Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФНС России от 09.06.2015 N ГД-4-3/9996@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 июня 2015 г. N ГД-4-3/9996@

Федеральная налоговая служба в связи с возникающими в правоприменительной практике вопросами исчисления сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при выплате поставщиком премии за приобретение определенного объема товаров и выполнение других согласованных сторонами условий договора сообщает следующее.

Порядок применения положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении премий (вознаграждений), выплачиваемых продавцом товаров их покупателю за достижение определенного договором объема закупок товаров, разъяснен в письме Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-15/120 (далее - письмо Минфина России), которое доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 18.09.2012 N ЕД-4-3/15464@.

Из письма Минфина России следует, что в случае перечисления продавцом непродовольственных товаров их покупателю какой-либо премии, такая премия, исходя из условий договора, может как изменять стоимость ранее поставленных товаров (то есть по своей правовой природе являться скидкой к цене товара), так и не изменять ее. Квалификация премии в качестве торговой скидки должна производиться с учетом положений постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 11637/11 (в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров).

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принято постановление от 07.02.2012 N 11637/11 (в отношении ООО "Леруа Мерлен Восток"), согласно которому премии (наряду со скидками) также являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС; в результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров в связи с чем размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.

Вместе с тем, при рассмотрении налоговых споров в судах по схожим обстоятельствам складывается противоречивая правоприменительная практика.

Так, Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 10.12.2014 N 310-КГ14-4621, от 10.11.2014 N 304-КГ14-3222, от 10.11.2014 N 305-КГ14-3243, от 14.11.2014 N 304-КГ14-3204, со ссылкой на правовую позицию, изложенную в указанном выше постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поддерживает выводы нижестоящих судов о необходимости корректировки ранее заявленных налоговых вычетов по НДС путем восстановления налога в периоде получения покупателем премий (бонусов) за достижение объема закупок товаров.

В то же время Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 10.10.2014 N 306-КГ14-1504, от 17.02.2015 N 304-КГ14-3095, от 05.03.2015 N 302-КГ15-1523 пришел к выводу об отсутствии оснований корректировать размер ранее заявленных покупателем налоговых вычетов по НДС при получении премий за достижение определенного объема закупок товаров.

Верховный Суд Российской Федерации в указанных определениях отмечает, что отсутствие со стороны продавца действий по корректировке налоговой базы по НДС в связи с выплатой премии (предоставлении скидки) свидетельствует о правомерности заявления покупателем налоговых вычетов по НДС без учета предоставленных премий (скидок).

При этом в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2015 N 302-КГ15-1523 сделана ссылка на положения пункта 2.1 статьи 154 Кодекса.

Учитывая изложенное, в целях снижения количества налоговых и судебных споров ФНС России обращает внимание, что при получении покупателем от продавцов премий (бонусов) за приобретение определенного объема товаров в период до 01.07.2013, когда по условиям договора стоимость отгруженных товаров на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (бонуса) не изменяется, либо при отсутствии таких условий в договоре, обязанность по корректировке налоговых вычетов у покупателя не возникает и право на корректировку налоговой базы по НДС и суммы налога у продавца отсутствует.

Если в указанных случаях налогоплательщики при выплате премий (бонусов) самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства (то есть продавец скорректировал налоговую базу по НДС и сумму налога, а покупатель на эту же сумму налога соответственно уменьшил ранее заявленные налоговые вычеты), то указанные налогоплательщики перерасчеты с бюджетом вправе не производить.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Другие документы по теме
<Об индексах изменения сметной стоимости строительства>
"О Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ"
"О предоставлении кредитных ресурсов для нормализации платежей в народном хозяйстве" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.1992 N 34)
<О введении дополнительной детализации отдельных видов расходов в рамках работы по составлению проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов>
Ошибка на сайте