<Письмо> ФНС РФ от 15.09.2011 N ЕД-4-3/15075@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/15075@
ОБ УЧЕТЕ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение о порядке учета расходов, связанных с приобретением авторских прав организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, сообщает, что на аналогичный запрос, направленный в адрес Минфина России, дан ответ письмом Минфина России от 24.08.2011 N 03-11-11/218.
Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 августа 2011 г. N 03-11-11/218
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства. При этом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно следует отметить, что перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с приобретением исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в частности, произведения науки, литературы и искусства, а также фонограммы (пп. 1 и 5 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Таким образом, музыкальные и видеопроизведения признаются результатами интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственностью).
При этом расходы, связанные с приобретением за фиксированную плату у правообладателя авторских прав на музыкальные и видеопроизведения на основании лицензионного договора, пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса не предусмотрены.
В то же время исходя из пп. 32 п. 1 указанной статьи Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов в виде периодических (текущих) платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
Таким образом, если лицензионные платежи носят периодический характер, сумма вознаграждения (стоимость лицензии), выплачиваемого лицензиатом, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", лицензиару за предоставленное право использования музыкальных и видеопроизведений (право распространения, воспроизведения и т.д.), может учитываться лицензиатом в расходах согласно пп. 32 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.
Такие расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
Также сообщаем, что в соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
Исходя из пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики упрощенной системы налогообложения при определении налоговой базы имеют право учитывать расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
В связи с тем, что имущественные права не относятся к товарам, расходы на приобретение прав на результат интеллектуальной деятельности не могут быть отнесены к расходам, предусмотренным пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.
Учитывая изложенное, расходы налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, в виде стоимости приобретенных для перепродажи прав на музыкальные и видеопроизведения на основании лицензии не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением указанной системы налогообложения.
Кроме того, обращаем внимание, что такие понятия, как "неисключительные права" и "договор о передаче неисключительных прав", в налоговом законодательстве, а также в гражданском законодательстве не используются с 2008 г., начиная с года вступления в силу части четвертой ГК РФ, в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН