<Письмо> ФНС РФ от 22.11.2005 N ШТ-6-07/973@
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 ноября 2005 г. N ШТ-6-07/973@
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО УСТАВНОМУ КАПИТАЛУ
В дополнение к письму от 19.10.2005 N ШТ-6-07/885@ Федеральная налоговая служба направляет разъяснения в части формирования уставного капитала (уставного фонда) организациями, осуществляющими деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2006) (далее - Федеральный закон) производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.
Согласно пункту 2.1 статьи 11 Федерального закона производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей. Указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 2.2 производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 миллионов рублей.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что оборот водки могут осуществлять только казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона, организацией представляется в лицензирующий орган в том числе документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 8 и пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе в случае нарушения требований пунктов 2.1 и 2.2 статьи 11.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.01.2006, обязаны привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями названного Закона и до 01.07.2006 оформить новые лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции).
Указанная норма не предоставляет право организациям осуществлять до 01.07.2006 производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, установленных Федеральным законом.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации о юридических лицах правила относительно уставного капитала (уставного фонда) могут распространяться на хозяйственные товарищества и общества (в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества) и унитарные предприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Согласно статье 15 указанного Закона вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Согласно статье 34 данного Закона оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.
Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров.
При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Согласно пункту 2 статьи 13 указанного Закона уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 данного Закона увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает возможность формирования уставного капитала (уставного фонда) организации за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку.
Довести до сведения организаций, занимающихся деятельностью по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информацию о необходимости приведения к 1 января 2006 года уставных документов в соответствие с требованием законодательства Российской Федерации.
В случае нарушения данного требования организациями, осуществляющими оборот алкогольной продукции, следует, руководствуясь пунктом 1 статьи 20 Федерального закона, принимать решения о приостановлении действия лицензий.
В срок до 13 января 2006 года представить в Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции ФНС России сведения об организациях, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции, не выполнивших указанное требование, для принятия решений о приостановлении действия лицензий.
Советник налоговой службы
Российской Федерации 1 ранга
Т.В.ШЕВЦОВА