<Письмо> ФНС России от 11.04.2024 N Д-5-20/55@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 11 апреля 2024 г. N Д-5-20/55@
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ
ТЕХНИКИ В 2024 ГОДУ
Федеральная налоговая служба в целях обеспечения применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) хозяйствующими субъектами, в том числе для нормализации уровня дисциплины применения ККТ, сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) предусматривается возможность проведения в 2024 году внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (далее - КНМ) (в виде документарной и выездной проверки) по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, а также КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований незамедлительного проведения контрольной закупки.
В этой связи управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) поручается организовать в 2024 году проведение профилактических мероприятий (далее - ПМ) и КНМ в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей с учетом следующего.
1. Проведение профилактических мероприятий.
Согласно пункту 10 Постановления N 336 допускается проведение профилактических мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Кроме того, в случае выявления при проведении КНМ без взаимодействия признаков нарушений обязательных требований сотрудник территориального налогового органа рассматривает вопрос о проведении мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень ПМ, которые проводятся территориальными налоговыми органами, указан в пункте 11 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2022 N 272 (далее - Положение N 272).
Порядок осуществления ПМ содержится в пунктах 12 - 16 Положения N 272.
1.1 Профилактический визит.
В случае выявления при проведении КНМ без взаимодействия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований их нарушения, сотрудники территориальных налоговых органов инициируют проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Кроме того, налоговыми органами проводится обязательный профилактический визит в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, при осуществлении которой контролируемое лицо должно соблюдать обязательные требования (например, при первичной регистрации ККТ, так как налогоплательщик приступает к осуществлению деятельности, связанной с осуществлением расчетов, требующих применение ККТ).
Профилактические визиты в отношении контролируемых лиц осуществляются должностным лицом в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и пунктом 16 Положения N 272.
Уполномоченным должностным лицом налогового органа принимается решение о проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы или путем использования видео-конференц-связи, определяются дата, время и должностные лица налогового органа, уполномоченные на его проведение. Форма решения о проведении обязательного профилактического визита прилагается к настоящей директиве.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а также о видах, содержании и об интенсивности КНМ, проводимых в отношении объекта контроля.
По результатам проведения обязательного профилактического визита составляется протокол, форма которого прилагается к настоящей директиве.
О проведении профилактического визита налогоплательщик уведомляется любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, в том числе путем вручения такого уведомления в момент первоначального оказания государственной услуги по регистрации ККТ, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения обязательного профилактического визита. Форма уведомления о проведении профилактического визита прилагается к настоящей директиве.
Взаимодействие контролируемого лица с контрольным (надзорным) органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться через представителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ).
В случае неполучения контролируемым лицом уведомления о проведении профилактического визита, например, направленного по почте, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ) рекомендуется указывать причину непроведения профилактического визита - "Отказ контролируемого лица иным способом".
Согласно пункту 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 (далее - Правила), на уведомление о проведении профилактического визита наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.
Налогоплательщик вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом территориальный налоговый орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Обращается внимание, что сведения о проведении профилактического мероприятия в виде профилактического визита в обязательном порядке размещаются в ЕРКНМ.
1.2 Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В случае наличия у налогового органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, налоговый орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Также учитывая положения Постановления N 336, в случае, если по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, уполномоченным лицом территориального налогового органа принимается решение об объявлении предостережения.
Такое решение принимается уполномоченным лицом по результатам рассмотрения мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований согласно пункту 2 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
Формы решения уполномоченного лица территориального налогового органа, мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предостережения прилагаются к настоящей директиве.
Обращается внимание, что предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования законодательства Российской Федерации о применении ККТ, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
В случае поступления от контролируемого лица возражения на предостережение, налоговый орган рассматривает возражение и не позднее 10 рабочих дней со дня его получения принимает решение об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения. Ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу тем же способом, которым направлено возражение.
Форма решения об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер прилагается к настоящей директиве.
Обращается внимание, что сведения о проведении ПМ в виде объявления предостережения размещаются в ЕРКНМ, а согласно пункту 21 Правил, на предостережение наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.
2. Документарные и выездные проверки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) основанием для проведения КНМ, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи, в том числе, является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
При этом согласно части 1 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении КНМ, включая КНМ без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
Статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированные представления о проведении КНМ, о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также об отсутствии основания для проведения КНМ.
В целях рассмотрения ФНС России мотивированных представлений о проведении КНМ, а также принятия заместителем руководителя ФНС решения о проведении внепланового КНМ в 2024 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, Управлениям сообщается следующее.
2.1 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам рассмотрения сведений о неприменении ККТ, содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций.
Общий порядок рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (в части законодательства Российской Федерации о применении ККТ), доведен до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 30.08.2022 N АБ-4-20/11366@.
При этом, по итогам рассмотрения подтвержденных сведений о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, мотивированное представление о проведении КНМ может быть направлено на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:
1) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ налогоплательщиками, не являющимися мобилизованными лицами на период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, включенными в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий";
2) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, также указывают на причинение заявителю вреда или на нарушение прав заявителя;
3) сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).
При установлении одновременного наличия вышеуказанных критериев по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданина или организации, должностное лицо территориального налогового органа может сформировать мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной или выездной проверки и проект решения о проведении документарной или выездной проверки и направить указанные документы на рассмотрение в Управление оперативного контроля ФНС России.
Типовая форма решения о проведении документарной и выездной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).
2.2 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных.
При этом, в случае, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной или выездной проверки и проект решения о проведении документарной или выездной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:
1) налогоплательщик не является мобилизованным лицом на период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации;
2) налогоплательщики не являются аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, включенными в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий";
3) у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;
4) сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).
2.3 Рассмотрение мотивированных представлений о проведении КНМ в виде документарной проверки.
ФНС России рассмотрит представленные территориальными налоговыми органами мотивированные представления о проведении КНМ в виде документарной или выездной проверки и при отсутствии замечаний по ним, направит в адрес Управлений соответствующее решение.
В целях подготовки решений о проведении КНМ необходимо в обязательном порядке заполнить все атрибуты в проекте решения.
При этом следует учитывать, что представленные в проекте решения сведения (например, сведения об уполномоченных на проведение проверки, адрес проведения проверки, источник сведений о нарушении, изложение сведений о нарушении, срок проведения КНМ и другие сведения) будут отражены в решении о проведении КНМ и должны соответствовать фактическим данным, вносимым территориальными налоговыми органами в момент формирования паспорта КНМ в ЕРКНМ.
Обращается внимание, что согласно позиции Минэкономразвития России от 25.12.2023 N Д24и-42173, доведенной до налоговых органов письмом ФНС России от 28.12.2023 N 20-3-03/0310, в случае если в распоряжении контрольного (надзорного) органа имеются документы необходимые для оценки соблюдения обязательных требований контролируемыми лица, то проведение контрольных (надзорных) действий (например, истребование документов или получение письменных объяснений в рамках документарной проверки), не требуется.
Таким образом, при наличии у налогового органа достаточных сведений необходимых для оценки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, а также данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности, налоговые органы самостоятельно принимают решение о необходимости проведения контрольных (надзорных) действий и их отражении в проектах решений о проведении соответствующего КНМ, а также в ЕРКНМ.
2.4 Проведение документарной или выездной проверки.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 336 в 2024 году внеплановые КНМ проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой.
Обращается внимание, что в случае, если по результатам согласительных процедур от органа прокуратуры получен отказ в согласовании проведения внеплановых документарных проверок, Управления незамедлительно направляют в адрес Управления оперативного контроля следующую информацию:
- копии заявлений о согласовании внепланового КНМ по форме, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294 (при наличии);
- копии решений органов прокуратуры об отказе в согласовании проведения внепланового КНМ;
- сведения по форме, согласно приложения N 1 к настоящей директиве.
Процесс проведения документарной и выездной проверки доведен до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 19.04.2022 N АБ-4-20/4731@.
Форма Требования о представлении документов (письменных объяснений) прилагается к настоящей директиве.
Обращается внимание, что сведения о проведении КНМ размещаются в ЕРКНМ, а согласно пункту 21 Правил, на решение о проведении КНМ, требование о предоставлении документов (письменных объяснений), акт КНМ и предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.
Типовые формы соответствующих актов КНМ, утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).
Учитывая, что решение о проведении внепланового КНМ принимается заместителем руководителя ФНС России, после внесения обязательных сведений по КНМ в ЕРКНМ, необходимо сохранить паспорт КНМ. После сохранения паспорта КНМ в нем отобразится номер КНМ и QR-код, который необходимо скопировать и посредством принтера нанести на решение о проведении КНМ, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт КНМ.
Решение о проведении КНМ и акт КНМ с нанесенными на них QR-кодом и номером КНМ добавляются в паспорт КНМ.
Дата направления требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов и пояснений и дата получения документов и пояснений во исполнение такого требования отражаются в ЕРКНМ.
По результатам проведения КНМ необходимо принять решения с учетом пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 в части выдачи после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении.
Форма предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований доведена до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 30.03.2023 N 20-3-03/0020@, а также прилагается к настоящей директиве.
Сведения о предписании об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушенные обязательные требования и нормативные акты и их структурные единицы, предусматривающие обязательные требования, а также срок исполнения предписания контрольного (надзорного) органа размещаются в ЕРКНМ в срок, установленный Правилами.
3. Контроль исполнения предписаний об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении КНМ нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в том числе, выдать после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Таким образом, по результатам проведения внеплановых КНМ, в ходе которых были установлены нарушения налоговый орган обязан выдать после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В предписании в обязательном порядке указываются:
- установленное нарушение обязательных требований;
- указание на структурные единицы Федерального закона N 54-ФЗ, устанавливающие обязательное требование, которое нарушено;
- действия, которые должен осуществить налогоплательщик для устранения выявленного нарушения;
- разумные сроки их устранения нарушения;
- необходимость предоставления в налоговый орган чеков коррекции, в случае, если нарушение связано с неприменением ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ;
- необходимость предоставления кассового чека (бланка строгой отчетности), если установленное нарушение связано с невыдачей кассового чека на бумажном носителе.
Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона N 248-ФЗ органами, осуществляющими контроль за исполнением предписаний, иных решений контрольных (надзорных) органов (далее также - решения), являются контрольные (надзорные) органы, вынесшие решения.
Частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ определено, что по истечении срока исполнения решения (предписания), принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением (предписанием), либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения (предписания) на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований, невозможно сделать вывод об исполнении решения (предписания), контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения (предписания) путем проведения КНМ с взаимодействием с контролируемым лицом.
При этом обращается особое внимание, что в ходе мероприятий по контролю за исполнением предписания налоговым органом оценивается как сам факт устранения выявленного нарушения, так и факт дальнейшего непрекращающегося предотвращения контролируемым лицом причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.1 Оценка исполнения предписания в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
По вопросу о возможности привлечения контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания следует учитывать позицию Минэкономразвития России указанную в письме от 29.01.2024 N Д24и-2375, а также зафиксированную в пункте 5 раздела 1 протокола совещания от 25.07.2023 N 28-Д24 на тему: "О рассмотрении жалоб в рамках механизма досудебного обжалования и об отдельных вопросах контрольной (надзорной) деятельности":
"В соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, отнесенных к предмету видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируемых в том числе Федеральным законом N 248-ФЗ, может быть возбуждено только после проведения КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 указанной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
Вместе с тем положения статьи 28.1 КоАП РФ не ограничивают возбуждение дел об административном правонарушении, если событие соответствующего правонарушения сопряжено с нарушением контролируемым лицом обязанностей, установленных требованиями законодательства о государственном контроле (надзоре) в том числе неисполнение выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Обращаем внимание, что неисполнение предписания не является нарушением обязательных требований в рамках отраслевого регулирования соответствующей сферы.
С учетом изложенного привлечение контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания допускается без проведения КНМ с взаимодействием при наличии достаточных сведений, позволяющих сделать обоснованный вывод о таком неисполнении."
Налоговые органы имеют возможность в большинстве случаев оценить факт исполнения или неисполнения предписания без проведения КНМ с взаимодействием в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований, например, при установлении факта неприменения ККТ при фактическом отсутствии самой ККТ налоговые органы проверяют исполнение вынесенного предписания на основании сведений о регистрации ККТ и наличия чека коррекции на сумму неприменения.
3.1.1 В случае, если в результате проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований налоговым органом на основании имеющихся сведений и представленных контролируемым лицом документов оценено исполнение предписания и подтверждено исполнение такого предписания, составляется акт наблюдения за соблюдением обязательных требований, в котором отражаются соответствующие сведения.
Форма акта наблюдения за соблюдением обязательных требований прилагается к настоящей директиве.
3.1.2 В случае, если в результате проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований налоговым органов установлено неисполнения предписания, то в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ для дальнейшего направления в судебные органы на рассмотрение.
При этом в случае, если в результате проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований в части исполнения предписания будет установлено неисполнение такого предписания в части дальнейшего непредотвращения контролируемым лицом причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (непринятия мер по соблюдению требований Федерального закона N 54-ФЗ), например, неприменение ККТ или невыдача кассовых чеков при совершении каждого расчета, а также применение ККТ с нарушением установленных требований, то в сопроводительном письме, которым протокол об административном правонарушении направляется в судебные органы целесообразно предложить судебным органам применить в отношении виновных должностных лиц административное наказание в виде дисквалификации.
3.1.3 В случае, если в результате проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований налоговым органом на основании имеющихся сведений и представленных контролируемым лицом документов оценить исполнение предписания и подтвердить исполнение такого предписания не представляется возможным, налоговые органы инициируют проведение КНМ с взаимодействием.
3.2 Оценка исполнения предписания в рамках проведения КНМ с взаимодействием
Согласно абзацу 10 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 01.03.2023 является самостоятельным основанием для проведения внепланового КНМ (контрольной закупки, документарной и выездной проверки) при условии согласования проведения такого мероприятия с органом прокуратуры.
В целях оценки исполнения предписания налоговые органы инициируют проведение одного из следующих КНМ:
- контрольная закупка;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Следует отметить, что контрольная закупка проводится вне рамок выездного обследования как самостоятельное КНМ, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом, а также по правилам, предусмотренным статьей 67 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктом 23 Положения N 272.
3.2.1 В случае, если в результате проведения КНМ оценено исполнение предписания и подтверждено исполнение такого предписания, составляется акт КНМ, в котором отражаются соответствующие сведения.
3.2.2 В случае, если по итогам проведения вышеуказанных КНМ налоговым органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, с указанием новых сроков его исполнения (часть 2 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ).
Кроме того, в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение первого предписания для дальнейшего направления в судебные органы на рассмотрение.
При этом в случае, если в результате проведения КНМ в части исполнения предписания будет установлено неисполнение такого предписания, в том числе в части дальнейшего непредотвращения контролируемым лицом причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (непринятия мер по соблюдению требований Федерального закона N 54-ФЗ), например, неприменение ККТ или невыдача кассовых чеков при совершении каждого расчета, а также применение ККТ с нарушением установленных требований, то в сопроводительном письме, которым протокол об административном правонарушении направляется в судебные органы целесообразно предложить судебным органам применить в отношении виновных должностных лиц административное наказание в виде дисквалификации.
3.3 Оценка исполнения повторного предписания.
Оценка исполнения повторного предписания, вынесенного по результатам КНМ, проводимого в целях оценки первого предписания осуществляется в порядке, указанном в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей директивы.
При этом, в случае, если оценка повторного предписания осуществлялась в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 настоящей директивы, и по результатам такой оценки установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, налоговый орган принимает меры по привлечению контролируемых лиц к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ без вынесения очередного предписания.
Если в результате проведения КНМ в части исполнения повторного предписания будет установлено неисполнение такого повторного предписания в части дальнейшего непредотвращения контролируемым лицом причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (непринятия мер по соблюдению требований Федерального закона N 54-ФЗ), например, неприменение ККТ или невыдача кассовых чеков при совершении каждого расчета, а также применение ККТ с нарушением установленных требований, то в сопроводительном письме, которым протокол об административном правонарушении направляется в судебные органы целесообразно предложить судебным органам применить в отношении виновных должностных лиц административное наказание в виде дисквалификации.
В случае поступления в налоговый орган ходатайства от контролируемого лица должностным лицом налогового органа, вынесшим решение, рассматривается вопрос, связанный с исполнением решения об отсрочке исполнения решения.
Указанный вопрос рассматривается должностным лицом налогового органа, вынесшим решение, по ходатайству контролируемого лица или по представлению инспектора в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган ходатайства или направления представления. В случае отсутствия указанного должностного лица налогового органа вопросы передаются на рассмотрение иного должностного лица налогового органа в порядке, установленном налоговым органом.
Форма решения об отсрочке исполнения решения прилагается к настоящей директиве.
4. Контрольные закупки.
Согласно абзацу 7 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 в 2024 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.
В этой связи в целях воздействия на "недобросовестных" налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, территориальным налоговым органам поручается проводить КНМ без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении налогоплательщиков, нарушающих обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении ККТ.
Указанные налогоплательщики должны соответствовать следующим критериям:
- налогоплательщики не являются мобилизованными лицами на период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- налогоплательщики не являются аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, включенными в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий";
- не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях или нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ.
Обращается внимание, что согласно позиции Минэкономразвития России от 29.12.2023 N Д24и-42841 предварительное проведение профилактического мероприятия перед проведением в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей контрольной закупки в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ, когда в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, не является обязательным.
Вместе с тем, территориальным налоговым органам рекомендуется самостоятельно принимать решения о проведении предварительного профилактического мероприятия перед выездным обследованием, в результате которого возможно проведение контрольной закупки.
Выездное обследование проводится на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа (руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа). Форма задания прилагается к настоящей директиве.
В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо территориального налогового органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ и с учетом части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ (согласно абзацу 3 пункта 27 Положения N 272).
В соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 данной статьи.
Также следует учитывать, что согласно части 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
Согласно пункту 2.2 Решений межведомственного рабочего совещания по вопросам совершенствования законодательства о контрольно-надзорной деятельности и функционала ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" от 04.07.2023, направленных письмом Генпрокуратуры России от 13.07.2023 N 76/2-08-2023/Ид10660-23, ФНС России рекомендовано до завершения доработки ЕРКНМ в части дополнения ее специальным основанием "Контрольная закупка, ст. 75" сведения о контрольной закупке, проведенной в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, вносить с выбором в поле "Необходимость согласования" электронного паспорта значения "Незамедлительная проверка, ст. 66", а в разделе электронного паспорта о решении отражать сведения о задании на проведение выездного обследования, результатом которого стала контрольная закупка.
Решение о проведении контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, формировать после проведения контрольной закупки и размещать образ такого решения в ЕРКНМ, не требуется.
По результатам проведения контрольной закупки необходимо принять решения с учетом пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 в части выдачи после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 21 Правил на акт контрольной закупки и предписание об устранении выявленных нарушений наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.
5. Контроль при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 336 выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований является основанием для инициирования внепланового контрольного (надзорного) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры.
Приказом Минфина России от 06.06.2023 N 88н утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо налогового органа направляет уполномоченному должностному лицу территориального налогового органа при установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (пункт 1 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ).
По результатам рассмотрения мотивированного представления принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом территориального налогового органа, проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (документарная или выездная проверка, а также контрольная закупка).
6. Оформление документов в рамках осуществления профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно части 14 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ часть 1 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ применяется с 31.12.2023.
Таким образом, налоговые органы в рамках осуществления федерального государственного контроли (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ формируют все документы в форме электронного документа и подписывают указанные документ усиленной квалифицированной электронной подписью.
Ранее ФНС России письмом от 27.06.2023 N 20-3-03/0049@ поручало Управлениям обеспечить наличие у должностных лиц налоговых органов, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
7. Оценка эффективности контрольной работы.
В целях оценки деятельности территориальных налоговых органов в части обеспечения применения ККТ хозяйствующими субъектами, в том числе для нормализации уровня дисциплины применения ККТ введен показатель, характеризующий эффективность работы налоговых органов по контролю за применением ККТ (показатель 3.9.3 "Эффективность работы налоговых органов по реализации проекта "Контроль за применением ККТ").
ФНС России отдельными поручениями будет доводить до территориальных налоговых органов перечни торговых точек, в деятельности которых усматриваются риски нарушения законодательства Российской Федерации о применении ККТ для рассмотрения вопроса о проведении КНМ, результаты которых в полном объеме вносятся в приложение N 2 к настоящей директиве и будут учитываться при расчете указанного показателя.
Кроме того, для расчета данного показателя будут учитываться результаты КНМ, проведенные в отношении объектов общепита, отнесенных к "красной" - рисковой зоне.
Каждому направленному риску присвоен свой номер (например, Р1, Р2, Р3 и другие) которые необходимо указывать в приложении N 2 к настоящей директиве в случае проведения КНМ в отношении торговых точек из направленного ФНС России перечня рисковых торговых точек.
Также в приложении N 2 к настоящей директиве следует отражать информацию о случаях неприменения ККТ в случае ее отсутствия, выявленных в ходе проведения соответствующего КНМ.
Обращается внимание, что в случае представления Управлениями некорректных сведений в оперативной информации по проекту "Контроль за применением ККТ" в приложении N 2 к настоящей директиве, такому Управлению составляющая по показателю 3.9.3 не рассчитывается и устанавливаются баллы, равные 0.
8. Порядок действий налоговых органов при неработоспособности ЕРКНМ.
Состав сведений и сроки их внесения в ЕРКНМ приведены в приложении к Правилам.
В случае отсутствия возможности внесения в ЕРКНМ сведений, указанных в пункте 5 Правил, в сроки, предусмотренные приложением к Правилам, в связи с возникновением технических проблем в работе ЕРКНМ соответствующие сведения вносятся в ЕРКНМ после восстановления работоспособности информационной системы, в которой ведется ЕРКНМ, но не позднее 3 рабочих дней со дня восстановления.
Неработоспособность ЕРКНМ должна быть зафиксирована оператором ЕРКНМ в суточный срок, о чем должна быть размещена информация в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в публичной части ЕРКНМ, не подлежащая удалению.
На практике налоговые органы сталкиваются с ситуацией, когда внести необходимые сведения в ЕРКНМ в установленные сроки не представляется возможным по причине неработоспособности ЕРКНМ, при этом соответствующая информация в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в публичной части ЕРКНМ отсутствует.
В указанных ситуациях территориальным налоговым органам рекомендуется:
- незамедлительно в момент установления факта неработоспособности ЕРКНМ сохранить информацию об ошибке (сделать сканированный образ экрана рабочей станции);
- в день установления факта неработоспособности ЕРКНМ подать обращение о таком факте в службу технической поддержки ЕРКНМ;
- в случае, если по результатам обращения в СТП ЕРКНМ (на основании ответа СТП ЕРКНМ) работоспособность ЕРКНМ не восстановлена или если выявленная ошибка не устранена, незамедлительно после получения ответа от СТП ЕРКНМ направить информацию о таком факте в Управление оперативного контроля ФНС России;
- внести сведения о факте неработоспособности ЕРКНМ в Журнал фиксации фактов неработоспособности ЕРКНМ (форма журнала прилагается)
- сводный Журнал фиксации фактов неработоспособности ЕРКНМ в целом по субъекту Российской Федерации необходимо направлять нарастающим итогом в Управление оперативного контроля ФНС России ежемесячно не позднее 1 0 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обращается внимание, что сведения вносятся в ЕРКНМ контрольными (надзорными) органами исключительно посредством использования справочников и классификаторов, которые формируются в автоматическом режиме на основе сведений, включенных в Единый реестр видов контроля (ЕРВК) и Реестр обязательных требований (РОТ).
В этой связи, в случае установления отсутствия необходимой информации в ЕРКНМ, которая должна передаваться из ЕРВК и РОТ Управления незамедлительно направляют соответствующий запрос в Управление оперативного контроля ФНС России для рассмотрения вопроса о целесообразности внесения соответствующих изменений в ЕРВК или РОТ или в целях уточнения причин непередачи необходимых сведений из смежных реестров в ЕРКНМ.
Отмечаем, что внесение сведений в ЕРКНМ должно осуществляться в соответствии с действующей инструкцией для пользователей с ролью "Работник КНО". Информация об обновлении функционала, а также актуальные руководства пользователя расположены в разделе "Новости" (https://private.proverki.gov.ru/private/news).
9. Отчет о проведенных мероприятиях.
Информацию о реализации мероприятий, предусмотренных настоящей директивой, необходимо направлять нарастающим итогом в Управление оперативного контроля ФНС России ежемесячно не позднее 1 0 числа месяца, следующего за отчетным периодом (начиная с мая 2024 года), по форме, согласно приложению N 2 к настоящему письму, при этом:
- сведения о проведенных профилактических мероприятиях отражаются в листе "ПМ" приложения N 2 к настоящей директиве;
- сведения о проведении контрольных закупок в рамках выездных обследований и документарных и выездных проверок отражаются в листах "Контрольные закупки" и "Документарные и выездные проверки" приложения N 2 к настоящей директиве.
10. Заключительные положения.
Настоящая директива не является решением о проведении внеплановых КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом.
Дополнительно сообщается, что в связи с изданием настоящей директивы:
- директива ФНС России от 05.05.2023 N Д-5-20/32@ отменяется;
- письмо ФНС России от 31.01.2024 N 20-3-03/0050@ "О порядке действий сотрудников налоговых органов при неработоспособности ЕРКНМ", отменяется;
- сведения по ПМ и КНМ, начатых в соответствии с директивами ФНС России от 18.01.2023 N Д-5-20/5@ и от 05.05.2023 N Д-5-20/32, и не завершенных до 01.01.2024, в полном объеме вносятся в приложение N 2 к настоящей директиве;
- сведения по ПМ и КНМ, начатых с 01.01.2024, в полном объеме вносятся в приложение N 2 к настоящей директиве.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В.БУДАРИН