Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФССП России от 03.10.2016 N 00043/16/91825-РС

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 3 октября 2016 г. N 00043/16/91825-РС

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В связи с вступлением 15.07.2016 в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ) 27.09.2016 внесены изменения в Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных ст. 177 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), от 21.08.2013 N 04-12 (далее - Методические рекомендации).

Законом N 325-ФЗ увеличена сумма крупного размера кредиторской задолженности, за уклонение от погашения которой ст. 177 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. В этой связи в главу 2 "Объективная сторона преступления" раздела I "Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 177 Уголовного кодекса Российской Федерации" настоящих Методических рекомендаций внесены изменения в понятие крупного размера кредиторской задолженности в соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ, где определено, что задолженностью в крупном размере признается задолженность в сумме, превышающей 2,25 млн. руб., вместо ранее установленной суммы в размере более 1,5 млн. руб.

Также раздел II "Порядок выявления и документирования противоправных действий виновных лиц при совершении преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ" Методических рекомендаций приведен в соответствие с положениями приказа ФССП России от 02.09.2016 N 480 "Об организации изучения исполнительных производств на предмет полноты совершения исполнительных действий, наличия признаков административных правонарушений и преступлений и осуществлении контроля за данным направлением деятельности".

На основании изложенного в целях повышения эффективности выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ, необходимо:

организовать незамедлительное направление во все структурные подразделения территориального органа ФССП России изменений в Методические рекомендации;

организовать дополнительное изучение положений Методических рекомендаций начальниками отделов - старшими судебными приставами, их заместителями, судебными приставами-исполнителями и дознавателями, а также в отделах организации исполнительного производства и дознания аппарата управления территориального органа Федеральной службы судебных приставов;

организовать проведение в структурных подразделениях территориального органа ФССП России проверок знания и реализации требований Методических рекомендаций, в том числе при выявлении и документировании преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ;

обеспечить действенный процессуальный контроль за выявлением и расследованием преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ.

О результатах изучения положений Методических рекомендаций доложить в Управление организации дознания в срок до 03.11.2016. Информацию разместить в соответствующем разделе АИС ФССП России.

Р.А.СТЕПАНЕНКО

Приложение

Утверждаю

Директор Федеральной службы

судебных приставов -

главный судебный пристав

Российской Федерации

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

27 сентября 2016 г.

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ

И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 177

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ

ОТ ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ),

ОТ 21.08.2013 N 04-12

1. Абзац десятый раздела I "Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 177 Уголовного кодекса Российской Федерации" Методических рекомендаций по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных ст. 177 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), от 21.08.2013 N 04-12 (далее - Методические рекомендации) изложить в следующей редакции:

"Так, согласно ч. 2 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 177 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру ущерба, причиненного в результате совершенного преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы.".

2. Абзац шестнадцатый главы 2 "Объективная сторона преступления" раздела I "Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 177 Уголовного кодекса Российской Федерации" Методических рекомендаций изложить в следующей редакции:

"Понятие крупного размера кредиторской задолженности конкретизируется законодателем в примечании к ст. 170.2 УК РФ, где указано, что задолженностью в крупном размере признается задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей. Сумма кредиторской задолженности определяется судом.".

3. В абзацах девятнадцатом, двадцать третьем, двадцать пятом, двадцать шестом главы 2 "Объективная сторона преступления" раздела I "Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 177 Уголовного кодекса Российской Федерации" Методических рекомендаций слова "1,5 млн. руб." заменить словами "2,25 млн. руб.".

4. Раздел II "Порядок выявления и документирования противоправных действий виновных лиц при совершении преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ" Методических рекомендаций изложить в следующей редакции:

"Оперативное выявление и расследование преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ, прежде всего зависит от своевременных действий судебного пристава-исполнителя на стадии исполнительного производства и от организации взаимодействия должностных лиц Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела являются:

заявление взыскателя (представителя организации либо гражданина);

явка с повинной должника;

рапорт судебного пристава-исполнителя об обнаружении признаков преступления, составленный в соответствии со ст. 143 УПК РФ;

рапорт сотрудника правоохранительных органов (территориальных управлений по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, Федеральной таможенной службы и т.п.) об обнаружении признаков преступления (как правило, это материалы, выделенные из уголовных дел);

сообщение о преступлении, поступившее из контролирующих органов (например, аудиторских фирм, контрольно-ревизионных органов);

сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации;

постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Сообщение о преступлении регистрируется в соответствии с требованиями Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденной приказом Минюста России от 02.05.2006 N 139 (далее - Инструкция).

В целях установления факта злостного уклонения должника от погашения кредиторской задолженности или от оплаты ценных бумаг судебному приставу-исполнителю в рамках исполнительного производства необходимо осуществить следующие исполнительные действия (истребовать документы):

1. Уведомить должника о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

2. Получить информацию от взыскателя о неисполнении должником судебного решения, об известных ему источниках и размере доходов должника и об иных обстоятельствах.

3. Вручить под подпись должнику постановление о возбуждении исполнительного производства и требование о явке в установленный срок на прием, о предоставлении сведений об имущественном положении, о месте работы.

4. Предупредить должника об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 177 УК РФ.

5. Получить объяснение от должника по факту неисполнения судебного решения.

6. Истребовать необходимую информацию о месте нахождения должника и о его доходах от территориальных органов:

Министерства внутренних дел Российской Федерации - о наличии у должника паспорта гражданина Российской Федерации и заграничного паспорта, паспортных данных, а также о месте жительства либо месте пребывания должника;

Пенсионного фонда Российской Федерации - о страховом номере индивидуального лицевого счета должника (СНИЛС), о получении должником пенсии, а также о месте работы должника;

Федеральной налоговой службы - об идентификационном номере налогоплательщика (должника), выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также о наличии у должника долей в уставном капитале юридического лица, сведений о том, является ли должник учредителем юридического лица. В случае если должник является индивидуальным предпринимателем - сведений о его доходах.

7. Получить от операторов сотовой связи сведения о номерах мобильных телефонов, зарегистрированных на должника.

8. Истребовать необходимую информацию об имуществе должника от:

банков и кредитных учреждений - о наличии у должника счетов (вкладов), а при необходимости - истребование выписки о движении денежных средств на счетах с даты возбуждения исполнительного производства;

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - о наличии недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства, прав долгосрочной аренды;

Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России - о зарегистрированных на имя должника транспортных средствах;

Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - о наличии у должника специальной техники;

Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России - о наличии у должника маломерных судов (катера, лодки, яхты и т.п.);

Федеральной службы по интеллектуальной собственности - о наличии зарегистрированных на должника изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания.

9. Осуществить выход по фактическому (юридическому) адресу проживания (нахождения) должника с целью установления местонахождения и проверки имущественного положения, о чем составляется акт.

10. Принять меры принудительного исполнения по обращению взыскания на выявленные денежные средства и имущество должника.

11. Запросить в Федеральной службе по труду и занятости сведения о постановке либо об отказе от постановки на учет в качестве безработного, а также о получении пособий должником в таком качестве.

12. В случае нарушения законодательства об исполнительном производстве либо воспрепятствования должником законной деятельности судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных решений составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.14, 17.8 КоАП РФ.

13. В случае неустановления места нахождения должника по фактическому адресу проживания, а также при наличии оснований, предусмотренных ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", объявить розыск должника, а также принадлежащего ему имущества.

Кроме того, если должником является юридическое лицо, необходимо осуществить следующие исполнительные действия:

истребовать из территориальных органов Федеральной налоговой службы сведения об открытых у должника-организации расчетных и иных счетах в банках и иных кредитных организациях, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию должника-организации и постановку на учет в налоговых органах, бухгалтерского баланса с расшифровкой строк "Основные средства", "Дебиторская задолженность", сведений о наличии у должника-организации зарегистрированных контрольно-кассовых машин с указанием адресов их нахождения, сведений об участии должника-организации в уставных капиталах других юридических лиц;

истребовать и приобщить к материалам исполнительного производства приказ (распоряжение) о назначении на должность руководителя должника-организации;

истребовать от должника-организации необходимую бухгалтерскую документацию: бухгалтерский баланс, кассовую книгу, складские книги, а также документы о наличии дебиторской задолженности;

проверить движение денежных средств по кассе должника-организации и вынести постановление об ограничении расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на денежные средства должника-организации;

истребовать от должника-организации книги учета договоров, краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Судебный пристав-исполнитель при составлении рапорта в порядке ст. 143 УПК РФ об обнаружении признаков преступления приобщает к нему копии указанных документов.

В зависимости от конкретных обстоятельств дознавателем могут быть истребованы и другие документы, необходимые для принятия решения по сообщению о преступлении (справки из психоневрологического и наркологического диспансеров о наличии или отсутствии заболеваний; сведения, характеризующие личность должника, полученные по месту его жительства или работы, и т.п.).

Качество производства дознания по уголовному делу во многом зависит от своевременности проведенных дознавателем действий в рамках проверки, осуществляемой в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ.

Дознаватель, получив сообщение о преступлении, проводит доследственную проверку и в течение 3 суток принимает по нему одно из процессуальных решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ.

В ходе проведения проверки в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ дознаватель вправе:

1. Получать объяснения от взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя и иных лиц, которым могут быть известны обстоятельства совершения преступления.

2. Истребовать документы и предметы, производить их выемку в порядке ст. 183 УПК РФ.

3. Получать образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у должника, взыскателя и иных физических лиц и представителей юридических лиц в случаях, если возникла необходимость проверить, оставлены ли этими лицами следы на предметах, документах, которые могут иметь доказательственное значение для дела.

4. Назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок в соответствии с главой 27 УПК РФ.

5. Производить осмотр места происшествия, документов, предметов.

6. Требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.

В ходе проведения доследственной проверки дознаватели нередко сталкиваются с необходимостью производства документальных проверок, ревизий. Особенно характерна такая ситуация при рассмотрении сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 177 УК РФ. В этих случаях, как правило, требуется проведение проверок бухгалтерий организаций, являющихся должниками. В этой связи назначать финансово-экономическую или бухгалтерскую экспертизу целесообразно непосредственно на стадии доследственной проверки.

7. Давать органам внутренних дел, иным органам дознания, указанным в ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Сведения, полученные дознавателем в ходе проверки сообщения о преступлении, могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений ст. 75 УПК РФ (о допустимости доказательств) и ст. 89 УПК РФ (об использовании в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности).

В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ начальник органа дознания по ходатайству дознавателя вправе продлить срок доследственной проверки сообщения о преступлении до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий надзирающий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок до 30 суток.

При осуществлении проверочных мероприятий дознавателю необходимо в обязательном порядке разъяснить лицам, участвующим в производстве процессуальных действий, их права и обязанности; обеспечить возможность осуществления законных прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ) а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя органа дознания.".

Другие документы по теме
"О пищевых продуктах, содержащих меламин"
"О Методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей. Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей")
<Об ответственности грузоотправителей и отделений (станций) железных дорог при перевозках экспортных грузов железнодорожным транспортом>
Ошибка на сайте