Информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 22.08.2002 N 38-15-02
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 22 августа 2002 г. N 38-15-02
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ
ПРОКУРОРОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ, СВЯЗАННЫХ
С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с принятием Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, или Кодекс, опубликован в "Российской газете" и "Парламентской газете" 27 июля 2002 г.) и введением его в действие с 1 сентября 2002 г. (за исключением положений, для которых Федеральным законом от 24.07.2002 N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" установлены иные сроки и порядок введения в действие) при организации работы по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе предлагается иметь в виду следующее.
1. Полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Прокурор вправе обратиться в суд:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Необходимо иметь в виду, что указанный в ч. 1 ст. 52 АПК РФ перечень исков и заявлений расширительному толкованию не подлежит.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в дела, указанные в ч. 1 ст. 52 АПК РФ и возбужденные по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса (при рассмотрении дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций). Вступление прокуроров в процесс, инициированный иными лицами, имеет целью обеспечение законности. С учетом этого решение о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ должен принимать прокурор субъекта Федерации или его заместитель как по собственной инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он направляет в арбитражный суд соответствующее заявление.
Несмотря на то, что принятие решения о вступлении в дело прокурора непосредственно арбитражным судом в Кодексе не предусмотрено, в случае вынесения судом соответствующего определения следует рассматривать и этот вопрос с учетом требований ст. 52 АПК РФ.
3. Принятые к производству арбитражными судами иски (заявления), направленные прокурорами до введения в действие Кодекса (до 1 сентября 2002 г.), не входящие в категорию исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, должны рассматриваться судами с участием прокурора в соответствии с нормами нового Кодекса, поскольку процессуальных оснований для прекращения производства по таким делам не имеется.
4. Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дела, которые находятся в производстве судов общей юрисдикции и которые в соответствии с Кодексом отнесены к подведомственности арбитражных судов, в течение двух недель со дня введения в действие § 1 "Подведомственность" главы 4 АПК РФ (введен в действие с 7 августа 2002 г.) с согласия истцов передаются судами общей юрисдикции в арбитражные суды в соответствии с правилами подсудности.
Эта норма распространяется и на дела, возбужденные по искам прокуроров, поэтому прокуроры не вправе препятствовать передаче дел по подведомственности.
Вопросы о передаче дел в арбитражные суды или о прекращении по ним производства решаются судами общей юрисдикции с учетом позиции истцов, в интересах которых прокурором предъявлены иски.
5. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23 АПК РФ.
Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
6. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При подготовке заявлений о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо иметь в виду, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
7. Следует иметь в виду, что дела по заявлениям о признании нормативного правового акта недействующим, а ненормативного правового акта недействительным подведомственны арбитражным судам, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
8. Положения главы 22 "Производство в порядке надзора" АПК РФ 1995 года действуют до 01.01.2003. До этой даты Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители вправе приносить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации протесты на незаконные и необоснованные судебные акты.
С 01.01.2003 пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов осуществляется исключительно Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных, указанных в ст. 42 АПК РФ, а также по представлению прокурора. Право обращения в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации предоставлено Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ).
Представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора прокурор вправе направить только по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, т.е. возбужденным по искам и заявлениям прокурора, а также по тем делам, по которым прокурор участвовал в деле в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ.
Представление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации может быть подано в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (в кассационном порядке).
С учетом указанного процессуального срока и отсутствия у Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей права истребования дела из арбитражного суда при решении вопроса о направлении представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации необходимо принять меры к тщательному и полному формированию надзорных производств по своим искам и по делам с их участием с приобщением копий документов, направленных в суд лицами, участвующими в деле, копий судебных актов, вынесенных по этим делам арбитражным судом, и т.д., имея в виду, что именно эти материалы будут являться основанием для принятия решения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации о направлении представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Предусмотренный ч. 3 ст. 292 АПК РФ 3-месячный срок подачи представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, принятого до 01.01.2003, исчисляется с 01.01.2003. Начиная с этой даты, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации вместе с представлением в порядке ч. 2 ст. 36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" должно быть направлено надзорное производство по делу.
В целях обобщения правоприменительной практики и формирования единого подхода к участию прокуроров в арбитражном процессе предложения, касающиеся их процессуального положения, прошу направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации
В.В.КОЛМОГОРОВ