Письмо ФСС РФ от 25.01.1995 N 07-30
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 1995 г. N 07-30
Направляем для использования в практической работе ответы на вопросы по обеспечению пособиями по государственному социальному страхованию, подготовленные по результатам семинара специалистов по правовой работе (ноябрь 1994 г.).
Руководитель Департамента
правового обеспечения
социального страхования
Н.К.ЛЫСЕНКОВ
ОТВЕТЫ
НА ВОПРОСЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСОБИЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
I. По Типовому положению о комиссии (уполномоченном) по
социальному страхованию
1. Вопрос: Кто в настоящее время назначает пособия по государственному социальному страхованию на предприятиях, в учреждениях, организациях? В каком порядке начисляются и выплачиваются пособия?
Ответ: В соответствии с пунктами 10 и 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации выплата пособий по социальному страхованию работникам осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера, а комиссия по социальному страхованию осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию. Согласно пункту 2.2 Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию <*> комиссия проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии и рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия. Из названных документов следует, что в настоящее время комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию решений о назначении пособий не принимает.
-------------------------------
<*> Далее "Типовое положение".
Порядок начисления и выплаты пособий, предусмотренный соответствующими пунктами Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (пункты 101, 102, 104, 111, 112, 113 и др.), не изменился. Работники предъявляют больничный листок администрации предприятия. Администрация вносит необходимые отметки в разделы больничного листка "Заполняется табельщиком", "Заполняется отделом кадров" и "Заполняется бухгалтерией (расчетной частью)", а также делает при необходимости отметку об отказе в пособии.
Для усиления контроля за начислением и выплатой пособий администрации предприятия может быть рекомендовано назначать ответственных лиц за организацию этой работы, а также составлять ведомость назначения и исчисления пособий или опись предъявляемых к оплате больничных листков.
Больничные листки, как оплаченные, так и не подлежащие оплате, а также все другие документы, представленные для выплаты пособий (справки, акты, обратные талоны к путевкам и др.) хранятся в бухгалтерии предприятия наравне с денежными документами. Больничные листки хранятся отдельно от всех других расходных документов.
2. Вопрос: Кто принимает решение о лишении или отказе в пособии?
Ответ: Решение о лишении или отказе в пособии принимает администрация предприятия (п. 2.2 Типового положения). Это решение может иметь следующую форму:
1) при отсутствии у работника права на пособие по данному больничному листку, а также в случаях, когда пособие по временной нетрудоспособности не выдается на основании пункта 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, - делается отметка в больничном листке об отказе в пособии с указанием причины отказа;
2) при лишении работника пособия по временной нетрудоспособности на основании пункта 28 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию - в соответствии с решением руководителя предприятия, устанавливающим срок, на который работник лишается пособия, делается отметка в больничном листке о лишении пособия, с указанием мотивов и срока лишения пособия.
3. Вопрос: Может ли быть создана комиссия по социальному страхованию на предприятиях, где число работников менее 100 человек?
Ответ: Из содержания Типового положения следует (пункт 1.1), что комиссия по социальному страхованию может и должна быть создана на каждом предприятии, в учреждении, организации и ином хозяйствующем субъекте. Для предприятий, где число работников менее 100 человек, сделано исключение только в той части, что функции комиссии по социальному страхованию может выполнять уполномоченный по социальному страхованию. Это означает, что на указанных предприятиях может функционировать либо комиссия, либо уполномоченный. Решение о целесообразности создания комиссии или возложения ее функций на уполномоченного принимает общее собрание (конференция) трудового коллектива и закрепляет его в Положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию предприятия.
4. Вопрос: В Типовом положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию об уполномоченном по социальному страхованию говорится только в разделе 1 "Общие положения". Какие функции и права имеет уполномоченный?
Ответ: Поскольку в п. 1.1 Типового положения предусматривается, что уполномоченный по социальному страхованию выполняет функции комиссии по социальному страхованию, а в п. 1.3 после слов "комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию" дана сноска - далее "комиссия", уполномоченный имеет такие же функции и права, как комиссия и члены комиссии (разделы II, III, IV Типового положения).
5. Вопрос: Может ли уполномоченный по социальному страхованию быть "освобожденным"?
Ответ: В соответствии с п. 1.1 Типового положения уполномоченный по социальному страхованию может избираться только на предприятиях, где число работников менее 100 человек. Поскольку уполномоченный по социальному страхованию решений о назначении пособия по социальному страхованию не принимает, содержание "освобожденного" уполномоченного нецелесообразно.
При этом содержание "освобожденного" уполномоченного или председателя комиссии возможно только за счет средств предприятия.
6. Вопрос: Как будет производиться поощрение членов комиссии по социальному страхованию?
Ответ: Поощрение членов комиссии по социальному страхованию может осуществляться как за счет средств предприятия (п. 1.3 Типового положения), так и за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 4.6 Типового положения). Порядок и условия поощрения членов комиссии по социальному страхованию за счет средств предприятия должны быть определены либо в Положении о комиссии по социальному страхованию предприятия, либо в коллективном договоре (соглашении). Единовременное вознаграждение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации может быть выплачено членам комиссии по решению отделения (филиала отделения) Фонда.
7. Вопрос: Если члены комиссии по социальному страхованию выполняют свои обязанности в рабочее время, сохраняется ли за ними место работы (должность) и средний заработок?
Ответ: Сохраняется только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором или соглашением (пункт 4.5 Типового положения).
II. О применении Инструкции "О порядке выдачи документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность"
8. Вопрос: Какие принципиально новые изменения внесены в Инструкцию по сравнению с ранее действующей?
Ответ: Новая Инструкция разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и обобщенного Минздравмедпромом России опыта работы по действующей долгие годы прежней Инструкции, утвержденной Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 14 августа 1937 г. В ней закреплено право врача выдавать листок нетрудоспособности единолично сроком до 30 дней вместо ранее предусмотренных 6 дней. Установлено, что во всех случаях временной нетрудоспособности врач выдает листок нетрудоспособности больному с первого дня заболевания независимо от причины заболевания.
Изменен порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Если согласно прежней Инструкции на МСЭК (бывшая ВТЭК) врач направлял больного только после 4-х месяцев пребывания на больничном листке, то по новой Инструкции при неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе можно направить больного на экспертизу в более ранние сроки заболевания. И наоборот, при благоприятном трудовом прогнозе может продлевать листок нетрудоспособности без направления на МСЭК до полного восстановления трудоспособности пациента, но на срок до 10 месяцев, а в отдельных случаях - до 12 месяцев. Минздравмедпромом РФ в настоящее время разрабатывается документ, регламентирующий ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.
Инструкцией предусмотрена выдача листка нетрудоспособности женщине при наступлении ее временной нетрудоспособности в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, если она работает на условиях неполного рабочего времени; изменены сроки пребывания на больничном листке по уходу за больным ребенком; закреплено право выдачи листков нетрудоспособности за частнопрактикующим врачом, имеющим лицензию.
9. Вопрос: Всегда ли оплачивается выданный листок нетрудоспособности?
Ответ: В пункте 1.1 Инструкции отмечено, что назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности производится в соответствии с действующим законодательством, в частности - Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. с последующими изменениями и дополнениями. Таким образом, сохранен прежний порядок оплаты больничных листков. Например, при бытовой травме оплата производится с 6 дня заболевания; при искусственном прерывании беременности - за первые 3 дня нетрудоспособности (за остальные дни лишь при определенных условиях), а в случаях получения травмы или заболевания вследствие алкогольного опьянения - пособие, как и прежде, выдаваться не будет.
10. Вопрос: Производится ли оплата листка нетрудоспособности российским гражданам, если они заболели в период пребывания за границей, в том числе в странах СНГ?
Ответ: Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения от 26.05.93 (п. 4) Содружества Независимых Государств предусмотрена выдача справок, удостоверяющих нетрудоспособность граждан, получивших медицинскую помощь в странах СНГ.
В справке указывается название учреждения, оказавшего медпомощь, диагноз заболевания, дата начала и окончания нетрудоспособности. Справка заверяется печатью учреждения и подписью главного врача.
Согласно п. 1.10 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, указанные справки, выдаваемые российским гражданам, подлежат замене на листок нетрудоспособности в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства гражданина, оплата которого производится на общих основаниях в соответствии с действующим Положением.
11. Вопрос: В каких случаях выплачивается пособие гражданам, если нетрудоспособность у них наступила в течение месяца со дня увольнения (п. 1.2.2 Инструкции)?
Ответ: Выплата пособия по государственному социальному страхованию производится в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 723 при условии, что временная нетрудоспособность длилась свыше одного календарного месяца. При заболевании, длящемся менее одного месяца, пособие, как и ранее, в данном случае не выплачивается.
12. Вопрос: Учитывается ли при выдаче листков нетрудоспособности период очередных отпусков гражданам, направленным на лечение в клиники реабилитации НИИ курортологии и физиотерапии, расположенные в курортной зоне?
Ответ: Согласно п. 4.7 Инструкции листок нетрудоспособности выдается на весь срок лечения и проезда в клиники реабилитации научно-исследовательских институтов курортологии и физиотерапии Минздравмедпрома РФ независимо от места их расположения.
III. Об обеспечении пособиями отдельных
категорий работников
13. Вопрос: В каком размере выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?
Ответ: В соответствии со ст. ст. 4, 24 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" выплата пособий по временной нетрудоспособности, в том числе и по уходу за больным ребенком, производится из средств государственного социального страхования в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за весь период нетрудоспособности. Этот же порядок распространяется на случаи, когда работник в период временной нетрудоспособности не находится в указанных районах и местностях, а также когда нетрудоспособность наступила в период пребывания вне этих районов (в отпуске, командировке и др.).
14. Вопрос: Имеются ли особенности при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам медицинским и фармацевтическим работникам?
Ответ: Да, имеются. Пособие исчисляется из заработка за фактическую нагрузку (по медицинским и фармацевтическим должностям) по всем местам работы без ограничения двойным окладом или двойной ставкой (п. 84 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Постановление Правления Фонда социального страхования РФ от 02.03.93 N 24).
15. Вопрос: Каков порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности адвокатам?
Ответ утратил силу. - Письмо ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204.
16. Вопрос: В каком порядке обеспечиваются пособиями по государственному социальному страхованию нотариусы, занимающиеся частной практикой?
Ответ утратил силу. - Письмо ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204.
17. Вопрос: Как определяется заработок при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам страховым агентам?
Ответ: Порядок исчисления пособий по социальному страхованию агентам Госстраха Российской Федерации регулировался Временными правилами назначения и выплаты пособий по социальному страхованию, утвержденными Постановлением ЦК профсоюза работников госучреждений. В эти Правила периодически по согласованию с Фондом вносились изменения исходя из условий и оплаты труда страховых агентов. В частности, с 1 января 1992 г. (Постановление президиума ЦК профсоюза от 21.01.92 N 10) пособие по социальному страхованию исчислялось страховым агентам по п. п. 74, 76 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, а среднедневной заработок определялся путем деления фактического заработка на число календарных дней в учитываемом периоде и ограничивался среднедневным заработком, исчисленным за период с января 1992 г. до месяца наступления временной нетрудоспособности.
С принятием Постановления Правления Фонда социального страхования РФ от 02.03.93 N 24 "Об отмене ограничений фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности" данные Правила в части ограничения заработка при исчислении пособий страховым агентам утратили силу (Постановление ЦК профсоюза работников госучреждений от 20.04.93 N 15). Следовательно, в настоящее время страховым агентам пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам исчисляются исходя из их среднего заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам.
Среднедневной заработок определяется путем деления фактического заработка, начисленного в указанном выше периоде, на число календарных дней данного периода. При этом в число дней, на которое делится заработок, не включаются дни временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, основного и дополнительных отпусков, а также дни освобождения от работы в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Пособие выплачивается им за все календарные дни периода нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.
IV. О начислении страховых взносов
18. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер (работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и др.)?
Ответ: Нет, не начисляется в соответствии с Перечнем видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 сентября 1990 г. N N 358/16-28.
19. Вопрос: Какие должны быть основания для освобождения от уплаты страховых взносов предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов?
Ответ: В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5357-1 (см. письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.08.94 N 343 ЮЯ) для освобождения предприятий, объединений и учреждений от уплаты взносов в Фонд социального страхования РФ необходимо два условия: во-первых, чтобы они находились в собственности общественных организаций инвалидов; и, во-вторых, чтобы они были созданы для осуществления уставных целей общественных организаций инвалидов. Количество инвалидов, работающих на таких предприятиях, в данном случае значения не имеет.
С целью выявления вышеуказанных обстоятельств необходимо проанализировать учредительные документы юридического лица (учредительный договор, устав или положение), сравнить эти документы с Уставом общественной организации инвалидов, а также проверить фактическую реализацию соответствующих положений учредительных документов. В случае, если будет установлено отсутствие хотя бы одного из двух условий или невыполнение их на практике, отделение Фонда вправе отказать предприятию в предоставлении льготы по уплате взносов.
Согласно части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 4, статья 48), введенной в действие Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, к юридическим лицам, на имущество которых им учредители имеют право собственности, относятся только государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Как следует из статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", создание юридических лиц после официального опубликования части первой Кодекса (8 декабря 1994 года) осуществляется в порядке, предусмотренном главой 4 Кодекса. Таким образом, юридические лица, созданные после 8 декабря 1994 года, могут находиться в собственности общественных организаций инвалидов лишь в том случае, если они являются учреждениями, т.е. организациями, созданными собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемыми им полностью или частично (статья 120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предприятия, созданные общественными организациями инвалидов до официального опубликования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации (статья 5 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ). С момента преобразования названных предприятий утрачивается одно из условий для освобождения и от уплаты страховых взносов (о нахождении предприятия в собственности общественных организаций инвалидов) и они обязаны уплачивать взносы на государственное социальное страхование на общих основаниях.
Расходы на цели социального страхования работников предприятий и учреждений, освобожденных от уплаты взносов в Фонд, производятся за счет средств региональных отделений Фонда (Постановление Правления Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.04.92 N 25). При этом расходы на выплату пособий возмещаются в полном объеме (по факту), а на санаторно-курортное лечение и оздоровление - в пределах норматива, рассчитанного исходя из условной суммы страховых взносов.