<Письмо> ФСТ России от 05.09.2013 N ТС-9199/10
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ПИСЬМО
от 5 сентября 2013 г. N ТС-9199/10
О СТАВКАХ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ СБОРОВ И ТАРИФОВ
ФСТ России рассмотрела обращение по вопросу правовой неопределенности установления и взимания сборов и тарифов за услуги аэропорта, определенных приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" и сообщает.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" государственному регулированию подлежат услуги естественных монополий в аэропортах.
Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 и включает услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности, предоставлению аэровокзального комплекса, по обслуживанию пассажиров, обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива.
В соответствии с п. 7 и п. 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации посадочная площадка определена как участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Учитывая изложенное, обеспечение взлета-посадки на посадочных площадках не является услугой аэропорта и не подлежит государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В части услуг по обслуживанию пассажиров в настоящее время в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами устанавливается тариф за обслуживание пассажиров, за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров (без использования технических и транспортных средств) и обработке багажа, включая:
регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа;
пограничный, санитарный и таможенный контроль пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках);
укладку багажа на транспортные средства;
подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна;
накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно;
встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала;
погрузку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа.
Вопросы определения правил формирования тарифов и сборов, правил взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги по обеспечению бортовым питанием, дифференциации сбора за предоставление аэровокзала и тарифа за обслуживание пассажиров в зависимости от возраста не относятся к компетенции ФСТ России. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации в соответствии с п. 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Т.И.СТЕБУНОВА