Письмо Генпрокуратуры России от 06.07.2017 N 40-09-2017
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июля 2017 г. N 40-09-2017
ОБ АРЕСТЕ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Управлением взаимодействия со средствами массовой информации рассмотрен запрос относительно материалов об аресте имущества налогоплательщиков.
Сообщаю, что прокурорами субъектов Российской Федерации значительно активизирована работа по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщиков-организаций для обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов в соответствии со статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под арестом имущества налогоплательщика понимается временное ограничение права собственности. В случае исполнения должником налоговых обязательств налоговым органом арест имущества отменяется, что является отличием от процедур, проводимых судебными приставами-исполнителями, при осуществлении которых имущество должников реализуется на торгах.
Одной из основных задач, стоящих перед прокурором и налоговыми органами в этой сфере, является как обеспечение интересов государства по своевременной и полной уплате налогов, так и соблюдение законных прав и интересов налогоплательщиков.
Поэтому при санкционировании ареста имущества прокурорами проверяется законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, чтобы указанные действия не повлекли за собой прекращения деятельности юридического лица и его статуса налогоплательщика и как результат - лишения его работников права на труд и получение заработной платы.
К примеру, по результатам рассмотрения прокуратурой Стругокрасненского района постановления заместителя начальника МИ ФНС России N 3 по Псковской области о наложении ареста на имущество налогоплательщика - МП "ЖКХ" от 05.12.2016, оснований для санкционирования ареста имущества должника по налогам, сборам, пени и штрафу не установлено по причине отсутствия объективных данных для наложения ареста.
Вместе с тем вопреки требованиям статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом совместно с материалами к постановлению о наложении ареста на имущество налогоплательщика - МП "ЖКХ" в прокуратуру района представлен уже составленный протокол об аресте имущества МП "ЖКХ", вынесенный до решения вопроса о санкционировании ареста имущества. При этом в протоколе было отражено описанное имущество, время описи имущества, данные о понятых и их подписи.
По факту выявленных нарушений закона прокурором Стругокрасненского района 09.12.2016 в адрес руководителя МИ ФНС России N 3 по Псковской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Приняты меры к недопущению подобных нарушений впредь.
На протяжении последних лет число применяемых арестов постоянно растет. В 2012 году число арестов имущества, санкционированных прокуратурой, составило 3222 на сумму 5 млрд. 399 тыс. 397 рублей. В 2013 году - 3181 ареста имущества на сумму 7 млрд. 743 тыс. 606 рублей. В 2014 году - 4151 арест имущества на сумму 9 млрд. 990 тыс. 758 рублей. В 2015 году - 4917 арестов имущества на сумму 8 млрд. 408 тыс. 101 рубль. В 2016 году число арестов имущества достигло 5284 на сумму 10 млрд. 648 тыс. 897 рублей.
В частности, в г. Санкт-Петербурге прокурорами санкционировано арестов на сумму более 1,4 млрд. руб., в г. Москве - более 1,2 млрд. руб.
Активное использование наложения ареста на имущество должника отмечается также в республиках Коми и Татарстан, Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском и Пермском краях, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Московской, Сахалинская областях, Ханты-Мансийском автономном округе.
Практика показала, что применение арестных мероприятий в отношении имущества налогоплательщика является эффективным способом обеспечения налоговых поступлений в бюджет.
В 2016 году после применения ареста имущества должниками добровольно погашена задолженность более 3 млрд. руб. Только в г. Москве по результатам дачи санкции прокурорами о наложении ареста на имущество налогоплательщиками в полном объеме погашена имевшаяся задолженность по налогам на общую сумму 596 млн. руб., в Калининградской области - 320 млн. руб., в г. Санкт-Петербурге - более 250 млн. руб. В Нижегородской области публичным акционерным обществом задолженность в размере более 8,5 млн. руб. погашена уже на следующий день после получения налоговым органом санкции прокурора.
В Пермском крае санкционирование прокурором постановления об аресте имущества общества с ограниченной ответственностью позволило в течение месяца обеспечить поступление в бюджет более 20 млн. руб., в Калининградской области предприятием возмещено в бюджет более 47 млн. руб. в течение полутора месяцев после применения ареста, в Республике Мордовия футбольным клубом уплачено 13 млн. руб. по истечении двух месяцев после ареста имущества.
От поступления в бюджет налогов и сборов зависит функционирование бюджетной системы в целом. Поэтому задачей для прокуроров является создание и функционирование действенной системы мер по снижению указанной задолженности.
Именно по этому прокурорами субъектов Российской Федерации активизирована работа по применению арестов на имущество налогоплательщиков-организаций в соответствии со статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации.
Это позволяет хозяйствующим субъектам ликвидировать налоговую задолженность и продолжить работу. Материалы направляются налоговыми органами судебным приставам-исполнителям только если в ходе процедуры ареста имущества должником не были исполнены налоговые обязательства. Тогда арестованное имущество может быть реализовано на торгах. Длительность процедуры ареста имущества Налоговым кодексом Российской Федерации не определена. На практике она, как правило, составляет два месяца. В то же время представители налоговых органов, заинтересованные в получении налоговых отчислений, при установлении срока ареста имущества исходят из реальной возможности предпринимателя выплатить задолженность.
И.о. начальника управления
взаимодействия со средствами
массовой информации
Генпрокуратуры России
М.В.ЯНЕНКО