<Письмо> ФСС РФ от 25.10.2002 N 02-18/05-7418
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2002 г. N 02-18/05-7418
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В связи с этим при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности исполнительные органы Фонда и страхователи по-прежнему руководствуются нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР. В соответствии с пунктом 25 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", размеры пособий по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания, определяются в процентном отношении в зависимости от непрерывного трудового стажа.
Согласно пункту 27 названных Основных условий непрерывный трудовой стаж при определении размера пособия исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года N 252 (в ред. Постановлений Совмина СССР от 27.12.83 N 1225, от 24.11.90 N 1177, от 01.07.91 N 432; СП СССР, 1973, N 10, ст. 51; 1984, N 4, ст. 19; 1990, N 31, ст. 150; 1991, N 20, ст. 78).
Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" (в ред. от 31.07.2002) действующий порядок исчисления непрерывного трудового стажа граждан при назначении пособий по временной нетрудоспособности сохранен впредь до принятия соответствующего федерального закона. Действие в настоящее время вышеназванных Правил исчисления непрерывного трудового стажа подтверждается решениями Верховного Суда Российской Федерации от 15, 20 августа 2002 года (дела: ГКПИ 2002-868, ГКПИ 2002-771).
Поскольку последние изменения и дополнения в Правила вносились в 1991 году, то применять их следует с учетом принятого в последующем законодательства Российской Федерации, а также международных соглашений (договоров) с участием Российской Федерации.
В связи с этим вопросы исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время регулируются не только названными Правилами, но также и следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. В соответствии с п. 14 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 года N 255, непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев.
2. Согласно п. 2 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" время, в течение которого гражданин в установленном порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа, но в непрерывный трудовой стаж этот период не засчитывается.
3. Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно - территориальном образовании" за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно - территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 6 месяцев.
4. Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций" беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости, время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.
5. На основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа. При этом сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу, стаж не прерывается, если со дня увольнения, не считая времени переезда к месту работы или службы, не прошло свыше трех месяцев.
6. В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.93 N 4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени проезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсии и пособий по государственному социальному страхованию.
7. Согласно п. 5.8 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 03.10.1994 N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации", в случае освобождения главы администрации от занимаемой должности за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности главы администрации и днем поступления на новое место работы не превысил одного года.
8. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)" за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего, в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется.
9. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного трудового стажа государственной службы.
10. Согласно пунктам 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. На них распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудовой стаж и засчитывается в общий трудовой стаж.
11. В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
При этом непрерывный трудовой стаж гражданам, уволенным с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва со дня увольнения с военной службы и поступления на работу.
В соответствии с п. 4 ст. 10 названного Закона супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту, в непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию, не засчитывается, но и не прерывает его весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.
12. Согласно ст. 25 Федерального закона от 05.07.1999 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.
Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 названного Закона), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж работы (службы).
13. В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.
Просим указанное письмо использовать в практической работе.
Л.Н.РАУ