<Письмо> ФНС России от 31.05.2013 N ЕД-4-3/9944@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 31 мая 2013 г. N ЕД-4-3/9944@
Федеральная налоговая служба сообщает о ситуации, складывающейся в отношении порядка начисления амортизации, учитываемой в целях налогообложения.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) амортизируемым имуществом, в частности, признаются объекты недвижимого имущества, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода.
До 1 января 2013 года Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривалось, что по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, начало начисления амортизации должно совпадать с выполнением двух условий одновременно: ввод объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259) и документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию (п. 11 ст. 258).
Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.10.2012 N 6909/12 (далее - постановление Президиума ВАС РФ N 6909/12) пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации права на объект основного средства в связи с тем, что налогоплательщиком не реализовано право на своевременное оформление его в собственность, не может рассматриваться как основание для лишения налогоплательщика права на учет расходов, связанных с созданием и (или) приобретением этого объекта, через амортизацию.
Также Президиумом ВАС РФ сделан вывод, что момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от факта подачи документов на регистрацию.
Такое толкование для налогоплательщиков, не начислявших амортизацию по объектам основных средств до момента подачи документов на регистрацию в период до 2013 года, создает предпосылки для представления уточненных налоговых деклараций, в которых исчисленная ранее сумма налога на прибыль за периоды, предшествовавшие 2013 году, будет уменьшена.
Результаты проведенного анализа показывают, что в IV квартале прошлого года имел место существенный прирост суммы расходов в виде амортизационной премии и суммы амортизации, он составил 450 млрд. руб., или 60% от уровня этих расходов за 9 месяцев 2012.
2. В соответствии с подпунктом б) пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 206-ФЗ) с 1 января 2013 г. из статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации исключен пункт 11, определявший включение вышеуказанных объектов основных средств в состав амортизационных групп с момента подачи документов на государственную регистрацию.
Вместе с тем, согласно новой редакции пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса, изменения в который внесены пунктом 6 статьи 1 закона N 206-ФЗ, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Таким образом, с 1 января 2013 Налоговый кодекс не связывает момент начала начисления амортизации по объектам основных средств с датой их государственной регистрации, а ставит его в зависимость только от ввода объектов основных средств в эксплуатацию.
При этом новые нормы Налогового кодекса не имеют переходных положений для объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года.
Министерством финансов Российской Федерации по данному вопросу в письме от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285 разъяснено, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс законом N 206-ФЗ, не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 года.
Из этого следует, что налогоплательщики до 1 января 2013 принявшие к учету и введшие в эксплуатацию в качестве основных средств недвижимое имущество, по которому документы на государственную регистрацию прав не подавались, не могут учесть амортизацию, начисленную по такому имуществу, ни по нормам Налогового кодекса, действовавшим до 1 января 2013, ни по нормам, действующим после этой даты.
Однако, по мнению ФНС России, указанное выше постановление Президиума ВАС РФ N 6909/12, а также имеющиеся неясности в действующей с 1 января 2013 редакции Налогового кодекса, будут способствовать толкованию положения о возможности начисления амортизации по объектам основных средств, отраженных в бухгалтерском учете, введенных в эксплуатацию и используемых в производственной деятельности до 1 января 2013, в пользу налогоплательщиков.
В I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом тенденция роста расходов в виде амортизационной премии и суммы амортизации сохранилась.
Так, только по самым крупнейшим холдингам, образовавшим консолидированные группы налогоплательщиков, эти показатели выросли почти на 400 млрд. рублей. Применение названных изменений организациями, имеющими наибольший рост данных расходов (в том числе и по объективным причинам), к учтенным до 01.01.2013 объектам основных средств, выступает главным фактором снижения поступлений налога.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.ЕГОРОВ