Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-14/14095@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 12 августа 2015 г. N ГД-4-14/14095@

Письмом Федеральной налоговой службы от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088@ Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) поручено представлять ежеквартальную информацию о судебных делах по ликвидации юридических лиц и принятых мерах по принуждению к исполнению судебного акта, а также информацию о проводимой работе по направлению в адрес юридических лиц, учредителей (участников) и лиц, имеющих право действовать от имени юридических лиц без доверенности, уведомлений о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица и реализации процедур принудительной ликвидации юридических лиц в судебном порядке.

1. По результатам анализа информации, представленной согласно приложению N 2 к письму от 17 июля 2015 г. N СА-4-14/10435@, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Всего уведомления о представлении достоверных сведений об адресе направлены в адрес 68841 юридического лица, из которых 16191 юридическое лицо представило достоверные сведения, что составляет 24% от общего количества направленных уведомлений, в том числе, за первое полугодие 2015 года уведомления направлены в адрес 29274 юридических лиц, из которых 7682 юридических лица представили достоверные сведения, что составляет 11% от общего количества направленных уведомлений.

Наилучшую результативность в данном направлении показали Управления ФНС России:

- по Челябинской области - уведомления направлены в адрес 2292 юридических лиц, из которых сведения представили 1273 юридических лица (8% от общего количества юридических лиц, представивших сведения);

- по Саратовской области - уведомления направлены в адрес 3964 юридических лиц, из которых сведения представили 958 юридических лиц (6% от общего количества юридических лиц, представивших сведения);

- по Нижегородской области - уведомления направлены в адрес 1263 юридических лиц, из которых сведения представили 809 юридических лиц (5% от общего количества юридических лиц, представивших сведения);

- по Санкт-Петербургу - уведомления направлены в адрес 1813 юридических лиц, из которых сведения представили 730 юридических лиц (4% от общего количества юридических лиц, представивших сведения).

Наименьшее количество уведомлений направлено Управлениями ФНС России по Тюменской области, Чукотскому автономному округу, Республике Хакасия, Воронежской области, Мурманской области, Калининградской области, Республике Ингушетия, Новгородской области, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Чеченской Республике, Республике Адыгея, Чувашской Республике, Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), Камчатскому краю, Еврейской автономной области.

2. По результатам анализа информации, представленной согласно приложениям N 1 и N 2 к письму от 17 июня 2015 г. N СА-4-14/10435@, Федеральная налоговая служба сообщает, что по состоянию на 10 июля 2015 г. результаты работы по принудительной ликвидации юридических лиц в целом являются удовлетворительными.

Об отсутствии инициированных судебных дел в первом полугодии 2015 года сообщили 14 Управлений, в том числе Управления ФНС России по Ярославской области, Архангельской области и Ненецкому Автономному округу, Ленинградской области, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Краснодарскому краю, Астраханской области, Чувашской Республики, Чукотскому Автономному округу.

Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии надлежащей организации работы в данном направлении в указанных Управлениях.

Всего регистрирующими органами подано в суды 2506 заявлений о ликвидации юридических лиц, из них судами рассмотрено 1372 заявления.

Требования регистрирующих органов о ликвидации юридических лиц удовлетворены в 1292 случаях, отказано в удовлетворении в 80 случаях, что составляет, соответственно, 94% и 6% от общего количества рассмотренных требований. В 194 случаях (14%) производства по делам были прекращены в том числе в связи с отказом регистрирующих органов от заявленных требований по причине внесения юридическими лицами изменений в сведения об адресе.

Изложенное свидетельствует, что в целом по Российской Федерации формируется положительная судебная практика.

Наибольшую результативность по делам о ликвидации юридических лиц достигли следующие Управления ФНС России:

1) по Санкт-Петербургу - требования регистрирующего органа о ликвидации юридических лиц удовлетворены в 222 случаях, что составляет 16% от общего количества удовлетворенных требований по Российской Федерации;

2) по Иркутской области - в 100 случаях суды удовлетворили требования регистрирующего органа, что составляет 7% от общего количества удовлетворенных требований по Российской Федерации;

3) по г. Москве - требования регистрирующего органа о ликвидации юридических лиц удовлетворены в 83 случаях, что составляет 5% от общего количества удовлетворенных требований по Российской Федерации.

Наряду с этим имеются субъекты Российской Федерации, в которых формируется отрицательная судебная практика (Кабардино-Балкарская Республика, Тамбовская область, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Архангельская область и Ненецкий автономный округ), а также субъекты Российской Федерации с противоречивой судебной практикой по делам о ликвидации юридических лиц (Ростовская область, Орловская область, Курская область, Томская область, Московская область и Еврейская автономная область).

Основанием для отказа в удовлетворении требования регистрирующего органа, как правило, являются выводы судов о малозначительности и устранимости нарушений. При этом судами не применяются правовые позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении Пленума от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление Пленума N 61).

Так, Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 6 Постановления Пленума N 61 разъяснил, что суд может предложить юридическому лицу принять меры по устранению нарушения, указав при этом, что невыполнение им указаний суда свидетельствует о грубом нарушении законодательства о государственной регистрации, допущенном при осуществлении своей деятельности. Однако суды при рассмотрении дел не давали указаний юридическим лицам об устранении нарушений. Тем самым суды фактически ушли от дачи оценки действий юридического лица и доводов регистрирующих органов о грубом характере допущенных нарушений.

Между тем, Согласно пункту 6 Постановления Пленума N 61 при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Имея ввиду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

Поскольку неисполнение юридическим лицом требований суда о представлении в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе является грубым нарушением, регистрирующему органу на стадии предварительного судебного разбирательства необходимо ставить перед судом вопрос о направлении в адрес юридического лица определения суда о принятии мер по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе.

Помимо этого, основанием для отказа в удовлетворении требования регистрирующего органа послужило устранение юридическим лицом нарушений требований Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

По таким делам территориальными налоговыми органами не учитывается, что в случае добровольного устранения юридическим лицом нарушений требований Закона N 129-ФЗ налоговым органом должно быть заявлено об отказе от исковых требований.

При этом Федеральная налоговая письмом от 5 мая 2015 г. N СА-4-14/7713@ доводила до нижестоящих налоговых органов сведения о том, что положения письма ФНС России от 03.04.2015 N СА-4-7/5493@ о согласовании с Правовым управлением ФНС России заявлений налоговых органов об отказе от иска не распространяются на отказ от иска по делам о ликвидации юридических лиц по мотиву недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе юридического лица в случаях добровольного устранения юридическим лицом нарушений путем указания достоверного адреса.

Также при отказе регистрирующим органом от исковых требований необходимо учитывать разъяснения, изложенные в пункте 11 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11 июля 2014 г. N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".

3. Отмечается, что не все направляемые на согласование проекты заявлений в настоящий момент соответствуют требованиям, предъявляемым к проектам заявлений, изложенным в письме Федеральной налоговой службы от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088@. Всего за первое полугодие 2015 года Федеральной налоговой службой рассмотрено 878 проектов исковых заявлений.

При этом в ряде случаев представленные материалы имели следующие нарушения.

В представляемых материалах отсутствовали доказательства направления в адрес юридических лиц (в том числе учредителей и руководителей) уведомлений о предоставлении достоверных сведений об адресе.

Кроме того, регистрирующие органы немотивированно прикладывали доказательства направления уведомлений в адрес руководителей (учредителей) по не содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц адресам.

Между тем, такие доказательства являются не относимыми к делу и фактически не отвечают в полной мере требованию о соблюдении условия по обязательному предварительному направлению уведомлений в соответствии с абзацем 1 пункта 6 Постановления Пленума N 61.

Встречались случаи указания в проектах заявлений и в приложенных к ним материалах неверного краткого наименования юридического лица, подлежащего ликвидации.

Среди представляемых на согласование проектов заявлений нередки случаи возложения обязанности по ликвидации на директора юридического лица.

При этом в пункте 5.2 письма Федеральной налоговой службы от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088@ указано на необходимость в заявлении о ликвидации юридического лица в качестве соответчиков привлекать к участию в деле учредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами; "просительная" часть заявления должна содержать требование о возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на таких учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Имелись также случаи непредставления доказательств того, что юридическое лицо не является недействующим. При этом нередко в обоснование невозможности применения административного порядка ликвидации недействующих юридических лиц регистрирующие органы указывают о наличии задолженности перед бюджетом.

Вместе с тем, данные доводы суды признают необоснованными в силу положения пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", согласно которому исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

По мнению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации факт наличия у регистрирующего органа сведений об имеющейся у юридического лица задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами не препятствует исключению из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.

В этой связи Федеральная налоговая служба указывает, что регистрирующим органом должны быть представлены иные доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица, в том числе предусмотренные пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.

Направление в ФНС России некачественных материалов свидетельствует об отсутствии надлежащей организации работы по соответствию проектов заявлений и приложенных к ним материалов требованиям законодательства и положениям письма Федеральной налоговой службы от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088@.

Вследствие этого Федеральная налоговая служба поручает Управлениям усилить контроль за соответствием проектов заявлений и приложенных к ним материалов требованиям законодательства и положениям письма Федеральной налоговой службы от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088@, а также судебно-арбитражной практике.

Отмечается, что Управлениям Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Республике Саха (Якутия), по Московской области, Архангельской области и Ненецкому Автономному округу неоднократно указывалось на недопустимость несоответствия проектов заявлений и приложенных к ним материалов требованиям законодательства и положениям письма Федеральной налоговой службы от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088@.

Однако фактически часть направляемых на согласование проектов исковых заявлений до настоящего времени не соответствуют требованиям, предъявляемым в письме Федеральной налоговой службы от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088@.

В этой связи Федеральная налоговая служба поручает Управлениям Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Республике Саха (Якутия), по Московской области, Архангельской области и Ненецкому Автономному округу представить пояснения о причинах несоответствия значительного числа проектов заявлений и приложенных к ним материалов требованиям законодательства и положениям письма Федеральной налоговой службы от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088@, а при наличии оснований обеспечить проведение служебных проверок в отношении виновных лиц в срок до 1 сентября 2015 г.

4. С принятием Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вступает в силу с 1 января 2016 г. подпункт "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

В связи с этим приоритетными кандидатами для предъявления исковых требований по принудительной ликвидации являются юридические лица, где в качестве участника или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, выступает лицо, являющееся участником или лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, значительного количества иных юридических лиц.

5. Дополнительно Федеральная налоговая служба информирует о судебных делах, в рамках которых судами апелляционной и кассационной инстанции удовлетворены требования регистрирующих органов о ликвидации юридических лиц:

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 ноября 2014 г. по делу N А82-14547/2013, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 февраля 2015 г. по делу А09-6141/2014, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2015 г. по делу N А45-23153/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2015 г. по делу N А10-3603/2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2014 г. по делу N А47-12750/2013, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2015 г. по делу N А41-4440/2015.

Указанную информацию следует использовать в ходе судебных разбирательств, как свидетельствующую о единообразии в правоприменении и толковании судами различных регионов норм законодательства при рассмотрении заявлений регистрирующих органов о принудительной ликвидации юридических лиц в судебном порядке по названному в пункте 6 Постановления Пленума N 61 основанию.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Другие документы по теме
"О предоставлении статистических данных по формам федерального статистического наблюдения N СПО-1 и N ВПО-1 на начало 2014/2015 учебного года" (вместе с "Порядком предоставления статистических данных по формам ФСН N СПО-1 и N ВПО-1 на начало 2014/2015 учебного года")
<Об уточнении порядка расчета величины превышения лимитов, установленных нормативами Н9, Н9.1, Н10, Н10.1>
"О направлении обзора практики рассмотрения жалоб на решения о корректировке таможенной стоимости"
"О предоставлении разъяснений"
Ошибка на сайте