<Письмо> ФНС РФ от 18.07.2008 N ШТ-6-3/508@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 июля 2008 г. N ШТ-6-3/508@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.07.2008 N 03-04-07-01/112.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июля 2008 г. N 03-04-07-01/112
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм, выплачиваемых депутатам областных Дум и законодательных собраний субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением ими депутатской деятельности, и сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты, связанные, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями. При этом заключение трудовых договоров в целях осуществления депутатской деятельности не требуется.
С учетом вышеизложенного выплаты в возмещение документально подтвержденных расходов депутата, связанных с исполнением им своих обязанностей, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса.
Что касается расходов, возмещаемых депутатам Калининградской областной Думы в соответствии с разделом 1 Положения "О порядке возмещения депутатам Калининградской областной Думы расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности", утвержденного Постановлением областной Думы, то к освобождаемым от налогообложения выплатам, возмещающим затраты депутата, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, могут быть отнесены расходы, перечисленные в пунктах 1.1 - 1.3 Положения.
Поскольку оказание депутатами материальной помощи нуждающимся гражданам в денежной и натуральной форме, спонсорской и благотворительной помощи Законом Калининградской области от 18.09.1995 N 21 "О статусе депутата Калининградской областной думы" не предусмотрено, то компенсация таких расходов не освобождается от налогообложения налогом на доходы физических лиц.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 главы 24 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Законодательными актами субъектов Российской Федерации предусматриваются выплаты депутатам ежемесячного денежного вознаграждения, денежные поощрения и иные выплаты в качестве социальной гарантии их деятельности.
Глава 24 Кодекса не содержит специальных положений, регулирующих порядок налогообложения таких выплат.
Вместе с тем указанные выплаты, по нашему мнению, могут быть приравнены к выплатам по трудовым договорам, подлежащим обложению ЕСН в соответствии с упомянутым пунктом 1 статьи 236 Кодекса.
Соответственно, суммы возмещения расходов депутатов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не подлежат налогообложению ЕСН на основании положений абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса как компенсационные суммы, связанные с выполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей.
В целях устранения имеющихся неясностей в данном вопросе Минфин России в настоящее время рассматривает возможность внесения соответствующих поправок в статью 236 Кодекса.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН