Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФНС России от 19.05.2025 N ШЮ-4-13/4858@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 19 мая 2025 г. N ШЮ-4-13/4858@

О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

В связи с поступающими вопросами налогоплательщиков и в целях обеспечения корректного заполнения Уведомления о контролируемых сделках (далее - Уведомление), утвержденного Приказом ФНС России от 02.12.2024 N ЕД-7-13/1088@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме", Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

1. По Разделу 1А Уведомления

В соответствии с пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сведения о контролируемых сделках должны содержать, в том числе, информацию об использованных методах, предусмотренных главой 14.3 Кодекса, и источниках информации о сопоставимых сделках.

Согласно пункту 53 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (Приложение N 3 к Приказу ФНС России N ЕД-7-13/1088@, далее - Порядок) в поле 4.6 "Код методов ценообразования" указывается соответствующий код методов ценообразования, который использовал налогоплательщик, в том числе при осуществлении самостоятельной корректировки, в соответствии с приложением N 1 к Порядку заполнения.

Таким образом, в силу положений Кодекса, в отношении сделок, совершенных после 01.01.2024, налогоплательщик обязан указать в Уведомлении метод (из предусмотренных главой 14.3 Кодекса или их комбинации), применяемый для обоснования рыночного уровня цен в контролируемой сделке. Соответствующий метод также должен быть отражен в документации, представляемой в порядке пунктов 3 или 8 статьи 105.15 Кодекса.

В этой связи ФНС России обращает внимание, что письмо ФНС России от 25.05.2022 N ШЮ-4-13/6384@ применяется с учетом письма ФНС России от 13.03.2025 N ШЮ-4-13/2827@.

При применении положений статьи 269 Кодекса в поле 4.6 "Код методов ценообразования" допускается указание кода "01" (метод сопоставимых рыночных цен), в поле 4.7 "Код источника информации, используемой налогоплательщиком" - кода "259" (иная информация), согласно приложению N 1 к Порядку.

2. По Разделу 1Б Уведомления

2.1. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса сведения о контролируемых сделках должны содержать, в том числе, сведения об условиях совершения сделки, а в отношении сделки, предметом которой являются товары, также сведения об условиях и о базисе поставки товаров, дате отгрузки товаров (дате перехода права собственности на товары, дате признания дохода (расхода) по сделке).

Согласно пункту 72 Порядка в поле 3.5 "Код условия поставки (заполняется только для товаров)" указывается код в соответствии с приложением N 1 к Порядку, соответствующий термину Инкотермс, примененному сторонами при совершении сделки, предметом исполнения которой является товар. Если термины Инкотермс не применяются, данное поле не заполняется.

Пунктом 73 Порядка установлено, что в поле 3.6 "Код пункта поставки, места перехода права собственности по классификатору ОКТМО (заполняется только для товара)" указывается код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, где осуществляется переход права собственности на товар. В случае если переход права собственности на товар осуществлен за пределами Российской Федерации поле 3.6 не заполняется.

При этом в соответствии с пунктом 75 Порядка в поле 3.6.2 "Место совершения сделки" указывается наименование места, в котором происходит переход права собственности на товар (например, наименование населенного пункта, порта, ж/д станции, аэропорта, пограничного перехода) и в случае заполнения поля 3.6 поле 3.6.2 не заполняется.

Исходя из положений пункта 74 Порядка, в поле 3.6.1 "Код страны по классификатору ОКСМ (цифровой)" указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира или код 980 - Евросоюз или код 981 - ЕАЭС, либо страны происхождения иного объекта гражданских прав, если для данного объекта гражданских прав ее можно определить. Данное поле заполняется только в случае приобретения налогоплательщиком товаров и иных гражданских прав в области внешней торговли.

Следовательно, поле 3.6.1 Уведомления заполняется только при операциях по ввозу товаров на территорию Российской Федерации или приобретению иных гражданских прав в области внешней торговли (импорт), либо при реимпорте товаров на территорию Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу положений подпункта 5 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса, а также в целях корректного заполнения Уведомления следует учитывать, что в случае не заполнения поля 3.6 Уведомления, место поставки, место перехода права собственности отражается в поле 3.6.2 Уведомления, в отношении контролируемых сделок, предметом которых являются товары.

При этом, в поле 3.6.2 Уведомления указывается полный адрес места совершения сделки, включая код страны по классификатору ОКСМ.

2.2. Согласно пункту 64 Порядка в поле 2 "Уникальный номер контракта/кредитного договора" указывается уникальный номер контракта (кредитного договора), присвоенный банком в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления", в отношении договора, реквизиты которого указаны в поле 3.4.1 "Номер договора" и поле 3.4.2 "Дата договора" Уведомления, при совершении внешнеторговых сделок.

Следовательно, в случае если уникальный номер контракта не присваивался банком, поле 2 Раздела 1Б Уведомления не заполняется.

3. По разделам 1В и 1Г Уведомления

3.1. Согласно пункту 8 статьи 105.16 Кодекса в целях обеспечения выполнения требования, предусмотренного подпунктом 7 пункта 3 настоящей статьи, налогоплательщик должен принять меры по получению от его взаимозависимых лиц сведений о цепочке создания стоимости. Налогоплательщик не вправе ссылаться на отказ взаимозависимого лица от раскрытия сведений о цепочке создания стоимости. Следовательно, законом не предусмотрены какие-либо основания для отказа от представления таких сведений взаимозависимым контрагентом.

Вместе с тем, полагаем, что обстоятельствами, свидетельствующими о невозможности представления такого рода сведений, могут являться обстоятельства непреодолимой силы (например, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, военные действия), в результате которых необходимые документы и информация были утрачены без возможности восстановления.

Действие и влияние таких обстоятельств должны быть подтверждены соответствующими компетентными органами документально с учетом требований действующего законодательства (и, при необходимости, легализованы на территории Российской Федерации).

Никакие письма и (или) заверения взаимозависимого контрагента сами по себе не могут являться подтверждением действия такого рода обстоятельств.

3.2. Подпунктом 7 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса предусмотрено, что в отношении сделок, которые в целях настоящего Кодекса признаются контролируемыми сделками в соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 настоящего Кодекса и предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в пункте 5 статьи 105.14 настоящего Кодекса (за исключением сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, местом жительства либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация), между лицами, признаваемыми взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса, также раскрываются сведения о сделках последующей реализации и (или) предшествующей покупки товаров, в том числе сведения о конечном покупателе и (или) происхождении товаров, ценах, коммерческих и (или) финансовых условиях таких сделок (далее - сведения о цепочке создания стоимости).

ФНС России обращает внимание, что положения подпункта 7 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса не распространяются на сделки, признаваемые контролируемыми в силу пункта 2 статьи 105.14 Кодекса.

Соответственно, если товар, входящий в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в пункте 5 статьи 105.14 Кодекса, реализованный в рамках внешнеторговой сделки, признаваемой контролируемой на основании пункта 1 статьи 105.14 Кодекса, был приобретен (получен путем переработки сырья на давальческой основе) в рамках сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 Кодекса, то указанная сделка не подлежит раскрытию в рамках сведений о цепочке создания стоимости, но отражается в Разделах 1А и 1Б в установленном порядке.

Согласно пункту 8 статьи 105.16 Кодекса в целях обеспечения выполнения требования, предусмотренного подпунктом 7 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса, налогоплательщик должен принять меры по получению от его взаимозависимых лиц сведений о цепочке создания стоимости. Налогоплательщик не вправе ссылаться на отказ взаимозависимого лица от раскрытия сведений о цепочке создания стоимости.

Таким образом, в отношении сделок, поименованных в подпункте 7 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса, налогоплательщик обязан получить у своих взаимозависимых лиц сведения о цепочке создания стоимости и отразить их в Уведомлении.

Например, в рамках контролируемой сделки налогоплательщик реализует товар взаимозависимому торговому посреднику, который перепродает его конечным покупателям - независимым лицам, в этом случае раскрытию подлежат сведения о сделках торгового посредника по последующей реализации товара, приобретенного в рамках контролируемой сделки, конечным независимым покупателям (Раздел 1В) и сведения о сопутствующих услугах в отношении данного товара (Раздел 1Г).

В ином случае, в рамках контролируемой сделки налогоплательщик реализует товар взаимозависимому торговому посреднику, который далее реализует его независимому лицу, которое в последствии перепродает товар другому взаимозависимому лицу налогоплательщика, осуществляющему реализацию товара конечным независимым покупателями. В этом случае необходимо раскрыть сведения о цепочке создания стоимости в отношении обоих взаимозависимых лиц.

Таким образом, цепочка создания стоимости подлежит раскрытию до звена, после которого в ней не участвуют взаимозависимые с налогоплательщиком лица.

В соответствии с пунктом 16 Порядка Раздел 1В, Раздел 1Г и Раздел 4 заполняют налогоплательщики в отношении контролируемых сделок, подпадающих под критерии, изложенные в подпункте 7 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса.

Учитывая положения пункта 111 Порядка в Разделе 1Г указываются сведения о сопутствующих услугах, осуществленных при реализации/поставке товаров, входящих в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в пункте 5 статьи 105.14 Кодекса, отраженных в Разделе 1В.

К каждой контролируемой сделке, указанной в подразделе 1 "Общие сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)" Раздела 1Б, заполняется Раздел 1Г с указанием всех сопутствующих услуг (при наличии). В случае отсутствия сопутствующих услуг Раздел 1Г не заполняется.

Если количество сопутствующих услуг превышает число соответствующих полей Раздела 1Г, заполняется необходимое количество листов Раздела 1Г.

Таким образом, в Разделе 1Г Уведомления отражаются сведения по каждой сопутствующей услуге в отношении каждого товара контролируемой сделки из Раздела 1Б.

Под сопутствующими услугами, подлежащими отражению в Разделе 1Г Уведомления, следует понимать услуги, оказываемые в рамках последующий реализации или предшествующей покупки товаров к сделке из Раздела 1Б.

При этом сведения о предмете сделки (группы однородных сделок), отраженные в Разделе 1Б Уведомления, в Разделе 1Г, не указываются.

Вместе с тем, согласно пункту 117 Порядка в поле 2.2.2 "Регистрационный номер" указывается регистрационный номер, присвоенный иностранной организации в стране регистрации (инкорпорации). Следовательно, в случае оказания сопутствующих услуг российским налогоплательщиком, указанные сведения в Разделе 1Г Уведомления не отражаются.

4. По Разделу 2 Уведомления

Согласно пункту 130 Порядка в поле 4.6 "Регистрационный номер" указывается регистрационный номер (если имеется), присвоенный иностранной организации или иностранной структуре без образования юридического лица (далее - ИСБОЮЛ) в стране регистрации (инкорпорации), в случае, если в поле 4.1 указано цифровое значение "2" или "3".

Пунктом 131 Порядка установлено, что в поле 4.7 "Наименование идентификатора" указывается наименование идентификатора регистрационного номера в стране регистрации (инкорпорации), указанного в поле 4.6, если в поле 4.1 указано цифровое значение "2" или "3", например, БИН, УНП, IDNP, TIN.

В случае отсутствия наименования идентификатора и (или) его аббревиатуры в стране регистрации (инкорпорации) иностранной организации или ИСБОЮЛ, в поле 4.7 допускается указание принадлежности номера, отраженного в поле 4.6, к группе "регистрационный номер" (присвоенного при регистрации) или группе "налоговый номер" (присвоенного при постановке на налоговый учет).

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Ю.В.ШЕПЕЛЕВА

Другие документы по теме
"О применении нормативных и методических документов"
"О форме и формате представления в налоговые органы сведений о транспортных средствах, регистрируемых военными автомобильными инспекциями"
<О введении временных ограничений на импорт и транзит по территории Российской Федерации продукции из Либерии>
<О приостановлении сертификации продукции, произведенной предприятием Республики Беларусь>
Ошибка на сайте