<Письмо> ФНС России от 24.02.2016 N СА-4-18/2988
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 февраля 2016 г. N СА-4-18/2988
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Федеральная налоговая служба в целях наиболее качественного представления интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, а также прав требования к банку, перешедших к государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам, в делах о банкротстве банков с соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", от 14.10.2004 N 548 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" сообщает следующее.
Часть 4 статьи 15 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" определяет, что Агентство в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.
Согласно пунктам 7, 8 Положения о порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам, утвержденного приказом Минфина России от 12.04.2005 N 56н (далее - Приказ Минфина России N 56н), ФНС России осуществляет права конкурсного кредитора по включенным в реестр требованиям Агентства на собрании кредиторов, а также на заседании комитета кредиторов банка через своего представителя. При этом ФНС России учитывает мнение Агентства при участии в собрании (заседании комитета) кредиторов. Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 1324/10 (далее - Постановление Президиума ВАС РФ N 1324/10).
1. На 01.01.2016 Агентство осуществляло полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) в отношении 231 кредитной организации (на 01.01.2015 - в отношении 180 кредитных организаций).
Таким образом, объем работы, связанной с реализацией ФНС России полномочий, предоставленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, от 14.10.2004 N 548, в делах о банкротстве кредитных организаций возрастает.
13.02.2013 между Федеральной налоговой службой и Агентством заключено соглашение N ММВ-23-8/4/2013-0040/6 о взаимодействии ФНС России и Агентства, в соответствии с которым образована совместная рабочая группа по вопросам банкротства кредитных организаций (далее - рабочая группа).
В случае возникновения вопросов методологического и организационного характера в части взаимодействия с Агентством как конкурсным управляющим кредитной организации, признанной банкротом, соответствующие материалы следует направлять в ФНС России по мере необходимости для их рассмотрения на заседании рабочей группы.
Одновременно направляется для использования в работе копия письма Агентства от 15.01.2016 N 1-5/335, содержащего перечень кредитных организаций на 01.01.2016, в отношении которых Агентство реализует полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора).
2. Статья 189.84 Закона о банкротстве определяет, что под текущими обязательствами кредитной организации понимаются, в том числе обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации. Расходы на исполнение текущих обязательств кредитной организации включаются в смету текущих расходов кредитной организации и осуществляются конкурсным управляющим на основании такой сметы.
Таким образом, расходы денежных средств кредитной организации, признанной банкротом, на погашение текущих обязательств в части исполнения обязанности по уплате обязательных платежей, должны быть учтены в смете текущих (планируемых) расходов кредитной организации на осуществление мероприятий, предусмотренных процедурой конкурсного производства.
Следует учитывать, что обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства, могут возникать у кредитной организации в связи с подачей уточненной налоговой декларации по результатам оспаривания конкурсным управляющим сделок должника в порядке главы III.1 Закона о банкротстве.
Уполномоченному органу необходимо информировать конкурсного управляющего о наличии у кредитной организации текущих обязательств по уплате обязательных платежей, подлежащих исполнению в порядке подпункта "3" пункта 1 статьи 189.84 Закона о банкротстве, в соответствии с письмом ФНС России от 16.05.2014 N НД-4-8/9464@ "О некоторых вопросах, связанных с представлением интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве кредитных организаций".
В случае, если указанные расходы не учтены конкурсным управляющим в соответствующей смете, уполномоченному органу необходимо принять меры по отложению рассмотрения вопроса повестки дня об утверждении (изменении) такой сметы для внесения в нее соответствующих изменений.
3. Согласно пункту 4 статьи 189.84 Закона о банкротстве расходы на исполнение текущих обязательств кредитной организации включаются в смету текущих расходов кредитной организации и осуществляются конкурсным управляющим на основании такой сметы.
В силу пунктов 5, 6 статьи 189.84 Закона о банкротстве смета текущих расходов кредитной организации в части расходов, производимых после проведения первого собрания кредиторов, подлежит утверждению (изменению) собранием кредиторов или, если им образован комитет кредиторов, комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего. При этом смета текущих расходов кредитной организации утверждается (изменяется) конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 189.84 Закона о банкротстве.
В целях наиболее эффективного расходования денежных средств (имущества), составляющих конкурсную массу кредитной организации, уполномоченному органу не реже одного раза в 6 (шесть) месяцев необходимо принимать меры по включению в повестку дня собрания (заседания комитета) кредиторов дополнительного вопроса с предложением конкурсному управляющему провести переговоры с привлеченными для оказания юридической помощи специалистами по вопросу снижения ежемесячного и дополнительного (комиссионного) вознаграждения названных специалистов, а также проинформировать собрание (комитет) кредитов о результатах переговоров в определенный срок (но не ранее 1 (одного) месяца с даты принятия такого решения собранием (комитетом) кредиторов).
Принимая во внимание значительные трудозатраты по формированию конкурсной массы должника на начальной стадии конкурсного производства, указанный выше вопрос рекомендуется выносить на рассмотрение собрания (комитета) кредиторов не ранее 6 (шести) месяцев, но не позднее 1 (одного) года с даты признания кредитной организации банкротом.
При формировании позиции уполномоченного органа по вопросу об утверждении (изменении) сметы текущих (планируемых) расходов кредитной организации на осуществление мероприятий, предусмотренных процедурой конкурсного производства, следует учитывать, в том числе положения приказа Минфина России N 56н, постановления Президиума ВАС РФ N 1324/10, письма ФНС России от 16.05.2014 N НД-4-8/9464@ "О некоторых вопросах, связанных с представлением интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве кредитных организаций", пункта 2 письма ФНС России 12.09.2011 N ЯК-4-8/14723@ "О некоторых вопросах, связанных с представлением интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве кредитных организаций" и настоящего письма.
4. В случае, если сформированная по материалам вопроса повестки дня, впервые представленным на рассмотрение собрания (комитета) кредиторов, позиция уполномоченного органа не соответствует мнению (позиции) Агентства, следует принять меры по отложению рассмотрения такого вопроса на срок, достаточный для представления конкурсным управляющим пояснений и документов по существу замечаний уполномоченного органа и доработки соответствующих материалов.
5. В целях недопущения необоснованных организационных издержек, с учетом положений Приказа Минфина России N 56н, Постановления Президиума ВАС РФ N 1324/10, пункта 4 письма ФНС России от 21.04.2015 N НД-4-8/6826@ "О некоторых вопросах, связанных с работой с банкротством кредитных организаций", письма ФНС России от 17.01.2013 N НД-4-8/387@ "О некоторых вопросах, связанных с представлением интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве кредитных организаций" при участии в собраниях (заседаниях комитета) кредиторов кредитной организации, признанной банкротом, уполномоченному органу следует поддерживать предложения Агентства о предоставлении конкурсному управляющему права без согласования с собранием (комитетом) кредиторов принимать при наличии оснований, установленных действующим законодательством, решения о списании с баланса имущества (активов), балансовая стоимость одного объекта (позиции) которого не превышает 100 (сто) тысяч рублей.
С учетом пункта 2.8.2 Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@, позиция уполномоченного органа по выносимым Агентством на рассмотрение собрания (комитета) кредиторов вопросам об утверждении предложений конкурсного управляющего о списании имущества кредитной организации, относящейся к первой группе должников со вторым уровнем контроля, не подлежит обязательному согласованию с Федеральной налоговой службой и согласуется с УФНС России по субъекту Российской Федерации.
При формировании позиции уполномоченного органа по вопросам списания задолженности перед кредитной организацией, признанной банкротом, организаций, исключенных из единого государственного реестра юридических лиц в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимо анализировать своевременность предъявления Агентством требований к таким организациям. При отсутствии названных сведений следует ходатайствовать об отложении рассмотрения соответствующего вопроса повестки дня собрания (заседания) комитета кредиторов для представления конкурсным управляющим пояснений и документов по существу замечаний и доводов уполномоченного органа.
При наличии замечаний к реализации Агентством полномочий конкурсного управляющего кредитной организации, признанной банкротом, необходимо направлять соответствующие материалы в порядке, установленном пунктом 1 настоящего письма. При формировании регистрационной карточки документа в строке "Краткое содержание" необходимо указывать суть направляемых материалов - "ЗАМЕЧАНИЯ К ГК АСВ (на рассмотрение)".
6. В целях недопущения применения недобросовестными должниками института банкротства для уклонения от исполнения своих обязательств перед кредиторами, в том числе перед Российской Федерацией, при участии в собраниях (заседаниях комитетов) кредиторов кредитной организации, признанной банкротом, формирование позиции уполномоченного органа по соответствующему вопросу повестки дня, направленной на утверждение (одобрение) предложений конкурсного управляющего, дозволяющих непринятие конкурсным управляющим мер по привлечению к гражданско-правовой (субсидиарной) ответственности контролирующих должника лиц при наличии установленных Законом о банкротстве оснований, не допускается.
Обращается внимание УФНС России по субъектам Российской Федерации на необходимость:
обеспечения контроля за полнотой и своевременностью включения в сметы текущих (планируемых) расходов кредитной организации на осуществление мероприятий, предусмотренных процедурой конкурсного производства, расходов на погашение текущих обязательств кредитной организации в части исполнения обязанности по уплате обязательных платежей;
качественного взаимодействия с Агентством при осуществлении им функций конкурсного управляющего кредитной организацией, признанной банкротом.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ