<Письмо> ФНС РФ от 01.02.2005 N ШС-6-01/71
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 февраля 2005 г. N ШС-6-01/71
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Направляем информацию об изменениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые произошли в 2004 году и вступили в действие с 1 января 2005 года, для использования в работе.
Довести направленную информацию до сотрудников управления и нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение 1
СПРАВКА
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ,
ПРОИЗОШЕДШИХ В 2004 ГОДУ И ВСТУПИВШИХ В СИЛУ
С 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА
I. Введены с 01.01.2005 новые главы
Налогового кодекса Российской Федерации
Глава 25.2 "Водный налог". Данной главой определен порядок налогообложения организаций и физических лиц, осуществляющих водопользование. Главой установлены конкретные налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам Российской Федерации.
Глава 25.3 "Государственная пошлина". Главой устанавливается четкий перечень юридически значимых действий, за которые уплачивается госпошлина, а также порядок, сроки и размеры ее уплаты. Установлены особенности уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции, совершение нотариальных действий. Установлена пошлина за государственную регистрацию юридических лиц и государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организации, а также за ликвидацию юридического лица, за исключением случаев применения процедур банкротства, установлена пошлина за регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Взамен ранее действовавшего налога за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы введена государственная пошлина.
Установлен размер государственной пошлины за госрегистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за госрегистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 20% от пошлины за госрегистрацию (было - 2000 рублей; стало - 400 рублей).
Глава 31 "Земельный налог". В 2005 году земельный налог по нормам новой главы будут уплачивать налогоплательщики тех местностей, муниципальные власти которых примут соответствующий закон. Для прочих регионов налогообложение земельным налогом по-прежнему регламентируется Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Главой 31 установлен новый порядок налогообложения земельных участков. Земельный налог является местным налогом, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму 10 000 рублей для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе:
- Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов, имеющих III степень ограничения способностей к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 01.01.2004 без внесения заключения по степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- инвалидов с детства;
- ветеранов и инвалидов ВОВ, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и др. категорий.
II. Внесены изменения и дополнения в действующее
законодательство о налогах и сборах
В главу 21 "Налог на добавленную стоимость":
1) На торговлю с Республикой Беларусь распространен общий порядок налогообложения по принципу "страны назначения".
2) Освобождены от налогообложения:
- операции по продаже жилых домов, жилых помещений и долей в них, а также передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при продаже квартир;
- объектами налогообложения не признаются операции по продаже земельных участков и долей в них.
3) Изменены налоговые ставки
- налоговая ставка 0% распространяется на реализацию нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ;
- по ставке 18% облагаются редакционные и издательские услуги, размещение рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, оформление и исполнение договора подписки, в том числе услуги по доставке изданий подписчику, если они оговорены условиями договора подписки.
4) Уточнен список документов и сроки их представления перевозчиками на железнодорожном транспорте для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога при реализации услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и транзита, если расчеты за перевозки осуществляются на основании договоров российских перевозчиков с иностранными или на основании международных договоров РФ. В налоговые органы нужно представлять документы, предусмотренные такими договорами.
Налоговые органы могут затребовать отдельные перевозочные документы или выписки банка, включенные в реестры. Срок представления таких документов - 30 дней.
Указанные налогоплательщики представляют документы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС для получения налоговых вычетов не позднее 180 дней со дня проставления на перевозочных документах таможни о перевозке товаров, помещенных под режим экспорта и транзита.
В главу 22 "Акцизы":
1) Уплата акцизов при торговле со странами СНГ, в том числе с Республикой Беларусь, осуществляется в общеустановленном порядке.
2) Изменены налоговые ставки:
Специфические ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением сигарет, проиндексированы на 8 процентов.
По сигаретам, в связи с решением, достигнутым при введении комбинированных ставок акцизов, предлагается более высокая индексация специфических составляющих ставок налога. На сигареты с фильтром установлена специфическая ставка акциза в размере 70 рублей за 1000 штук, на сигареты без фильтра - 30 рублей за 1000 штук. Адвалорная составляющая сохранена в размере 5 процентов к отпускной цене. При индексации ставок в таком размере доля акциза в цене сигарет с фильтром в среднем составит около 25 процентов;
3) На натуральные, игристые и шипучие вина не распространяется "режим налогового склада". Акциз на эту алкогольную продукцию и алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта до 9% будет полностью уплачивать производитель. Изменено понятие "режим налогового склада".
В главу 23 "Налог на доходы физических лиц":
1) Освобождаются от уплаты НДФЛ:
- суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов, а также материальная помощь в сумме не более 2000 рублей, оказываемая инвалидам этими организациями;
- призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами-инвалидами за призовые места на Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы, а также чемпионатах, первенствах и кубках Российской Федерации;
- доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций (касается особенностей налогообложения акций, полученных физическими лицами при реорганизации организаций).
2) Снижены налоговые ставки:
- с 35% до 13% снижены ставки налога на доходы в виде материальной выгоды при экономии на процентах за пользование кредитами при строительстве и приобретении жилья.
3) Повышена налоговая ставка:
- с 6% до 9% повышена ставка на доходы граждан в виде дивидендов, полученных от долевого участия в деятельности организаций.
4) Изменен порядок предоставления налоговых вычетов:
- увеличен с 300 руб. до 600 руб. размер стандартного налогового вычета, предоставляемого на каждого ребенка в расчете на месяц, увеличен с 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей суммарный размер дохода, по достижении которого предоставление права на получение такого вычета применяется;
- при приобретении и продаже недвижимости и другого имущества общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам).
5) Изменен порядок предоставления имущественного налогового вычета. Налогоплательщик имеет право обращаться за предоставлением вычетов к работодателю (налоговому агенту).
6) Изменен перечень расходов, отнесенных к профессиональным налоговым вычетам. В перечень включена государственная пошлина, уплаченная в связи с профессиональной деятельностью налогоплательщика.
7) Изменен порядок налогообложения доходов физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым работодателями с негосударственными пенсионными фондами.
8) Прописаны особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной помощи. Статья 212 пункт 1 дополнена словами ", за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты".
9) Исключено положение, которое предоставляло Правительству РФ право утверждать перечни российских и иностранных благотворительных организаций (фондов, объединений), оказывающих физическим лицам благотворительную помощь, отнесенную к доходам, не подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц.
В главу 24 "Единый социальный налог":
1) Снижена налоговая ставка:
- эффективная ставка единого социального налога снижена с 35,6% до 26%.
2) Изменена регрессивная шкала:
- установлена регрессивная шкала налоговых ставок для основной категории налогоплательщиков:
при величине выплат до 280 тыс. рублей в год - 26%;
при величине выплат от 280 000 до 600 000 рублей в год - ставка составит 72 тыс. рублей плюс 10% с суммы, превышающей 280 тыс. рублей;
при величине выплат свыше 600 000 рублей в год - 104 тыс. 800 рублей плюс 2% с суммы, превышающей 600 000 рублей.
3) Выплаты, не подлежащие налогообложению:
- сумма материальной помощи, выплачиваемая за счет бюджетных источников бюджетными организациями, не облагаемая ЕСН, увеличена с 2000 до 3000 руб.
4) Изменен порядок уплаты налога для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Налогоплательщик, прекративший деятельность в качестве ПБОЮЛ до конца налогового периода, должен представить налоговую декларацию в пятидневный срок со дня подачи заявления в налоговый орган о прекращении деятельности.
В главу 25 "Налог на прибыль организаций":
1) Изменен порядок определения налоговой базы:
- из перечня внереализационных доходов исключены суммы кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, списанные ипотечным агентом;
- доходы в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью, не учитываются при определении налоговой базы;
- отменена статья 297, которая предусматривала особый порядок расходов организациями потребительской кооперации.
2) Изменились налоговые ставки:
- с 6% до 9% увеличилась ставка налога на доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;
- с 2005 года до 31 декабря 2006 года ставка налога на прибыль по доходам инвесторов по ипотечным и муниципальным ценным бумагам снижена до 9%. После 1 января 2007 года ставка составит 15%.
3) Освобождаются от налогообложения:
- средства резерва финансирования предупредительных мероприятий, формируемого в установленном порядке страховыми организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование.
4) Стимулирование инвестиций:
- организациям-инвесторам разрешено начислять амортизацию на имущество, используемое в коммунальной сфере, до истечения действия инвестиционного соглашения.
5) Изменилось распределение налога на прибыль по уровням бюджетов. В федеральный бюджет налог зачисляется по ставке 6,5%, а в региональные бюджеты - 17,5%.
В главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых":
С 2005 года при экспорте нефти и газа в страны СНГ будет применяться ставка НДС 0%. Вместе с тем вырастут ставки НДПИ по нефти и природному газу. За 1000 куб. м газа нужно будет платить 135 руб. Ставка НДПИ при добыче нефти составит 419 руб. за 1 тонну.
В главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" (единый сельскохозяйственный налог):
1) Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенные для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.
2) При переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам единого налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость, вычету не подлежат.
В главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения":
Уточнены положения, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения вновь созданными (зарегистрированными) налогоплательщиками. Установлено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
В главу 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности":
1) Перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД, дополнен деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы, а также оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
2) Уточнен перечень понятий, используемых в главе 26.3 Налогового кодекса РФ.
3) Показатели базовой доходности по всем видам деятельности, переведенным на ЕНВД, увеличены в 1,5 раза.
4) Уточнен порядок применения системы ЕНВД организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими автомобильные перевозки.
5) Внесены изменения в порядок расчета вмененного дохода, в 2005 году коэффициент-дефлятор К3 равен 1,104.
В главу 28 "Транспортный налог":
Налоговая база по воздушным транспортным средствам с реактивным двигателем определяется исходя из тяги реактивного двигателя, измеряемой в киллограмм-силах. Налоговая ставка составляет 20 рублей с каждого килограмма силы тяги.
В главу 29 "Налог на игорный бизнес":
Закрепляется норма, устанавливающая обязанность постановки на учет и уплаты налога в налоговых органах по месту нахождения объектов налогообложения, а также уточняется порядок расчета налога при изменении количества объектов налогообложения в течение налогового периода.
В главу 30 "Налог на имущество организаций":
Перечень объектов налогообложения дополнен объектами мобилизационного назначения и др. объектами особого назначения.
В Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю":
1) Ставки земельного налога, действовавшие в 2004 году, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1 (кроме земель сельскохозяйственного назначения).
2) Налог на земли, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, составит 3% от ставки земельного налога, установленной органами местного самоуправления в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр в 1994 году или 62,72 коп. за квадратный метр в 2005 году.
3) Организации и граждане - собственники земельных участков в период проектирования и строительства жилья (кроме индивидуального) будут платить земельный налог с застраиваемого участка в двукратном размере в течение трех лет. Если жилищное строительство продолжается более трех лет, налог с организаций и граждан будет взиматься в четырехкратном размере. Для индивидуального жилищного строительства взимается в двукратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок.
4) Определены ставки земельного налога за земли, предоставленные под ИЖС.
5) Отменены статьи 18 и 19 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в которых устанавливался порядок перечисления налога на счета соответствующих бюджетов.
III. С 1 января 2005 года отменены
следующие налоги и сборы
1) Налог на операции с ценными бумагами.
2) Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний.
3) Налог на рекламу.
IV. Внесены изменения в бюджетное законодательство
В Федеральный закон "О бюджетной классификации в Российской Федерации":
1) Закреплены основные источники доходов бюджетов Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним).
2) Установлено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов обеспечивают:
- идентичность построения функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов;
- преемственность кодов целевых статей и видов расходов, применяемых при формировании расходов федерального бюджета, для аналогичных расходов, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В Бюджетный кодекс Российской Федерации:
1) Статья 60 Бюджетного кодекса дополнена нормой:
"До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства".
2) Вносятся изменения в действующую редакцию Бюджетного кодекса Российской Федерации по следующим направлениям:
- уточнение разграничения бюджетных полномочий между органами власти разных уровней;
- уточнение бюджетного устройства и общих принципов организации бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- установление порядка разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- регулирование предоставления межбюджетных трансфертов;
- установление порядка осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) при введении временной финансовой администрации;
- уточнение порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение 2