодательству.
Как следует из части 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23.02.1999 N 4-П, свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц.
В отношениях с банком гражданин и в случае заключения договора банковского вклада и договора кредитования выступает как экономически слабая сторона, лишенная возможности влиять на содержание договора в целом. В этой связи законодательное ограничение свободы договора в отношении банков обусловлено необходимостью особой защиты прав граждан.
Оценка экономической обоснованности одностороннего изменения банками процентных ставок по кредитным договорам с физическими лицами не входит в компетенцию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
И.о. Начальника Главного управления
по надзору за исполнением
федерального законодательства
В.Б.КРОШКИН