<Письмо> ФТС РФ от 30.12.2008 N 05-11/56189
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 декабря 2008 г. N 05-11/56189
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО РАБОТЕ С АВТОМОБИЛЬНЫМИ СПРАВОЧНИКАМИ
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО РЫНКА
В целях обеспечения единообразного подхода при проведении оценки достоверности заявляемой таможенной стоимости транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и применении независимых источников ценовой информации, направляем для использования в работе методические разъяснения:
- в отношении товаров, классифицируемых кодом 870120 (тягачи седельные) по ТН ВЭД России и происходящих с американского и канадского автомобильных рынков, а также применения каталога "NADA. Official Commercial TRUCK GUIDE" (Приложение N 1);
- в отношении товаров, классифицируемых в товарных группах 8702, 8703 по ТН ВЭД России и происходящих с американского и канадского автомобильных рынков, а также применения электронного каталога "Kelley Blue Book) (Приложение N 2);
- по отдельным вопросам использования в качестве основы для определения таможенной стоимости отчетов об оценке, экспертных заключений о стоимости и прочих аналогичных документов, выдаваемых различными организациями, осуществляющими оценочную деятельность (Приложение N 3).
Тексты настоящих разъяснений просим довести до подчиненных таможен и таможенных постов.
Начальник Главного управления
федеральных таможенных доходов
и тарифного регулирования
полковник таможенной службы
Б.В.ШКУРКИН
Приложение N 1
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КАТАЛОГА
"NADA. OFFICIAL COMMERCIAL TRUCK GUIDE"
В целях организации единообразного подхода должностных лиц таможенных постов при проведении оценки достоверности заявляемой таможенной стоимости товаров, классифицируемых кодом 870120 (тягачи седельные) по ТН ВЭД и происходящих с американского и канадского автомобильных рынков, а также применения каталога "NADA. Official Commercial TRUCK GUIDE" (далее - Каталог), сообщаем следующее.
Каталоги "NADA. Official Commercial TRUCK GUIDE" (далее - Каталог) издаются ежемесячно. Согласно примечаниям издателя при разработке данного Каталога редакторы используют различные источники информации, в том числе отчеты фактических сделок по розничным и оптовым продажам. Цены Каталога основываются на реально существующих конфигурациях и спецификациях, а не на стандартных заводских моделях.
1. Выбор года.
На территории США и Канады регистрация и учет транспортных средств осуществляется по модельному году, а не по году фактического выпуска. В связи с этим сведения о транспортных средствах в Каталоге приводятся именно исходя из модельного года. Данные относительно модельного года транспортного средства содержатся в VIN номере (10 знак VIN номера). При этом в некоторых случаях фактический год выпуска транспортного средства и его модельный год могут не совпадать, поскольку смена модельного ряда у автопроизводителей, как правило, происходит не одновременно с началом нового календарного года.
Таким образом, при выборе года в Каталоге необходимо руководствоваться модельным годом конкретного транспортного средства.
Пример.
Седельный тягач торговой марки "Freightliner", 2003 года выпуска, VIN номер 1FUJA6CK54LM20237.
Десятый знак указанного VIN номера - 4. То есть указанный автомобиль фактически произведен в 2003 году, но при этом модельный год - 2004. Таким образом, при выборе транспортного средства в Каталоге необходимо использовать 2004 год.
2. Значение цен.
В рассматриваемом Каталоге приведены 4 колонки цен: Wholesale, Loan, Retail и Base MSRP.
Wholesale - оптовые цены.
Loan - стоимость транспортного средства для оценки при оформлении кредита в банке или иной кредитной организации, основанная на оптовых ценах.
Retail - розничная цена.
Base MSRP - розничная цена базовой конфигурации транспортного средства, включая стандартное оборудование, предложенная производителем на момент выпуска.
При подборе цены транспортного средства необходимо руководствоваться колонкой, наиболее соответствующей условиям внешнеторгового контракта и коммерческим документам, на основании которых осуществляется ввоз на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства.
Как показывает практика, основная доля бывших в употреблении транспортных средств поставляется в рамках внешнеторговых договоров купли-продажи. Как правило, продавцами в рамках данных договоров выступают иностранные фирмы, не являющиеся банковскими или кредитными организациями, а также не являющиеся производителями поставляемых транспортных средств. Договора заключаются сторонами на поставки неопределенного количества бывших в употреблении транспортных средств с установленной общей суммой контракта.
Таким образом, для данного типа внешнеторговой сделки наиболее соответствует колонка цены - Wholesale.
При осуществлении единичных поставок бывших в употреблении транспортных средств (то есть общая сумма контракта равна стоимости конкретной товарной партии) наиболее соответствует колонка цены - Retail.
Для новых транспортных средств, поставляемых в рамках внешнеторговых договоров купли-продажи, наиболее соответствует колонка цены - Base MSRP.
3. Значение иных колонок Каталога.
Для целей корректной идентификации и подбора транспортного средства в Каталоге необходимо определение следующих параметров.
Cab Type (тип кузова) - наименование модели и типа транспортного средства седельного тягача).
Как правило, данная информация указана в регистрационных документах на транспортное средство, выданных в стране эксплуатации, а также на стикерах.
Add ... - опция, при наличии которой ее цена подлежит довключению в цену транспортного средства согласно Каталогу.
Deduct ... - опция, при отсутствии которой ее цена подлежит вычету из цены транспортного средства согласно Каталогу.
4. Определение типа транспортного средства для целей использования таблицы корректировки цены в зависимости от фактического пробега.
Согласно Каталогу каждой марке транспортного средства (седельного тягача) соответствует определенная категория, в соответствии с которой возможно определить среднегодовой нормопробег, а также произвести корректировку цены в зависимости от фактического пробега конкретного транспортного средства (седельного тягача).
Наименование торговых марок, а также соответствующая ей категория приведены в таблице "Mileage Spec Types".
Пример.
В первой колонке указано наименование торговой марки транспортного средства.
Во второй колонке указано наименование модели транспортного средства. Если в значении колонки указано "All", то значит для любой модели данной торговой марки транспортного средства установлена единая категория.
В третьей колонке указано наименование категории, которой соответствует данное транспортное средство.
Далее необходимо определить среднегодовой нормопробег, который приведен в таблице Каталога "Standart Mileage Table" для каждой категории транспортного средства (седельного тягача).
Пример.
Седельный тягач торговой марки "Freightliner", модель Colambia 120' 'BBC.
Согласно таблице "Mileage Spec Types" для данной торговой марки и модели седельного тягача соответствует категория A. Следовательно, для категории A в соответствии с таблицей "Standart Mileage Table" соответствует нормопробег 120000 - 150000 миль в год.
Следующим шагом для целей проведения корректировки цены в зависимости от фактического пробега транспортного средства является определение модельного года (см. п. 1).
Затем необходимо определить общий нормопробег транспортного средства с учетом количества лет его эксплуатации, то есть годовой нормопробег, умноженный на количество лет эксплуатации.
Разница между фактическим пробегом транспортного средства и общим нормопробегом согласно Каталогу является величиной недопробега или перепробега, наличие которой предполагает возможность корректировки цены.
Для целей определения суммы, подлежащей вычету или довключению в цену транспортного средства, приведены таблицы коэффициентов "High Mileage Table" и "Low Mileage Table".
Таблица "High Mileage Table" используется в случае, если фактический пробег транспортного средства превышает общий нормопробег, определенный согласно Каталогу.
Таблица "Low Mileage Table" используется в случае, если фактический пробег транспортного средства меньше общего нормопробега, определенного согласно Каталогу.
В данных таблицах приведены коэффициенты для каждой категории и модельного года транспортного средства (седельного тягача), на которые необходимо умножить полученную разницу фактического пробега транспортного средства и общего нормопробега, определенного согласно Каталогу. Полученная сумма подлежит вычету или довключению в цену транспортного средства.
Пример 1.
Седельный тягач торговой марки "Freightliner", 2003 года выпуска, VIN номер 1FUJA6CK54LM20237, фактический пробег - 610 000 миль.
Согласно таблице "Mileage Spec Types" для данной торговой марки и модели седельного тягача соответствует категория A.
Для категории A в соответствии с таблицей "Standart Mileage Table" соответствует нормопробег 120 000 - 150 000 миль в год.
С учетом модельного года общий нормопробег для рассматриваемого транспортного средства составит (120 000 x 4 - 150 000 x 4) - 480 000 - 600 000 миль.
Разница между фактическим пробегом (610 000 миль) и максимальным значением общего нормопробега (480 000 - 600 000) рассматриваемого транспортного средства составляет 10 000 миль.
Для 2004 модельного года категории транспортного средства A коэффициент согласно таблице "High Mileage Table" составляет 0,055 долл. США за милю. Таким образом, подлежащая вычету из цены Каталога сумма составит 550,00 долл. США.
Пример 2.
Седельный тягач торговой марки "Freightliner", 2003 года выпуска, VIN номер 1FUJA6CK54LM20237, фактический пробег - 495 000 миль.
Согласно таблице "Mileage Spec Types" для данной торговой марки и модели седельного тягача соответствует категория A.
Для категории A в соответствии с таблицей "Standart Mileage Table" соответствует нормопробег 120 000 - 150 000 миль в год.
С учетом модельного года общий нормопробег для рассматриваемого транспортного средства составит (120 000 x 4 - 150 000 x 4) - 480 000 - 600 000 миль.
Таким образом, фактический пробег рассматриваемого транспортного средства (495 000 миль) соответствует диапазону общего нормопробега, установленного согласно Каталогу, и, как следствие, цена транспортного средства по Каталогу не подлежит корректировке по данной составляющей.
Пример 3.
Седельный тягач торговой марки "Freightliner", 2003 года выпуска, VIN номер 1FUJA6CK54LM20237, фактический пробег - 435 000 миль.
Согласно таблице "Mileage Spec Types" для данной торговой марки и модели седельного тягача соответствует категория A.
Для категории A в соответствии с таблицей "Standart Mileage Table" соответствует нормопробег 120 000 - 150 000 миль в год.
С учетом модельного года общий нормопробег для рассматриваемого транспортного средства составит (120 000 x 4 - 150 000 x 4) - 480 000 - 600 000 миль.
Разница между фактическим пробегом (435 000 миль) и минимальным значением общего нормопробега (480 000 - 600 000) рассматриваемого транспортного средства (то есть недопробег) составляет - 45 000 миль.
Для 2004 модельного года категории транспортного средства A коэффициент согласно таблице "Low Mileage Table" составляет 0,015 долл. США за милю. Таким образом, подлежащая довключению к цене Каталога сумма составит 675,00 долл. США.
5. Заключительные сведения.
1. Цена транспортного средства (седельного тягача) согласно Каталогу означает: базовая цена по Каталогу с учетом довключений (Add) и вычетов (Deduct) стоимости опций конкретного транспортного средства, указанным в Каталоге.
2. При корректировке цены транспортного средства на пробег согласно Каталогу сумма вычета или довключения не может превышать 25% от цены транспортного средства по Каталогу.
3. В случае, если декларантом указаны сведения о фактическом пробеге, значительно превышающие общий нормопробег, установленный для конкретного транспортного средства в Каталоге, или декларантом указано на отсутствие опций, в связи цена транспортного средства была определена за вычетом их стоимости, необходимо особое внимание обратить на наличие документального подтверждения данных сведений и проведение фактического контроля.
При проведении оценки достоверности данных сведений и обоснованности производимых снижений цены необходимо учитывать совокупность всех данных, содержащихся в документах, и объективности заявляемых сведений. При выявлении значительной разницы, например, с данными о пробеге, приводимыми в Каталоге, и (или) заявлении декларантом об отсутствии каких-либо опций необходимо проведение проверки по следующим направлениям:
- фактический контроль (проведение таможенного досмотра) с приложением фотоматериалов, позволяющих идентифицировать конкретное транспортное средство (например, фотографии номерных агрегатов, стикеров и т.п.) и содержащих информацию о пробеге транспортного средства (фотографии спидометра);
- проверка наличия данных о пробеге в товаросопроводительных и коммерческих документах (инвойсах, спецификациях, регистрационных документах и т.п.);
- всесторонняя оценка достоверности данных сведений.
Приложение N 2
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ
КАТАЛОГА "KELLEY BLUE BOOK"
В целях организации единообразного подхода должностных лиц таможенных постов при проведении оценки достоверности заявляемой таможенной стоимости товаров, классифицируемых в товарных группах 8702, 8703 по ТН ВЭД и происходящих с американского и канадского автомобильных рынков, а также применения электронного каталога "Kelley Blue Book", сообщаем следующее.
Каталог "Kelley Blue Book" (далее - Каталог) имеет официальный адрес в сети Интернет - www.kbb.com. В основе информации данного каталога используются отчеты о фактических сделках, связанных с куплей-продажей новых и подержанных транспортных средств. Цены, указываемые в Каталоге, представляют собой сделки, относящиеся к потребителям, включая цены на транспортные средства при встречной продаже (старого транспортного средства в счет покупки нового), цены, назначенные стороной - частным лицом, а также розничные цены.
Интерфейс Каталога (www.kbb.com) позволяет осуществлять поиск информации как в отношении новых транспортных средств (New Cars), так и бывших в употреблении (Used Cars).
1. ВЫБОР И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОДА
На территории США и Канады регистрация и учет транспортных средств осуществляется исходя из модельного года, а не фактического года выпуска. В связи с этим сведения о транспортных средствах в Каталоге приводятся именно исходя из модельного года. Фактический год выпуска транспортного средства и его модельный год в некоторых случаях не совпадают между собой, поскольку смена модельного ряда у автопроизводителей происходит не одновременно с началом нового календарного года.
Таким образом, при определении и выборе года в Каталоге необходимо руководствоваться модельным годом конкретного транспортного средства.
Для целей определения модельного года автомобиля возможно использовать следующие источники:
- данные относительно модельного года транспортного средства содержатся в VIN номере (10 знак VIN номера) автомобиля;
- в регистрационных документах на автомобиль (CERTIFICATE OF TITLE, CERTIFICATE OF ORIGIN FOR A VEHICLE и т.п.) в разделе "Year" содержатся сведения о модельном годе;
- на сайте https://www.carfax.com.
Пример
Автомобиль торговой марки "Dodge Intrepid", 2003 года выпуска, VIN номер 2B3AD46R44H710155.
Десятый знак указанного VIN номера - 4. То есть указанный автомобиль фактически произведен в 2003 году, но при этом модельный год - 2004.
Согласно данным сайта https://www.carfax.com в отношении автомобиля с указанным VIN номером представлена следующая информация:
2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Для целей получения информации о стоимости новых автотранспортных средств используется информация, находящаяся в разделе Каталога "New Cars". Далее выбирается марка и модель автомобиля в подразделе "Select a Make & Model", после чего сделанный выбор подтверждается нажатием кнопки "GO".
2.2. После ввода вышеуказанной информации при первоначальном обращении появляется окно о необходимости введения почтового индекса региона "ZIP-CODE", где была осуществлена последняя сделка купли-продажи интересующего автомобиля. Сведения о "ZIP-CODE" возможно определить на основании данных регистрационного документа на автомобиль страны-экспорта (CERTIFICATE OF TITLE или CERTIFICATE OF ORIGIN FOR A VEHICLE).
В случае отсутствия в указанных документах сведений о номере почтового индекса ("ZIP-CODE") региона, где была осуществлена последняя сделка купли-продажи автомобиля, возможно использовать информацию сайта http://www.zip-codes.com, где содержатся сведения о номерах почтовых индексов ("ZIP-CODE") регионов (штатов) США.
Обращаю внимание, что при дальнейшем использовании Каталога в памяти сохраняются данные о последнем почтовом индексе ("ZIP-CODE"), который вводился для получения информации о предыдущем транспортном средстве. Таким образом, при необходимости получения сведений об ином транспортном средстве необходимо вновь вводить данные о почтовом индексе ("ZIP-CODE").
2.3. Далее после ввода вышеуказанных данных (марка, модель автомобиля и номер почтового индекса "ZIP-CODE") Каталогом предлагаются общие сведения о выбранном автомобиле и перечень подразделов, содержащих различные категории информации о нем.
Пример
2008 Mercedes-Benz ML-Class
Для целей проведения оценки автомобиля используется подраздел "PRICING". При выборе данного подраздела Каталог предлагает выбрать необходимый тип автомобиля с учетом его технических характеристик.
Как показывает практика, в представляемых декларантами для таможенного оформления документах зачастую сведения о типе автомобиля, позволяющие однозначно и в полном объеме его идентифицировать, отсутствуют. В этой связи для целей точной идентификации автомобиля с учетом его типа и комплектации, а также модельного года возможно использовать данные, содержащиеся на сайте https://www.carfax.com, где приводится справочная информация об автомобилях, эксплуатировавшихся на территории США и Канады, а также отчеты об истории конкретного транспортного средства.
Кроме того, на данном сайте имеется информация о применяемых в нем терминах, а также их значение, при выборе которого приводится соответствующая расшифровка.
Two-Wheel Drive
Denotes a vehicle that's driven by either the front or the rear wheels. Often used to differentiate from four-wheel-drive models.
Navigation System
A satellite-based in-vehicle map system that provides turn-by-turn route guidance.
После всесторонней идентификации модели и технических характеристик автомобиля необходимо выбрать соответствующий тип, указанный в Каталоге.
Пример
Автомобиль торговой марки "Mercedes-Benz", мод. ML-Class, VIN номер 4JGBB86E68A398546, 2007 года выпуска, с рабочим объемом двигателя 3498 куб. см, последняя продажа осуществлена в соответствии с записью в CERTIFICATE OF TITLE в штате Филадельфия (США).
Согласно данным https://www.carfax.com автомобиль Mercedes-Benz с VIN номером 4JGBB86E68A398546, имеет модификацию ML350 SPORT UTILITY, 4-дверный, 2008 модельного года (см. ниже таблицу).
При выборе на www.kbb.com раздела "New Cars", подраздела "Select a Make & Model" - Mercedes-Benz ML-Class, почтовый индекс ("ZIP-CODE") штата Филадельфия - 19140, модельный год - 2008, в каталоге предлагается несколько вариантов типов данного автомобиля (см. ниже таблицу).
То есть, исходя из данных, указанных в отношении автомобиля с рассматриваемым VIN номером на сайте https://www.carfax.com, в Каталоге соответствует типу ML-Class 4-door ML350 Sport Utility.
2.4. Далее после выбора типа автомобиля в Каталоге приводятся данные о его цене и технических характеристиках. При этом информация о цене приводится в трех значениях: "MSRP", "Invoice" и "New Car Blue Book Value".
ЗНАЧЕНИЯ КОЛОНОК ЦЕНЫ.
"MSRP" - это предложенная производителем розничная цена автомобиля в базовой комплектации. То есть это цена, установленная производителем, включающая в себя затраты по доставке на территории США и Канады (до порта, автосалона, склада и т.п.), а также минимум требующегося оборудования. Как правило, цена MSRP, затраты по доставке и минимум требующегося оборудования указываются отдельно на стикере производителя. Далее дилер сам определяет, по какой цене продавать автомобиль.
"Invoice" - это фактурная цена или дилерская цена автомобиля в базовой комплектации, которую производитель предлагает своим официальным дилерам, находящимся в различных географических регионах, с торговой привилегией (например, со скидками) на новый автомобиль. Данная цена также включает затраты по доставке на территории США и Канады (до порта, автосалона, склада и т.п.), а также минимум требующегося оборудования.
"New Car Blue Book Value" - это цена, сформированная на данных о фактических сделках по продаже новых автомобилей, сведения о которых поступают от производителей и прочих продавцов по всей территории США и регулярно обновляются в зависимости от изменений рыночных условий. То есть данная цена является средним значением по сделкам купли-продажи новых автомобилей с учетом их комплектации.
При подборе цены транспортного средства необходимо руководствоваться колонкой, наиболее соответствующей условиям внешнеторгового контракта и коммерческим документам, на основании которых осуществляется ввоз на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства и которые предъявляются к таможенному оформлению.
Как показывает практика таможенного оформления, помимо официальных и/или единых импортеров, имеющих дистрибьюторские соглашения, заключенные с компаниями-производителями, новые транспортные средства поставляются также иными организациями. Как правило, продавцами в рамках данных договоров выступают иностранные фирмы, не являющиеся банковскими или кредитными организациями, а также не являющиеся производителями поставляемых новых транспортных средств. Одновременно с этим покупателями в рамках данных договоров выступают, как правило, организации, не являющиеся официальными (уполномоченными) импортерами (дилерами).
Таким образом, для данного типа внешнеторговой сделки наиболее соответствует колонка цены - "MSRP".
2.5. Значение прочих колонок Каталога раздела "PRICING".
2.5.1. В разделе "PRICING" помимо информации, указанной выше в п. 2.4, Каталогом представляются также следующие подразделы:
"Price with Options" - в данном подразделе указывается информация о дополнительных опциях, которые могут быть установлены на выбранный автомобиль, а также приводится их описание, заводской код и стоимость конкретной дополнительной опции. При наличии на автомобиле какой-либо из дополнительных опций ее стоимость прибавляется к цене автомобиля в базовой комплектации, указанной в разделе "MSRP" и "Invoice".
"New Car Blue Book" - в данном подразделе представлена справочная информация о средней цене, по которой выбранный автомобиль продавался, а также диапазон цен.
"Rebates & Incentives" - в данном подразделе представлена информация о скидках и уступках (торговых привилегиях) на выбранный автомобиль, которые возможно могли бы иметь место у производителя при конкретной сделке купли-продажи.
"Resale Value" - в данном подразделе представлена информация о том, какие преимущества и недостатки в стоимостном выражении принесет последующая перепродажа выбранного автомобиля по сравнению с ценой его покупки (например, при ее эксплуатации короткий период времени и дальнейшей продаже в зачет покупки нового автомобиля).
"Cost to Own" - в данном подразделе представлена информация о том, какая величина расходов потребуется владельцу при эксплуатации выбранного автомобиля в течение определенного периода времени (например, расход и стоимость бензина, стоимость планового технического обслуживания и т.п.).
"Dealer Price Quote" - в данном подразделе представлена информация о том, какие квоты в стоимостном выражении устанавливаются производителем в зависимости от региона (местонахождения дилеров).
2.5.2. В разделе "PHOTO GALLERY" представлены следующие подразделы:
"Photos" - фотоизображение выбранного автомобиля.
"360° View" - изображение выбранного автомобиля в разрезе на 360 градусов.
"Videos" - видеоизображение выбранного автомобиля.
"Colors" - варианты цветового исполнения выбранного автомобиля.
2.5.3. В разделе "SPECIFICATIONS" представлены следующие подразделы:
"Highlights" - информация об объеме двигателя, типе коробки передач, средний расход топлива выбранного автомобиля.
"Technical Specs" - размеры выбранного автомобиля и его технические характеристики.
"Features" - перечень возможного дополнительного оборудования, устанавливаемого на выбранный автомобиль.
"Safety" - технические параметры выбранного автомобиля с точки зрения безопасности.
"Std. Equipment" - перечень стандартного оборудования, устанавливаемого на выбранном автомобиле.
2.5.4. В разделе "REVIEWS & RATINGS" представлены следующие подразделы:
"Reviews" - общий обзор издателями Каталога рынка выбранного автомобиля.
"Consumer Ratings" - общие оценки и отзывы о выбранном автомобиле потребителей.
"Consumer Review" - общий обзор рынка выбранного автомобиля потребителями.
2.5.5. В разделе "COMPARE VEHICLES" представлены подразделы, относящиеся к сравнительным характеристикам выбранного автомобиля по сравнению с аналогами. В соответствии с данными подразделами приводится следующая информация:
"Similar Vehicles" - перечень автомобилей, которые, по мнению издателей Каталога, являются аналогичными по отношению к выбранному вами автомобилю.
"Top 10 Researched" - 10 лучших, по мнению издателей Каталога, автомобилей-аналогов.
"Select a Vehicle" - выбор автомобиля потребителем.
3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА БЫВШИХ В УПОТРЕБЛЕНИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
3.1. Для целей получения информации о стоимости бывших в употреблении автотранспортных средств используется информация, находящаяся в разделе Каталога "Used Cars". Далее необходимо выбрать марку и модель автомобиля в подразделе "Select a Make & Model", после чего выбор подтверждается нажатием кнопки "GO".
3.2. После ввода вышеуказанной информации при первоначальном обращении появляется окно о необходимости введения почтового индекса региона "ZIP-CODE", где была осуществлена последняя сделка купли-продажи интересующего автомобиля (см. п. 2.2 настоящей записки).
3.3. Далее после ввода вышеуказанных данных (марка, модель автомобиля и номер почтового индекса "ZIP-CODE") Каталогом предлагаются категории цен на выбранный автомобиль:
Trade-In Value
Trade-in Value is what consumers can expect to receive from a dealer for a trade-in vehicle.
Private Party Value
Private Party Value is what a buyer can expect to pay when buying a used car from a private party.
Suggested Retail Value
The Kelley Blue Book Suggested Retail Value is representative of dealers' asking prices and is the starting point for negotiation between a consumer and a dealer.
ЗНАЧЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ЦЕН.
"Trade-In Value" - это цена, которую предлагает потребителю продавец за автомобиль взамен продажи старого автомобиля, то есть цена встречной продажи.
"Private Party Value" (PPV) - это цена, которую потребитель может заплатить при покупке подержанного автомобиля у другого потребителя.
"Suggested Retail Value" - это предполагаемая розничная цена, которую может запросить продавец и которая является отправным пунктом при переговорах между потребителем и продавцом.
При подборе цены транспортного средства необходимо руководствоваться колонкой, наиболее соответствующей условиям внешнеторгового контракта и коммерческим документам, на основании которых осуществляется ввоз на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства и которые предъявляются к таможенному оформлению.
Основная доля бывших в употреблении транспортных средств поставляется в рамках внешнеторговых договоров купли-продажи. Как правило, продавцами в рамках данных договоров выступают иностранные фирмы, не являющиеся банковскими или кредитными организациями, а также не являющиеся производителями поставляемых транспортных средств. Договора заключаются сторонами на поставки неопределенного количества бывших в употреблении транспортных средств с установленной общей суммой контракта.
Таким образом, для данного типа внешнеторговой сделки наиболее соответствует колонка цены - PPV.
При осуществлении единичных поставок бывших в употреблении транспортных средств (например, когда общая сумма контракта равна стоимости конкретной товарной партии) наиболее соответствует колонка цены - Retail.
3.4. Далее после ввода вышеуказанных данных (марка, модель автомобиля, номер почтового индекса "ZIP-CODE" и модельный год), а также выбора категории цены Каталогом предлагаются данные о возможных типах (модификациях) выбранного автомобиля.
Как показывает практика, в представляемых декларантами для таможенного оформления документах зачастую сведения о типе автомобиля, позволяющие однозначно его идентифицировать, отсутствуют. В этой связи для целей точной идентификации автомобиля с учетом его типа и комплектации, а также года выпуска возможно использовать данные, содержащиеся на сайте https://www.carfax.com, где содержится справочная информация об автомобилях, эксплуатировавшихся на территории США и Канады, а также отчеты об истории конкретного транспортного средства.
Пример.
Автомобиль торговой марки "Dodge Intrepid", 2003 года выпуска, VIN номер 2B3AD46R44H710155, последняя продажа осуществлена в соответствии с записью в CERTIFICATE OF TITLE в штате Филадельфия (США).
При выборе на www.kbb.com раздела "Used Cars", подраздела "Select a Make & Model" - Dodge Intrepid, почтовый индекс ("ZIP-CODE") штата Филадельфия - 19140, модельный год - 2004, в каталоге предлагается несколько вариантов типов данного автомобиля (см. ниже таблицу).
Intrepid SE Sedan 4D
Intrepid ES Sedan 4D
Intrepid SXT Sedan 4D
Согласно данным https://www.carfax.com автомобиль Dodge Intrepid с VIN номером 2B3AD46R44H710155, имеет модификацию SE, 4-дверный, 2004 модельного года, объем двигателя 2,7 л (см. ниже таблицу).
3.5. После полной идентификации типа и основных технических характеристик автомобиля необходимо задать его фактические данные: объем двигателя, тип коробки передач, пробег и отметить имеющееся дополнительное оборудование.
Рисунок (не приводится)
Информация об объеме двигателя и типе коробки передач автомобиля, как правило, содержится:
- в регистрационных документах на автомобиль (CERTIFICATE OF TITLE, CERTIFICATE OF ORIGIN FOR A VEHICLE и т.п.);
- на сайте https://www.carfax.com.
Данные о фактическом пробеге автомобиля и имеющемся на нем дополнительном оборудовании необходимо учитывать исходя из всей совокупности сведений, содержащихся:
- в регистрационных документах на автомобиль (CERTIFICATE OF TITLE, CERTIFICATE OF ORIGIN FOR A VEHICLE и т.п.);
- на сайте https://www.carfax.com;
- в акте осмотра или акте таможенного досмотра (фактический контроль).
3.6. Далее, задав все вышеуказанные параметры необходимого автомобиля (марка, модель, почтовый индекс ("ZIP-CODE"), тип, объем двигателя, тип коробки передач, пробег, дополнительное оборудование), выбор подтверждается нажатием кнопки "CONTINUE", после чего в Каталоге предлагается 4 варианта состояния транспортного средства (SELECT VEHICLE CONDITION): "Excellent", "Good", "Fair" и "Poor".
"Excellent" (Отличное) - это состояние означает, что транспортное средство в отличном техническом состоянии и не нуждается в восстановительном ремонте. Данное транспортное средство не имело повреждений вследствие аварий, требующих покраски или ремонта кузова. Ржавчина отсутствует. Двигательный отсек чистый, без подтеков, не изношен и без видимых дефектов. Транспортное средство может иметь полную и подтвержденную эксплуатационную документацию (например, сервисная книжка). Под данную категорию подпадает менее 5% всех бывших в эксплуатации автомобилей.
"Good" (Хорошее) - это состояние означает, что транспортное средство не имеет каких-либо серьезных дефектов. Лакокрасочное покрытие, кузов и салон могут иметь легкие повреждения, ржавчину, относящиеся к естественному износу. Шины также имеют естественный износ. Такое транспортное средство требует некоторого восстановительного ремонта, то есть предпродажной подготовки. Под данную категорию подпадает большинство бывших в эксплуатации транспортных средств.
"Fair" (Удовлетворительное) - это состояние означает, что транспортное средство имеет технические и (или) косметические повреждения и нуждается в некотором ремонте, но при этом находится в нормальном ходовом состоянии. Лакокрасочное покрытие, кузов требуют незначительного ремонта, в том числе из-за ржавчины. Шины могут требовать замены.
"Poor" (Плохое) - это состояние означает, что транспортное средство может иметь серьезные технические и (или) косметические повреждения, не позволяющие его эксплуатировать и которые нельзя устранить немедленно (например, повреждения вследствие серьезной аварии, вследствие пожара и т.п.). Транспортное средство, относящееся к данной категории, требует независимой стоимостной оценки, так как стоимость автомобилей может существенно колебаться в зависимости от серьезности повреждений.
После выбора состояния, соответствующего состоянию оцениваемого автомобиля, в Каталоге приводятся данные о его цене и технических характеристиках. При этом информация о цене будет представлена в трех состояниях: "Excellent", "Good", "Fair" (за исключением "Poor").
При выборе соответствующего состояния транспортного средства необходимо основываться на всей совокупности сведений, содержащихся в коммерческих и товаросопроводительных документах, а также данных фактического контроля (например, результаты таможенного досмотра).
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Электронная версия каталога "Kelley Blue Book" позволяет осуществить наиболее полную оценку транспортного средства с учетом всех основных компонентов, оказывающих влияние на его стоимость (модификация, тип, комплектация, пробег и т.п.), а также с учетом фактического состояния автомобиля.
2. Новые транспортные средства имеют "Windows Sticker" (продажный лист), в котором продавец указывает марку, модель, модельный год автомобиля, его стоимость в базовой комплектации и стоимость дополнительного оборудования. Как правило, "Windows Sticker" находится с внутренней стороны лобового стекла автомобиля.
3. Одними из основных параметров, которые оказывают влияние на стоимость бывшего в употреблении транспортного средства, являются пробег и устанавливаемое дополнительное оборудование.
В случае, если декларантом заявляется значительный пробег и (или) декларантом указано на отсутствие дополнительных опций, либо оценка, особое внимание необходимо обратить на наличие документального подтверждения данных сведений и проведение фактического контроля.
При проведении оценки достоверности данных сведений, а также обоснованности выбранного состояния бывшего в употреблении транспортного средства необходимо учитывать совокупность всех данных, содержащихся в документах, и объективности заявляемых сведений. Проведение проверки в этом случае осуществляется по следующим основным направлениям:
- фактический контроль (проведение таможенного досмотра) с приложением фотоматериалов, позволяющих идентифицировать конкретное транспортное средство (например, фотографии номерных агрегатов, стикеров и т.п.) и содержащих информацию о пробеге транспортного средства (фотографии спидометра);
- проверка наличия данных о пробеге и (или) дополнительном оборудовании (либо его отсутствии) в товаросопроводительных и коммерческих документах (инвойсах, спецификациях, регистрационных документах и т.п.). Так, например, при смене собственника автомобиля при его продаже в регистрационных документах (CERTIFICATE OF TITLE и т.п.) вносится запись о Продавце и Покупателе, а также пробеге автомобиля на дату сделки;
- всесторонняя оценка достоверности данных сведений.
Приложение N 3
О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
ПРИМЕНЕНИЯ ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЙ О СТОИМОСТИ И Т.П.
В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
Как показывает практика таможенного оформления новых и бывших в употреблении товаров и транспортных средств, наиболее часто для определения таможенной стоимости и (или) подтверждения сведений, заявленных в части таможенной стоимости, декларантами представляются отчеты об оценке товара, экспертные заключения о стоимости и прочие аналогичные документы (далее - Отчеты об оценке), выданные различными организациями, осуществляющими оценочную деятельность.
В случаях, когда в качестве основы для определения таможенной стоимости таможенным органом используется представленный декларантом Отчет об оценке, как правило, избирается 6 (резервный) метод определения, установленный ст. 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон).
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 Закона, то, как установлено Законом, она определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Закона).
Данным пунктом, прежде всего, подчеркивается обязанность соблюдения основных принципов определения таможенной стоимости, которые установлены ст. 12 Закона, а именно:
1. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению (например, представляемые декларантами документы), должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (п. 3 ст. 12 Закона).
Согласно данному пункту следует, что оценка товаров и транспортных средств должна в максимально возможной степени базироваться на стоимости сделки с ввозимыми товарами, имея в виду использование стоимости, основанной на фактических ценах, то есть ценах, по которым ввозимые товары продаются или предлагаются для продажи при обычном течении торговли в условиях конкуренции.
В связи с этим в Отчете об оценке для целей определения именно таможенной стоимости необходимо наличие следующей информации:
- подробное описание товара, позволяющее однозначно идентифицировать его с товаром, задекларированном по ГТД (объект оценки), с учетом всех его качественных характеристик и (или) технических параметров - для целей количественного определения;
- четкое значение цены товара (объекта оценки), то есть которая не является средним, примерным значением и т.п., - для целей количественного определения;
- источник информации, который был использован экспертом при определении стоимости товара (объекта оценки), то есть полное наименование каталога, справочника, интернет-сайта и т.п. с указанием номера страницы (в случае использования печатного издания), полного адреса (в случае использования электронного каталога или интернет-сайта) - для целей документального подтверждения и проверки достоверности.
2. Положения Закона не ограничивают полномочия таможенных органов проверить подлинность документов и достоверность содержащихся в них сведений в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 12 Закона).
Достаточно часто в Отчетах об оценке в качестве основы для определения стоимости товара (объекта оценки) экспертами указываются источники информации:
- которые отсутствуют в свободной продаже и (или) отсутствуют по объективным причинам в таможенных органах;
- доступ к которым ограничен и (или) является платным;
- приводятся ссылки на несколько различных источников информации (интернет-сайтов, справочников и т.п.);
- приводятся ссылки на источники, которые не содержат информации о стоимости товара (объекта оценки), а содержат только его описание и технические характеристики.
В этих случаях при использовании в качестве основы для определения таможенной стоимости Отчетов об оценке таможенный орган имеет право в целях соблюдения требований п. 3 ст. 12 Закона, а также на основании п. 4 ст. 323 ТК России в письменном виде запросить у декларанта (в случаях, когда Отчет об оценке представлялся в таможенный орган декларантом) копии соответствующих материалов, распечаток, страниц каталога и (или) справочника, которые были использованы экспертом.
Здесь необходимо отметить, что в данной части положения ст. 12 Закона корреспондируются с требованиями к описанию в Отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленными Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254 (далее - Приказ МЭРТ РФ). Так, согласно п. 10 раздела IV Федерального стандарта оценки N 3, утвержденного Приказом МЭРТ, в тексте Отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, либо приложены копии материалов и распечаток.
Кроме того, в случае, если информация при опубликовании на сайте в сети Интернет не обеспечена свободным и необременительным доступом на дату проведения оценки и после даты проведения оценки или в будущем возможно изменение адреса страницы, на которой опубликована используемая в отчете информация или используемая информация, опубликованная не в периодическом печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.
3. В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров не могут быть использованы произвольные или фиктивные стоимости (п. 6 ст. 12 и пп. 6 п. 3 ст. 24 Закона).
Согласно п. 8е) раздела III Федерального стандарта оценки N 3, утвержденного Приказом МЭРТ, в Отчете об оценке вне зависимости от вида объекта оценки должны содержаться следующие сведения:
- описание товара (объекта оценки),
- его количественные и качественные характеристики,
- информация о текущем использовании объекта оценки,
- другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.
Данные требования в полной мере соотносятся с положениями Закона о том, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой информации (п. 3 ст. 12 Закона).
То есть наличие полного описания товара (объекта оценки) с указанием его фактического состояния (например, для бывших в употреблении товаров) и основных качественных и (или) технических параметров при одновременном наличии данных сведений в источнике информации, послужившем основой для определения экспертом его стоимости, позволяет таможенным органам их количественном определить.
Однако встречаются ситуации, когда за основу для определения стоимости экспертом используются источники информации о товарах, которые по некоторым параметрам и (или) характеристикам отличаются от объекта оценки (например, иной год выпуска, иные материалы, используемые для производства товара, отличающееся фактическое состояние бывшего в употреблении товара (например, более существенный износ), иные составляющие компоненты для товаров несерийного производства, отличное количество наработанных моточасов и т.д.). В связи с этим экспертами приводятся различные вычеты и (или) снижения взятой за основу базовой цены, применяются понижающие коэффициенты и прочие аналогичные расчеты.
При этом в Отчетах об оценке не приводятся какие-либо четкие ссылки на нормы закона, подтверждающие обоснованность произведенного экспертом снижения цены и (или) применения понижающего коэффициента, а также их размер, которые позволили бы таможенному органу провести соответствующую проверку их правильности и достоверности.
Таким образом, с точки зрения Закона, данные расчеты могут рассматриваться как произвольные или фиктивные стоимости, а, следовательно, согласно п. 6 ст. 12 и пп. 6 п. 3 ст. 24 Закона не могут быть использованы для целей определения таможенной стоимости.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При принятии решений по таможенной стоимости товаров в случаях, когда за основу для ее определения используется Отчет об оценке, необходимо учитывать различия требований, установленных Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части определения таможенной стоимости, и положений об оценке товаров, проводимой в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оценочной деятельности".
С учетом вышеизложенного, а также в целях обеспечения единообразного подхода должностных лиц при принятии решений по таможенной стоимости, в основе которой используются данные Отчета об оценке вне зависимости от объекта оценки, необходимо:
1. Осуществлять проверку на наличие в Отчете об оценке:
- полного описания товара (объекта оценки), его количественные и качественные характеристики, его фактическое состояние, а также другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость;
- полное описание товара (стоимость которого была взята за основу для оценки), его количественные и качественные характеристики, его фактическое состояние, а также другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость;
- четкое значение цены товара (объекта оценки) с указанием валюты, единицы измерения (кг, шт. и т.п.), а также иных факторов, существенно оказывающих влияние на определение таможенной стоимости (условия поставки, оплаты и т.п.);
- четкое и полное наименование источника информации, который был использован экспертом при определении стоимости товара (объекта оценки), то есть полное наименование каталога, справочника, интернет-сайта и т.п. с указанием номера страницы (в случае использования печатного издания), полного адреса (в случае использования электронного каталога или интернет-сайта).
В случае, если к Отчету об оценке не приложены копии соответствующих материалов, распечаток, страниц каталога и (или) справочника, которые были использованы экспертом при определении стоимости товара (объекта оценки), должностному лицу необходимо самостоятельно осуществить проверку на соответствие указанной в Отчете об оценке информации о стоимости товара (объекта оценки) с информацией, содержащейся в указанных экспертом источниках, а материалы проверки в распечатанном виде приобщаются к комплекту ГТД.
2. В целях соблюдения требований п. 3 ст. 12 Закона, а также на основании п. 4 ст. 323 ТК России в случаях, когда декларантом в качестве основы для определения таможенной стоимости товара представляется Отчет об оценке, в письменном виде запрашивать копии соответствующих материалов, распечаток, страниц каталога и (или) справочника, которые были использованы экспертом при проведении оценки, в случаях, когда для определения стоимости объекта оценки была использована информация:
- которая на соответствующем сайте в сети Интернет не обеспечена свободным и необременительным доступом;
- на сайте в сети Интернет обновляется в on-line режиме (например, электронные каталоги);
- не публикуется в периодическом печатном издании и отсутствует по объективным причинам у таможенного органа;
- на которую приведены ссылки нескольких различных источников (интернет-сайтов, справочников и т.п.);
- на которую приведены ссылки об источниках, в которых при проверке таможенным органом не было обнаружено сведений о стоимости товара (объекта оценки).
3. При наличии в Отчете об оценке расчета величины стоимости товара (объекта оценки) с использованием различных понижающих коэффициентов и (или) вычетов (снижений) взятой за основу базовой цены, связанных с использованием источников информации о товарах, которые по каким-либо параметрам и (или) характеристикам отличаются от объекта оценки, либо экспертом указано на наличие каких-либо повреждений, износа и т.п. необходимо осуществить:
- проверку обоснованности использования экспертом информации о стоимости иного товара, нежели оцениваемый, корректности подобранного аналога;
- проверку наличия в Отчете об оценке четких ссылок на правовые нормы (наименование документа, номер пункта приказа и т.п.), подтверждающие обоснованность произведенных экспертом снижений цены и (или) применения понижающего коэффициента, их размер;
- проверку произведенных экспертом снижений цены и (или) применения понижающего коэффициента, их размер, на предмет их соответствия нормам Закона, установленным п. 3 ст. 12 и пп. 6 п. 3 ст. 24 Закона;
- в соответствии с действующим законодательством фактический контроль (проведение таможенного досмотра) с приложением фотоматериалов, позволяющих идентифицировать товар и его фактическое состояние, повреждения (если таковые имеются);
- проверку наличия сведений о фактическом состоянии товара в товаросопроводительных и коммерческих документах (инвойсах, спецификациях, регистрационных документах, сервисных книжках и т.п.);
- проверку на соответствие сведений о товаре и его фактическом состоянии, указанных в Отчете об оценке, акте таможенного досмотра и имеющихся в товаросопроводительных и коммерческих документах, представленных декларантом при таможенном оформлении.