<Письмо> ФТС РФ от 10.11.2011 N 01-11/54409
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 ноября 2011 г. N 01-11/54409
О ВЗИМАНИИ
АНТИДЕМПИНГОВЫХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПОШЛИН
В связи с обращениями таможенных органов по вопросу применения атидемпинговых, специальных и компенсационных мер ФТС России сообщает следующее.
1. Согласно статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон) таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Пунктом 2 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено ТК ТС.
Исходя из положений статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам", антидемпинговой, специальной и компенсационной пошлинами являются пошлины, которые применяются при введении антидемпинговой, специальной или компенсационной меры соответственно и взимаются таможенными органами государств - членов Таможенного союза независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Пунктом 6 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами, направленные на выполнение обязательств, связанных с введением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер или проведением соответствующих расследований, а также на реализацию ответных мер, применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.
Статьей 2 Федерального закона установлено, что нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
При этом статьей 20 Федерального закона определено, что нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26 и 27 данного Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований. В соответствии со статьей 27 Федерального закона могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
Таким образом, применение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при ввозе товаров относится к запретам и ограничениям при их ввозе и, следовательно, к мерам нетарифного регулирования.
2. В соответствии со статьей 160 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база для расчета налога на добавленную стоимость определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и акцизов (для подакцизных товаров). Поскольку антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины не относятся к ввозным таможенным пошлинам, эти пошлины не включаются в налоговую базу для расчета налога на добавленную стоимость.
3. В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины подлежат уплате при помещении ввозимых товаров под таможенные процедуры с представлением документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением указанных пошлин. К таким таможенным процедурам относятся: выпуск товаров для внутреннего потребления (статья 210 ТК ТС), переработка для внутреннего потребления (статья 264 ТК ТС) (при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления).
Относительно применения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории информируем о следующем.
В соответствии со статьей 252 ТК ТС переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза. Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.
Как установлено статьей 260 ТК ТС, действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления.
При этом под таможенную процедуру реимпорта согласно положениям подпунктов 3, 4 пункта 1 статьи 293 ТК ТС могут быть помещены вывезенные товары, не подвергавшиеся операциям по переработке, а также продукты переработки, полученные при безвозмездном (гарантийном) ремонте. Прочие продукты переработки помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 210 ТК ТС, в том числе при соблюдении запретов и ограничений при ввозе таких товаров.
Поскольку с учетом положений статьи 27 Федерального закона введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер относится к ограничениям и запретам при ввозе товаров, продукты переработки при их ввозе на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления могут облагаться антидемпинговой, специальной, компенсационной пошлинами.
Первый заместитель руководителя
генерал-полковник таможенной службы
В.М.МАЛИНИН