<Письмо> ФНС РФ от 04.05.2008 N ШС-6-3/330
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 4 мая 2008 г. N ШС-6-3/330
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения письма Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2008 N 03-05-04-02/18 по вопросу уплаты земельного налога учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении Минобороны России, МВД России и МЧС России, и от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12 о направлении письма Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840 о принципах при рассмотрении вопросов о признании земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений пункта 2 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Доведите указанные письма до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 марта 2008 г. N 03-05-04-02/18
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении Минобороны России, МВД России и МЧС России, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень таких земельных участков определен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Кроме того, пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса установлено, что не признаются объектом налогообложения некоторые категории земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень ограниченных в обороте земельных участков установлен пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса, которым определено, что ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Налоговым кодексом к ним отнесены, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса).
Согласно статье 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Содержание ограничения оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом и федеральными законами. При этом установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, вопрос применения пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса в отношении не признаваемых объектом налогообложения земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, напрямую связан с применением норм Земельного кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 187 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере земельных отношений и территориального зонирования.
Таким образом, вопросы применения Земельного кодекса в части признания земель ограниченными в обороте либо изъятыми из оборота находятся в компетенции Минэкономразвития России.
Минэкономразвития России на запрос Минфина России по вопросу о признании земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса было дано разъяснение письмом от 13.03.2007 N Д08-840 о принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу, которое для руководства и использования в работе направлено в адрес ФНС России письмом Минфина России от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 марта 2007 г. N 03-05-05-02/12
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики направляет для руководства и использования в работе копию письма Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840 о принципах при рассмотрении вопросов о признании земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений пункта 2 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента
С.В.РАЗГУЛИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2007 г. N Д08-840
О ПРИНЦИПАХ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ИЗ ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ
В соответствии с письмом Минфина России о разъяснении применяемых принципов при рассмотрении вопросов о признании земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития России сообщает.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не признаются объектом налогообложения по земельному налогу:
земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
земельные участки из состава земель лесного фонда;
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне подпунктов 1 - 10 указанного пункта. Таким образом, в указанном случае не имеет значения категория земельного участка, его целевое назначение. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов, их принадлежность Российской Федерации на праве собственности.
Что касается земельных участков, ограниченных в обороте, то их исключение из объектов налогообложения по земельному налогу связано с категорией земель, целевым назначением, а также имеющимися на них объектами.
Необходимо отметить, что подпункты 2 и 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации совпадают по содержанию с подпунктами 2 и 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответственно для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к категории земель лесного фонда либо нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, сообщаем, что в этом случае важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности. В связи с тем, что деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела может осуществляться только строго определенным указанными законами кругом лиц, важным элементом является принадлежность земельного участка соответствующему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Также в части земельных участков, занятых находящимися в государственной собственности объектами водного фонда, необходимо установить категорию земельного участка, а также форму собственности на водный объект.
Директор
Департамента имущественных
и земельных отношений,
экономики природопользования
И.Н.ГРЕЧУХИН